Береста в современном разрезе

В Москве закончился V Всероссийский фестиваль «Интермузей–2003», в котором участвовали 162 музея России. Среди них — новосибирский музей «Сибирская береста», который был принят в Союз музеев России (вторым в нашей области после НКГ).

Случай беспрецедентный: «Сибирской бересте» всего год, а статус ее приравнен к известным музеям со стажем. За это время она наработала необходимые для настоящего музея параметры, что и было доказано на фестивале, где участвовали и Русский музей, и Пушкинский, и Эрмитаж, и Третьяковка — всего 162 музея России и ближнего зарубежья. Директор «Сибирской бересты» Идея Ложкина — единственная на фестивале персона, удостоившаяся диплома «за развитие музейного дела в регионе и преданность профессии».
За икону Олега Комарова «Спас сибирский» один из чиновников новосибирской обладминистрации готов был выложить две тысячи долларов. Но икона не продается — это часть экспозиции. Ровно столько же понадобилось музею для участия в фестивале (подготовка документов, перевозка и хранение экспонатов). Ни обладминистрация, ни банки, ни спонсоры не сочли нужным оказать эту помощь. Помогла лишь авиакомпания, благодаря которой и состоялся перелет в Москву. Сотрудники «Сибирской бересты» обескуражены: годовой оборот сургутского музея 48 миллионов долларов, из них 43 дает государство. «Сибирская береста» — музей частный (всего два частных музея участвовали в «Интремузее»), никакой поддержки от управления культуры не имеет. Никто не ссужал и ста тысяч рублей для реставрации столетнего купеческого дома на Горького, 16, отданного под музей. Он родился вопреки обстоятельствам — только потому, что есть богатая историческая подоплека. «Вы нас опередили, — не то с обидой, не то с завистью говорила на фестивале в Москве директор кемеровской галереи директору «Сибирской бересты». — Мы тоже хотели открыть такой музей, но нам не дали денег».
Это — единственный музей бересты в России (наверняка и в мире тоже). Он разбивает представления о бересте как о материале консервативном, стереотипном, из которого доморощенные художники штампуют исключительно лапти, туеса да незамысловатые пейзажики. «Это не просто промысел, а новый пласт искусства, причем не прикладного, а изобразительного искусства», — настаивает Идея Ложкина. Недаром непрерывно толпился народ возле фестивальной экспозиции «Сибирской бересты», представленной всеми жанрами: скульптурой, графикой, портретом, пейзажем. Потрясения вызвали работы Олега Комарова, экспозиция которых оформлена сегодня в нашем музее. В них нет ничего вычурного, наносного, чуждого природе, равно как и посконного, заурядно–фольклорного. Что есть? Тайна и мистика, безмолвие и величие, сила природных стихий и торжество света, память предков и дыхание современности. Фактура и цвет бересты предстают в неожиданном ракурсе, орнамент и корнепластика этих панно так естественны, будто и не касалась их рука человека. Но — не тот срез, который иными рукоделами псевдоискусства без всякой обработки заключается в раму. Находя тончайшие колористические решения, Олег Комаров выращивает из материала образ как дерево из черенка.
Благодаря представлению сибирских мастеров на фестивале «Интермузей–2003» они получили приглашения экспонироваться в различных городах. А директор музея Идея Ложкина сказала о главном:
— Я достигла своей цели: создать такой музей, чтобы люди, замороченные своими проблемами, выходили оттуда просветленными, как из церкви.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.