В Первомайском сквере летят щепки

28 мая в Первомайском сквере открылся международный симпозиум деревянной скульптуры, приуроченный к празднованию 110–летия Новосибирска.

Такое впечатление, что весь город превратился в строительную площадку, а Первомайский сквер — тем паче. С одной стороны сквера пыль–песок по ветру летит — укладывается тротуарная плитка. С другой — громоздятся внушительные кедровые бревна, доставленные с лесоперевалки. 28 мая гремят фанфары, говорятся речи, присутствуют первые лица города (губернатора нет, у него юбилей), пожимают руки гостям. Ансамбль «Сибирская тройка» песнями и плясками напоминает о народных корнях. Студентки худграфа делают карандашные наброски танцоров, пока скульпторы не перетянули внимание на себя, пока они приглядываются к рабочей площадке да выбирают, где отметить встречу. А на следующее утро вгрызаются в плоть дерева взревевшие бензопилы и летит стружка, покрывая белесым налетом близлежащую траву. Творческий процесс происходит на глазах горожан, его таинства вынесены из мастерских на всеобщее обозрение. Прекрасная возможность для начинающих художников получить мастер–класс и пообщаться с профессионалами.
Первомайский сквер давно стал экспериментальной архитектурно–скульптурной площадкой. Зимой здесь вырастали снежные изваяния, но их жизнь недолговечна, как сугроб. Прошлым летом вся округа затыкала уши: электрофлески (дрели скульпторов) вгрызались в мрамор, убирая из глыб все лишнее. Зато теперь десять каменных скульптур, потускневших со временем, расставлены в сквере, открытые всем дождям и ветрам. Правда, табличек с авторством к ним так и не прикрепили. А деревянные изваяния разъедутся по городу, куда именно, организаторы еще решат. Обещают, что они пойдут с аукциона, чтобы, по замечанию участника симпозиума Санду Бортника, не осесть в огородах и на дачных участках. Есть и другой опыт. Санду и его коллегам не раз доводилось бывать в городе–побратиме Саппоро, столице симпозиумов — снежных, каменных, деревянных, керамических. Саппоровский парк деревянной скульптуры, может быть, найдет свое продолжение в Новосибирске.
Шестеро именитых скульпторов из Новосибирска, Молдавии, Петербурга, Москвы, Австрии, Румынии и Молдовы собрались на это мероприятие. Все они — известные мастера, с 80–х годов участвующие в международных симпозиумах и фестивалях. Питерский скульптор Дмитрий Каминкер вместе со своим сыном Даниилом, тоже скульптором, только что вернулся из США, где продолжал участие в проекте «Кельтские ворота», которые задумал возвести по всему миру как символ объединения народов. Начал его в Уэльсе, посвятив увенчанную тотемным кабаном скульптуру потомкам кельтов. Через месяц Новосибирск тоже получит кедровые ворота от династии Каминкеров. Старший из них, приступая к работе, передает привет от юбилейного Петербурга предъюбилейному Новосибирску: «Скульптуры участников не будут носить салонный характер, они должны быть близки природным объектам. А вообще, деревянная скульптура — один из самых древних жанров, дерево — с незапамятных времен важный магический материал в жизни человека. Первое, куда попадает человек, родившись, — деревянная колыбель. В свое последнее плавание к неведомым берегам он отправляется в деревянной лодке. И на протяжении всей жизни человек имеет дело с деревом. Буратино ведь тоже из деревянного полена появился. Наши полешки будут побольше, чем у Джузеппе, но каждый папа Карло тоже усмотрит в них живое начало и извлечет душу».
Вот уж неделю участники симпозиума трудятся, как папы Карло, но что у них получится, сможет представить лишь самый раскованный фантазер. Ведь даже сами авторы не вполне уверены в результате. Потому что повороты резца, нюансы работы диктуются материалом. Он хоть и считается закаленным сибирским кедром, а все равно весьма капризен и привередлив.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.