Здравоохранение может быть как платным, так и бесплатным, но деление это должно быть одинаково для всех

На прошедшей сессии облсовета депутаты приняли программу государственной гарантии за 2002 год как успешно выполненную. И если возникали вопросы, то в основном они касались судеб конкретных людей. Большинство экономических вопросов было решено в рабочем порядке, на заседаниях комитетов.

Что представляет собой программа, если рассматривать ее с точки зрения обывателя? Это гарантированный государством перечень услуг, которые мы с вами можем получить бесплатно. Программа государственного обеспечения устанавливает также, сколько стоит один день в стационаре, сколько — одно посещение поликлиники, сколько — выезд «скорой помощи». Именно она четко разграничивает, за что мы должны выкладывать денежки из собственного кармана, а за что заплатит медикам государство. Несмотря на это, жалобы на действия медицинских работников продолжаются. Что делать, если вам предложили оплатить ту или иную услугу?
Чтобы получить ответ на этот и другие вопросы, редакция «НН» обратилась к Никите Тову, начальнику управления здравоохранения Новосибирской области:
— Существует перечень лекарств, отраженный в программе государственной помощи, которые должны предоставляться бесплатно. Это хорошие, эффективные медикаменты, пусть даже не самые современные и дорогие. Кстати, большинство последних популярны отнюдь не из–за своей эффективности, а вследствие мощных рекламных кампаний.
И когда человек говорит, что желает лечиться именно такими препаратами, а ему говорят, что за это нужно платить, — это нормально. Но если ему намекают, что с лекарствами проблема, их не хватает, но за определенную сумму они найдутся, это уже начинает попахивать криминалом. Особенно, если при этом в дело идут те медикаменты, которые уже были приобретены за государственные деньги.
Что делать в таком случае? Во–первых, если деньги действительно берут, человеку должны четко объяснить, за что именно их взяли; во–вторых, ему обязаны дать счет и кассовый чек. И вот уже с этими документами он может прийти в управление здравоохранения и спросить, за что с него взяли эту сумму. Здесь ему объяснят, пошли ли деньги на его лечение или это одна из форм поборов.
Именно поэтому важно, чтобы у человека на руках оказался документ, по которому можно было бы точно определить, сколько он заплатил и за что. Далее существует несколько вариантов решить свои проблемы. Посетить орган здравоохранения, это может быть как районный, так и городской или областной. Обратиться в свою страховую компанию, которая обязана защищать ваши интересы. Написать заявление в общество защиты прав потребителей. И, наконец, если дело пахнет откровенным криминалом, существует прокуратура.
Впрочем, за последние годы ситуация значительно изменилась в лучшую сторону.
Если раньше потоком шли жалобы на то, что людям приходилось платить за самые элементарные медикаменты, то сегодня в основном просят денег на дорогостоящие операции. Такие как протезирование клапанов сердца, шунтирование коронарных сосудов, сложные операции на позвоночнике и т. д.
Подобные медицинские услуги оплачиваются в большинстве своем из федерального бюджета. Беда в том, что, несмотря на немалую федеральную помощь, они все же квотированы. Нам, и это тоже отражено в программе госгарантии, оплачивают лишь определенное количество подобных операций. Потребность же при этом значительно выше. Сначала, покуда есть возможность, мы задействуем средства из областного бюджета. Когда же кончаются и они, людям приходится платить уже из своего кармана. И вот тут–то и возникают, замечу, совершенно справедливые обиды. Почему, если кому–то операцию сделали бесплатно, мне приходится платить?
К сожалению, это не в моей власти, я бы эту проблему постарался решить несколько иначе. Я считаю, что платить за оказанные услуги должен каждый. Но при этом у малоимущих должна быть возможность компенсировать свои затраты из средств социальной защиты, а не здравоохранения. Здравоохранение же может быть как платным, так и бесплатным, но деление это должно быть одинаково для всех. Иначе подобные ситуации порождают злоупотребления: кумовство, знакомства...
Вообще проблема платных услуг еще далека от решения. Существует, например, некий казус. В Конституции России есть статья, на мой взгляд совершенно устаревшая, которая определяет, что услуги, оказываемые муниципальными учреждениями здравоохранения, могут оплачиваться только из средств бюджета и фонда обязательного медицинского страхования. Ее пока никто не отменял. Так что любое взимание денег в наших лечебных учреждениях за медицинские услуги является противозаконным. Ведь Конституция — это и есть основной закон. С другой стороны, существует постановление правительства, определяющее, каким образом калькулировать цены на платные услуги. Как соотносить два этих документа?
Еще пример. В большинстве развитых стран развитие медицины как услуги шло противоположным путем — постепенно переходя от платной к бесплатной. У нас же все наоборот. Произошел резкий переход от полностью бесплатной, пусть плохой, отсталой, к частично платной. А если точнее, полностью платной, но за счет средств не только граждан, но и страховых компаний, фондов. Пациенту это тяжело воспринять даже на уровне подсознания.
Создание в свое время ФОМСа было очень хорошей идеей. Особенно, если вспомнить те провальные для экономики годы, в которые, если бы государство не зафиксировало в фондах деньги, предназначенные только для здравоохранения, последнее бы просто пропало. Если бы они существовали в общем бюджете, то в любой момент могли пойти на ремонт дорог, канализации, что, конечно, важно и нужно, но все же не настолько, как забота о здоровье граждан.
К сожалению, избавиться совсем от платной медицины не получится. Мы будем вкладывать все больше и больше средств, но и уровень самой медицины не будет стоять на месте. Некоторые страны, достаточно развитые, как, например, Германия или Франция, пытались ввести полностью бесплатное медицинское обслуживание. Но даже они вынуждены были признать, что не в состоянии поддерживать подобные программы. Стоимость некоторых видов медицинских услуг, учитывая уровень их совершенствования, оказалась не по силам даже странам с развитой экономикой.
Так что программа государственных гарантий хоть частично снимает проблему оплаты нашего с вами лечения. Что она из себя представляет?
Программу нельзя рассматривать как бюджет или смету расходов учреждения. Бюджет является законом, программа же более декларативна. Она состоит из двух частей. Первая представляет собой документ, определяющий, на какие виды медицинской помощи и в каких объемах могут рассчитывать граждане. Вторая ее часть — финансовая. Она объединяет все финансовые средства, которые идут на покрытие расходов на здравоохранение на определенной территории.
В частности, если рассматривать Новосибирскую область, то программа использует ресурсы, предоставленные бюджетами области, города, территориальных образований области. Большую долю составляют те средства, которые собирает фонд обязательного медицинского страхования.
При этом в программу не входят те объемы медицинской помощи, которую оказывают на территории нашей области федеральные учреждения. Это Институт травматологии и ортопедии, Институт патологии кровообращения, институты Сибирского отделения Академии медицинских наук, ведомственные учреждения, например железнодорожная медицина.
Так что реальные суммы, потраченные на медицинскую помощь в прошедшем году, значительно больше 4,5 миллиарда, которые были запланированы в программе за 2002 год.
Много это или мало? Если сравнивать с предыдущими годами — пожалуй, много. Дело в том, что рассматривать рублевое сравнение сегодня нереально. А вот если говорить об объемах оказанных услуг, то предварительно нужно уточнить одну особенность, о которой постоянно забывают наши сограждане.
Особенно те, которые ностальгируют о временах бесплатной медицины. Вернемся на 10–15 лет назад. Мы знали лишь 20–30 видов лекарственных препаратов, не подозревали о сложных вариантах хирургического вмешательства, не ведали о современной диагностической аппаратуре и методах обследования с ее помощью. Словом, уровень доступных услуг, предоставляемых населению, был таков, что для этого вполне хватало и тех небольших средств, которые выделяло государство.
Сегодня предложение услуг в медицине значительно превышает возможности потребления, и государство, ведомства уже не в состоянии полностью покрыть затраты за счет налоговых поступлений. В итоге часть услуг гражданам приходится покупать самим.
Приведем еще один пример из жизни. 15 лет назад в Институте патологии кровообращения, ныне клинике Мешалкина, проводились операции по аортокоронарному шунтированию. По три–четыре в год. Правда, большинству они были недоступны. Сегодня подобные операции стали обыденностью. Правда, по–прежнему дорогой обыденностью. Поэтому и возмущаются люди: почему, мол, так? Почему КАЖДЫЙ не может получить ее бесплатно? Почему приходится за нее платить? Вопросы, может, и правомерные, но почему–то все забывают, что ранее эта операция была просто недоступна.
То же относится и ко многим видам онкологических патологий. Сегодня довольно эффективно можно лечить некоторые виды опухолей современными лекарственными препаратами. Но обходится такое лечение в среднем в 500–600 тысяч рублей в год. К сожалению, сегодня нет возможности лечить всех бесплатно. Но, с другой стороны, 15–20 лет назад такой возможности не было совсем!
Потому–то и создавалась иллюзия, что все равны и все хорошо... Сегодня же резко возрос уровень информированности и, как следствие, уровень социальных ожиданий. Человек, знающий, что подобное лечение возможно, начинает считать, что оно должно быть еще и доступно для всех. Увы, пока мы себе этого позволить не можем, хотя и тратим на медицину все больше и больше.
Рост расходов на нее, если рассматривать разницу между 2001 и 2002 годами, составил примерно 40%, если считать в рублевом эквиваленте. При этом, учитывая инфляцию и рост заработной платы медицинских работников (ведь пациенту от этого роста ни жарко ни холодно), рост реальных расходов составил около 20%. Примерно такой же прирост ожидается и в 2003 году.
Кстати, если рассматривать соотношение прироста валового национального продукта и затрат на здравоохранение, можно заметить, что последнему стали уделять намного больше внимания. И хотя эта тенденция прослеживается в целом по стране, стоит отметить, что в Новосибирской области — это констатируют и наши соседи — здравоохранению уделяется особое внимание.

Анатолий ПОДВАЛЕНЧУК

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.