Но патриотом быть обязан! Или как художник записал Путина в патологоанатомы

В залах Союза художников заканчивается скандальная экспозиция работ профессора живописи Сергея Бочарова, уроженца станции Баган Новосибирской области, ныне столичного жителя, вызвавшая споры, восторги, возмущение, презрение, а также равнодушие специалистов и простых граждан.

Коммунистическая газета «Трудовая Тюмень», экземпляры которой Сергей Бочаров предлагал посетителям новосибирского вернисажа, написала так, что нарочно не придумаешь: «Тысячи северян могли пообщаться с творчеством выдающегося художника, с его реализмом, с политической направленностью его картин». И еще один перл: «Выставка закончилось, но искусство вечно».
Сергей Бочаров — фигура притягательная. О нем рассказывают, что по молодости он хватал галерейщиков за руки и умолял их научить, как простому русскому художнику разбогатеть и сделать имя.
О нем рассказывают, что сам Джанни Версаче позировал ему без штанов, но не сошлись в цене. За это Версаче назвал русского человека идиотом и чинил препятствия вывозу портрета, а Бочаров вывозил его диппочтой, заклиная, что не продаст никогда. После смерти кутюрье его сестра Донателла, дабы заполучить шедевр, согласилась купить художнику квартиру на Котельнической, а он, явившись на публичную встречу в посольство, вспомнил про идиота и провозгласил: «Русский человек свои слова держит!» Теперь каждый русский человек сможет любоваться знаменитым модельером без штанов, а также статуями аполлонов, повернутых задами, которые, как и цвет дивана, намекают на пристрастия Джанни Версаче.
О нем рассказывают, что за картину «Кремлевская баня» с голыми политиками и главным банщиком Ельциным на него подали в суд, но он выиграл процесс, разбив оппонентов неоспоримым аргументом: «В русской бане все равны». Тогда на него организовали покушение: обкололи на Лубянке транквилизаторами и повезли в Лефортово. Друзья на 15 машинах отбили художника–патриота. Враги пошли напролом и сожгли родную хату, то есть виллу в Испании. А злостную картину украли из машины, в то время как подставной гаишник штрафовал знаменитость. Неистовый автор выполнил вариант «Бани», в четыре раза больший, чем оригинал, но преступники действовали с маниакальной последовательность — украли и его. Тогда Бочаров выпустил плакат тиражом 100 тысяч и покончил с этой историей.
Чего только не рассказывают о Сергее Бочарове, то плюясь, то низко кланяясь. Впрочем, лучшим рассказчиком является он сам, в сотый раз повторяя свои занимательные байки о честной судьбе художника–патриота. Вот и на открытии выставки в Новосибирске он, нарядившись в чуждые ему смокинг и бабочку, с удовольствием выступал экскурсоводом и с неизбывным политическим пафосом разъяснял народу глубинную подоплеку своих картин.
Собственно, и дураку ясно, кто хороший, а кто плохой на этих полотнах, но ведь, как внушал вождь революции Ульянов–Ленин, идею надо вбивать как гвоздь. Смотришь на масштабное полотно «Уроки анатомии доктора Путина» и чувствуешь, что тебя как–то так подташнивает, но художник наготове вбивать идею:
— Действие происходит в морге, где профессор анатомии Путин проводит анатомический урок над трупом Ельцина. На его отрезанной голове застыла гримаса ненависти к народу, который он убивал. Вокруг него столпилась та мерзость, которая испохабила все лучшее: и пожелтевший от ненависти к России Березовский, и Чубайс, вырастивший чудовище Ельцина, и лишенная всего женского Новодворская, и сам Путин, унаследовавший трупную жизнь. Вся картина построена по принципу перевернутой сатанинской звезды.
— Художники считают, что негоже описывать свои работы, — робко возражаешь мастеру. — Вместо рассуждений они отсылают к картинам, которые говорят сами за себя.
— Да кто же людям расскажет, если не я? — изумляется оратор, человек весьма коммуникабельный, испытывающий беспрестанную потребность в общении, имеющий богатую практику политического воспитания масс.
Кто, если не он, скажет правду о Новосибирске, откроет землякам глаза, избавит их от заблуждений?
— Я проехал десять городов Сибири. Ваш город — самый забитый. Затурканный народ в Новосибирске! Отталкивающие лица местной власти, Зюганов об этом говорил: «Партия с неприглядным лицом». А ваш главный утрамбовал всю политическую власть в городе под одну гребеночку, подстриг народ так, чтобы тупо соглашался и, не дай бог, куда–нибудь выскакивал.
— Что ж вы так безапелляционны? Зачем ярлыки навешиваете? Жизнь–то не так однозначна...
— Потому что воров надо называть ворами, а подлецов — подлецами. Я дал себе слово отыскать того мужика из Омска, который заехал Горбачеву по лысине. Обязательно напишу его портрет и назову «Герой Родины»! Мой стиль жизни — от станции Баган. Там я усвоил только два цвета: черное и белое. И всегда стремился к открытой точке зрения, чтобы у меня не было серой мути как в Москве. Учился во ВГИКе, смелом институте, который закрепил это во мне.
«Белый» цвет разлит как благость на полотне «Явление народа». Здесь толпа разбита на два прямо противоположных лагеря, один из которых наделен признаками хороших людей, а другой — плохих, благодаря чему вырисовывается не только враждебная картина мира, но и политические пристрастия автора. Левая часть картины отдана под демонстрацию патриотов, среди которых актер Ножкин, писатель Бондарев, поп с крестом, а красивый обнаженный юноша, сидя на корточках, держит в руках палку и давит ею змею. Ну а справа понятно кто — поверженный Ельцин и вся его тусовка. В середине — тираж ура–патриотической газеты «Завтра», которую только и следует читать, чтобы черпать познания о добре и зле. Нельзя не заметить и маленькую девочку в красном платьице. Это наша Россия. Один из художественных приемов изобретательного художника — писать образ России непременно в виде маленькой девочки в красном платьице.
Многофигурное полотно «Явление народа», куда люди набились как сельди в бочку, бросается в глаза сразу как заходишь в зал и отсылает к творчеству другого русского патриота — Ильи Глазунова. Сергей Бочаров охотно дает почувствовать разницу:
— У Глазунова — коллаж, у меня — жанровая картина. Его тема — прошлое, моя — настоящее. Ельцину и Горбачеву он раздавал комплименты, а стоило им сойти — появлялась карикатура. А я пишу то, что вижу и знаю.
Есть и другие общие черты в творчестве этих живописцев. В свое время, чтобы попасть на выставку Глазунова в ЦДХ, народ всю ночь стоял в очереди. Народ прельщался не столько искусством, сколько публицистическим пафосом. Такая же участь постигла Бочарова в Нью–Йорке. Он повествует, что его вернисаж открылся в здании ВТЦ (том самом, которое потом рухнуло), люди повалили валом, пять женщин потеряли сознание, но не затоптанные толпой, а по другой причине. Они впечатлились отрезанной головой Ельцина. В «Уроках анатомии» трупные пятна испоганили тело, крысы шмыгали туда–сюда. Мэр Нью–Йорка, пекущийся о здоровье нации, приказал свернуть экспозицию. Но толпы страждущих умалили его подождать, пока они не наглядятся на русских людей с нечеловеческим лицом. В течение суток в ВТЦ текла живая очередь. Другие культурные события отдыхали.
Пятеро женщин подали на Бочарова в суд, как это и принято в их специфической стране, и теперь он обязан выплатить каждой по сто тысяч долларов за «насильственный привод на выставку». Надо отдать должное ответчику: он образумился и закрасил трупные пятна на Ельцине, приведя его в более–менее человеческий вид.
А вот на родине его встретили плохо. В экспозиционных залах картинной галереи отказали. Галерейщики сочли, что не место антихудожественной выставке в их достойном учреждении. А отверженный уверен, что они элементарно струсили. Проигнорировала его выставку, понятно, областная власть. А вот главный новосибирский коммунист Анатолий Локоть явился. Охотно шли на контакт некоторые местные живописцы. Один из них не уловил гражданской позиции маститого коллеги и хвастал перед ним фотографией, где запечатлен вместе с губернатором. Бочаров высказал свое порицание и затем делился впечатлением: «Тот мигом перекинулся, сбегал и принес мне фото, где он с Зюгановым!»
Выставка состоялась благодаря обстоятельствам. Напротив НКГ обнаружился Союз художников, чей экс–руководитель Григорян оказался в отъезде, и некому было воспрепятствовать. Художник–патриот Сергей Бочаров и его помошник, коммунист Вячеслав Зуев дежурили в помещении весь день, любезно общались с народом, снимались для группового портрета. Следили, чтобы полотна не украли. Ведь даже Айвазовского умудрились умыкнуть из НКГ!
Ценители пейзажа называют Сергея Бочарова вторым Айвазовским. Аполитичным лицам есть чем утешиться на его выставке: Бочаров к тому же отменный пейзажист и маринист. За картину «Мыс Ай–Тодор. Синее Черное море» он получил Гран–при на международном конкурсе в Неаполе. Тайно голосовали не искусствоваеды, а зрители, которым важна красота природы. Их очаровала пронзительно синяя вода на полотне — такая бывает только в воспоминаниях и мечтах. И воду, и землю Крыма Бочаров боготворит и огорчается, что это богатство перестало принадлежать русским. Своим личным примером он предлагает спасение: пусть каждый русский человек купит в Крыму дом или хотя бы клочок земли. Сам художник это сделал.
«Страшно далеки они от народа», — хотелось бы ответить на это, да промолчим. Ибо наблюдали, как потянулись к Сергею Петровичу простые люди. Одна старушка 78 лет от роду каждый день посещала его выставку. И наконец выразила переполнявшие ее чуства вручением подарка. Она отдала самое дорогое, что у нее было, а больше и не было ничего. Сергей Бочаров смущался, отказывался принимать открывашку в маленьком пакетике, но старушка была настойчива и убедила кумира тем, что этой вещью надо откупоривать не спиртные напитки, а прохладительные. Время пить напитки! Отрадно, что Бочарова восхитил факт: лето в Новосибирске такое же жаркое, как в его разлюбезной Ялте.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.