Заслуженный отдых Эдуарда Лимонова

60 лет назад на Украине родился писатель, поэт, публицист и политик Эдуард Савенко, известный под псевдонимом Лимонов. Свой юбилей он отмечает как никто из современных литераторов — в тюрьме. Лимонов ожидает решения суда на затяжном процессе по обвинению в создании террористической организации.

Экзотический фрукт Лимонов оказался в тюрьме почти два года назад, когда его с несколькими тщедушными партайгеноссе чекисты храбро повязали на Алтае. К аресту Лимонова приложили руку и новосибирские контрразведчики, тщательно отслеживавшие его сибирские поездки. У писателя–боевика нашли кое–какое оружие. Этого оказалось достаточно, чтобы несколько очень молодых людей и их пожилой вожак оказались за решеткой по очень серьезной статье.
Лимонов прожил бурную жизнь литературного маргинала. В юности он был немножко знаменит в узких кругах своими авангардно–абсурдистскими стихами, но с официальной литературой никогда не связывался. Не сыскав популярности на родине, он в возрасте 31 года отвалил в Нью–Йорк, где зарабатывал на жизнь чем придется, вплоть до должности лакея в доме миллионера. Написав скандальный полупорнографический роман «Это я, Эдичка», Лимонов в меру прославился, хотя и не получил признания среди коллег. «Какой ты русский, ты — цитрусский!» — приложил Лимонова–Савенко известный остроумец Юз Алешковский. Перебравшись из Соединенных Штатов во Францию, Лимонов сотрудничал много лет во французском леворадикальном журнале с многозначительным названием «Интернациональный идиот». Он написал много романов, обычно посвященных собственной персоне, но ни один из них не дотягивает до уровня нервного и царапающего «Эдички».
Рассказы Лимонова часто выглядят удачнее романов, но его конек последние лет двадцать — это резкая публицистика. Состоявшийся на Западе как литератор, он кроет Запад последними словами. Лимонову отвратительна стабильная буржуазная сытость, он певец экстремальных ситуаций и поступков. Писатель побывал в ряде горячих точек, в том числе в Сербии во время гражданской войны, оставив об этом путешествии любопытные заметки. Не устав от эпатажа, десять лет назад Лимонов перенес свою основную деятельность в Россию, став одним из известнейших леворадикальных публицистов. Злой седой мальчик с короткой стрижкой говорил много и горячо, не больно заботясь о вкусах избирателей. Вряд ли ему прибавило популярности выражение лютой ненависти... к дачам за то, что они мешают народу заниматься политикой, и намерение, в случае получения власти, тут же запретить этот расслабляющий наш народ обычай выезжать на свои грядки. Разругавшись с коммунистами и Жириновским, которые договорились с властями и заняли в итоге нишу карманной оппозиции, Лимонов создал непримиримую Национал–большевистскую партию, известную своими лозунгами вроде «Сталин — Берия — Гулаг!» и «Капитализм — дерьмо!».
Партия получилась хоть и малочисленной, но весьма боевой и с ячейками во многих провинциальных городах. Лимоновцы постоянно по–маленькому провоцируют власти, только что, например, изгадив краской фасад литовского посольства в Москве. Эта деятельность Кремль несколько беспокоила, ибо с такой маргинальной группой договориться оказалось невозможно. И был выбран беспроигрышный вариант — мышеловка для вождя. Верно говорил Высоцкий, что «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Без Лимонова национал–большевики скисли. На примере расплющивания НБП долго терпевшая лимоновцев власть демонстрирует решительность в противостоянии с левыми экстремистами. После ареста Лимонова в стране стало чуть потише. На место разных политических отморозков выдвигается «путинский комсомол» — бессмысленные кукольные орды «Идущих вместе», которые призваны заслонить молодых экстремистов левого и правого толка...
Лимонов свой пенсионный возраст встречает в тюрьме. Итог, конечно, не из веселых. Он бодрится и выпустил за два года заключения несколько книг — о красноярском олигархе А. Быкове, об умерших знакомых, о своем бравом политическом пути. Чернышевский с романом «Что делать?» на фоне лимоновских опусов отдыхает. Может быть, под влиянием рассыпающихся в судах дел, состряпанных ФСБ в последние годы, гражданин Савенко не сильно задержится в узилище. И все же судьба его незавидна. Такого писателя и политика, как Лимонов, невозможно представить стариком. А маршировать в черном и командовать юнцами для таких лет уже и несолидно как–то. Но придумать что–то все же можно. Это ведь все–таки Лимонов...

Алексей ТЕПЛЯКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.