Бюджет ОФОМС стал абсолютно прозрачным

В 2002 году Новосибирская область вышла на 12–е место среди 89 субъектов федерации по уровню финансового обеспечения неработающих медицинской помощью.

Прошедший год для ОФОМС разительно отличался от всех предыдущих, поскольку кардинально изменилась форма отчетности по бюджету фонда. Были внесены изменения в «Закон о территориальном Фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области», так как законодатели захотели увидеть распределение средств фонда по прямым получателям. В бюджете теперь прописано каждое медицинское учреждение, которое получало напрямую деньги из фонда. Таким образом, бюджет ОФОМСа стал абсолютно прозрачным.
Первоочередной задачей в этом году стала своевременная выплата заработной платы работникам медицинских учреждений. Причем не лишним будет напомнить, что в 2002 году для работников бюджетной сферы, а следовательно, и для медиков, она была увеличена на 80 процентов. Несмотря на это, задержек зарплаты удалось избежать.
Дополнительные выплаты не повлияли ни на обеспечение медикаментами и медоборудованием, ни на проведение очередных ремонтов в больницах и поликлиниках. А за счет того, что плановые суммы на приобретение и ремонт оборудования даже увеличились, фонду удалось провести несколько серьезных реконструкций в медицинских учреждениях, закупить и смонтировать современные, а порой и уникальные приборы.
Было приобретено большое количество оборудования для больницы скорой помощи N№2. Городская клиническая больница за счет фонда получила оборудование для нового (7–го) корпуса и новую мебель: кровати, тумбочки, столы для палат и сестринских постов.
В диагностический центр, обслуживающий не только город, но и все население области, был куплен уникальный компьютерный томограф, позволяющий значительно повысить достоверность диагнозов.
Это лишь три наиболее показательных примера. На самом деле список можно продолжать и продолжать... Дело в том, что все медицинское оборудование, которое приобретается в Новосибирской области, оплачивается из двух источников: фонда ОМС и бюджета области. Но последний в основном расходуется на нужды районов области, так что обеспечение городских медучреждений почти целиком лежало на ОФОМС. Из немалых средств, выделенных фондом на эти цели, 90 миллионов рублей получил город.
Кроме того, в нашей области уже второй год работает программа «Льготный рецепт», благодаря которой смогли получить необходимые медикаменты многие нуждающиеся. В России всего несколько областей, которые смогли финансировать эту программу.
Немалая заслуга в стабильности деятельности ОМС принадлежит губернатору. Именно он, возглавив область, нашел возможность выделить средства из областного бюджета на страхование неработающего населения области, причем в тех объемах, которые на сегодня соответствуют потребностям. И обязательства свои безукоризненно выполняет. Кстати, до этого (в бюджете фонда на 1999 год) платежи на неработающее население даже не планировались. Неработающее население включает в себя детей, учащихся, пенсионеров, инвалидов, лиц, которые по законодательству признаны неработающими, и зарегистрированных на бирже занятости.
Ранее бюджет фонда учитывал только тех, кто на данный момент имел возможность работать. Средства, получаемые больницами, распределялись на всех, а недостаток они были вынуждены компенсировать иными способами. В частности, искусственно увеличивая объем платных услуг.
К счастью, сейчас есть понимание со стороны администрации области, что здравоохранение — это именно то социально значимое направление, которое необходимо поддерживать.
В качестве иллюстрации генеральный директор Областного фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области Константин АСЕЕВ привел пример в цифрах:
— Сейчас проводится федеральный эксперимент, подразумевающий перевод части средств пенсионного фонда в фонд обязательного медицинского страхования. Пенсионеры, как вы помните, относятся как раз к той, «неработающей», части населения. Одним из критериев по отбору субъектов федерации участвующих в эксперименте, является сумма, отчисляемая местными властями на одного неработающего в год. Сумма эта равна 525 рублям.
Так вот, еще не ведая ни о каких экспериментах, в нашей области за точку отсчета приняли сумму свыше 900 рублей. Почти в два раза большую, чем предусмотрела Москва, хотя наша область и не относится к числу высокобюджетных, как например сырьедобывающие.
Кроме финансовых достижений в работе фонда за прошедший год произошли и значительные организационные изменения. В 2002 году был внедрен государственный заказ на стационарную помощь. Каждому лечебному учреждению были определены плановые показатели койко–дней, что в свою очередь определяло размер суммы, выделяемой на его содержание. Это позволило по–другому подойти к проблеме лечения действительно тяжелых больных. Если раньше для больницы главным было увеличить показатель занятости палат, те самые «койко–дни», то теперь у них появилась возможность заниматься теми, кому действительно нужна помощь.
Теперь медики имеют возможность без ущерба для своих заработков перевести легких больных на дневной стационар или амбулаторное лечение и уделять больше внимания тяжелобольным.
Кроме того, давно уже известно, что профилактика заболевания всегда выгоднее, чем его лечение. Поэтому, как это ни парадоксально, подобная практика поощряет медиков еще больше заботиться о нашем здоровье до того, как мы попадем на больничную койку. Ведь те же медосмотры обходятся намного дешевле, чем лечение в стационаре, так что ранняя диагностика заболеваний становится показателем уже и финансовым.
Для каждого конкретного медучреждения объем государственного заказа определялся по методическим рекомендациям, которые четко оговорены Минздравом, согласованы с Федеральным фондом медицинского страхования и Минфином. ОФОМС совместно с УЗО области внес необходимые коррективы с учетом местных условий и фактических потребностей населения. Был также принят к исполнению документ «Показания к госпитализации», разработанный управлением здравоохранения области и определяющий критерии, которыми обязаны руководствоваться медики при помещении больного на стационарное лечение.
Подобные реформы коснулись не только стационарных учреждений. Вся амбулаторно–поликлиническая помощь в районах области окончательно переведена на подушевое финансирование. Теперь они получают деньги не за количество больных, которое они пролечили, а за число приписанных к конкретной поликлинике человек.
В сельских районах трудностей с переходом на новую систему практически не возникло, несмотря на то что сначала некоторые главврачи с недоверием отнеслись к нововведению. Поработав некоторое время, они поняли, что мы полностью выполняем свои обязательства. В городе же возникает другая проблема, связанная не с медперсоналам, а напротив, с жителями. В сельских районах от силы одна поликлиника на один, а то и несколько населенных пунктов, при этом расстояние между ними достаточно велико. У горожанина же есть выбор. Он вправе сам решать, к какой поликлинике быть прикрепленным; правда, менять свою медицинскую «прописку» можно не чаще чем раз в год.
При этом человек должен знать, что решив сменить свою районную поликлинику, находящуюся, например, в Ленинском районе, на более «престижную» в Центральном, он сам себе создает сложности. Пока он эту поликлинику посещает, разницы особой нет, но, заболев гриппом, вызвать своего участкового терапевта он уже не сможет, так как у них существует так называемый радиус обслуживания.
Определенные трудности эта возможность «миграции» создает и для учета в системе ОМС, поэтому «сельскую» модель подушевого финансирования придется адаптировать для городских условий. Но несмотря на это, планируется ввести ее в городе уже в следующем году.

Анатолий ПОДВАЛЕНЧУК

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.