Мал золотник, да дорог

До самой осени в отделе природы краеведческого музея экспонируется выставка «Чудеса под микроскопом» омского художника–миниатюриста Анатолия Коненко и «сибирского левши» Владимира Анискина.

Левша Лескова не остался единственным и неповторимым. Сегодня удивляют мастерством его потомки. Придумывая для себя задачи повышенной сложности, художники не нуждаются в необъятности экспозиционных площадей. Микроскопы на их выставках занимают куда больше места, чем сами работы.
Нажмешь на аккуратную кнопочку на подставке — и под микроскопом осветится маленькая площадка, куда вмещается целый мир. «Задача искусства — волновать сердца» написано на человеческом волосе, в данном ракурсе похожем на шпагат. Владимир Анискин уверяет, что ни у кого своему мастерству не учился и никого учить не собирается. Закончил он факультет летательных аппаратов НЭТИ, но полетел в ином направлении, попутно остановившись в институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Здесь он занимается изготовлением микродатчиков для аэродинамических исследований. А для души мастерит шахматные фигурки из золота на маковом зерне, которое крепится на торце спички; берестяное пасхальное яйцо со спичечную головку, состоящее из 530 деталей с золотыми бусинками в центре; срез рисового зерна с нацарапанным фрагментом рассказа Лескова о тульском левше (2027 букв в 22 строчки). Центральный экспонат коллекции — оригинальная копия лесковской любимицы, блоха Фрося, которую потомок Левши подковал в июле прошлого года. На одной из выставок автор вывешивал под Фросей пояснение: «Спонсор — кот Казимир».
Анатолий Коненко, закончив институт изобретательства и патентоведения, занялся изобретениями в области микроминиатюры. Первым в Сибири начал заниматься изготовлением миниатюрных книг 0,9х0,9 мм, копиями картин выдающихся мастеров, которые и под лупой–то разглядеть трудно. Набор изящных разноцветных пинцетиков покоится рядом, за стеклом, и похож на набор инструментов птички тари, лечившей крокодила от зубной боли.
Паровозик на человеческом волосе, замок на усике муравья, колье и сережки для мушки, балалайка на усике мошки отсылают в мир насекомых. У них свои тайны, но они выглядят под микроскопом монстрообразными уродами и готовы стать персонажами ужастиков. Мастеру интереснее не миниатюра в чистом виде, а сюжет, ради нее создававшийся. Выстраивая композицию по мотивам басни Крылова «Стрекоза и муравей», он изобретательно пользуется природными материалами, а гитару для стрекозы мастерит из скорлупы грецкого ореха. Верится, что стрекоза скоро заиграет на инструменте.
После этой выставки хочется двигаться легко, разговаривать негромко, шить легкие платья из ситца и украшать свою жизнь изящными вещами. И никогда не наступать на жука, переползающего тропинку.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.