День гаишника

3 июля сотрудники госавтоинспекции отмечают 67–летие своей службы.

В ГИБДД Новосибирской области несут службу около двух тысяч человек. Непосредственно на дорогах работают сотрудники строевых подразделений ДПС (дорожно–патрульной службы). Из них самое большое — городской полк ДПС ГИБДД Новосибирска численностью более 500 человек. Экипажи дорожного полка обеспечивают безопасность дорожного движения на территории города. О том, как сегодня работается обычному инспектору, рассказывает корреспондент «НН» Юрий Голиков, который нес ночное дежурство с экипажем городского полка ГИБДД на улицах Новосибирска.
Мы отправляемся в путь с 884–м экипажем третьей роты городского полка ДПС ГИБДД в составе капитана Феликса Луца и младшего сержанта Ильи Поденко. В гаишной «шестерке» гоним патрулировать район ОбьГЭС. За рулем сидит старший экипажа Феликс Луц, он уверенно ведут машину.
— Сейчас едем в 12–й райотдел милиции Советского РОВД. Там отметимся, что работаем на их территории, получим информацию и ориентировки по последним преступлениям в районе и будем патрулировать местность.
— В чем специфика работы в ночную смену?
— Работаем в основном по криминалу. Раскрываем кражи, грабежи, разбои, угоны, пресекаем грубые нарушения ПДД. Много хлопот в последнее время доставляют «гонщики». Это молодые люди, которые ночью на городских улицах устраивают гонки на тотализатор. Находят тихий участок, перекрывают движение, делают ставки и вперед.
— И много преступников–нарушителей в смену задерживаете?
— Да как выстрелит. За смену может быть и пять–семь задержаний, а может и ни одного.
Мы проскакиваем ВАСХНИЛ и сворачиваем в сторону аэродрома. По трассе одиноко едет старенький мотоцикл «Урал». Феликс обходит мотоцикл и по СГУ (специальное говорящее устройство) дает команду водителю остановиться. Как бы не так! Не сбавляя скорость, мотоциклист обходит нашу «шестерку» справа по обочине и, прибавив газу, пытается оторваться.
Феликс «бьет по газам», врубает сирену с маячком и в «матюгальник»: «Водитель мотоцикла «Урал», немедленно остановитесь!» Наша «шестерка» догоняет убегающих. Поравнявшись с мотоциклом, Феликс безапелляционо заявляет: «На счет «три» буду стрелять: раз, два...» Из чего он собрался стрелять, из пальца что ли? Предупреждение подействовало: мотоцикл останавливается, экипаж выскакивает из машины. Первым делом Илья глушит двигатель мотоцикла. Феликс жестко отдает команды: «Всем стоять! Руки за голову! Ноги расставить!» Илья ловко обыскивает задержанных — все чисто.
Мотоциклисту позволяют принять естественное положение. Он снимает каску. Под нею обнаруживается темно–бурое пропитое лицо мужика из тех, кому за пятьдесят. Руки и грудь все в наколках, заскорузлые пальцы, сивухой несет за версту. Пьяный, покачиваясь, словно в трансе, щурится и жалобно ноет:
— Мужики, ну вы че в самом деле? Я вам в отцы гожусь. Я тут рядом живу, сына вон с подружкой решил до дома довезти.
— А зачем убегал? Говоришь, уже старый, а бегаешь как мальчишка.
— Кто убегал? Да вы как сказали остановиться, я сразу же и тормознул.
— Ну конечно, заливай. Где документы на мотоцикл, водительское удостоверение?
— Да дома все оставил. Поедем ко мне, покажу.
— По гостям мы еще не ездили. Как зовут, где работаешь?
— Николай Кузьмич Попков, работаю кровельщиком на ремонтно–механическом заводе.
— Так, Николай Кузьмич, садись в машину, поедем на медосвидетельствование. А твоих пассажиров мы отпускаем.
Начались уговоры решить все «по–хорошему». Но сообразив, что тщетно, новоявленный «шумахер» со вздохом полез в машину. Салон наполнился едким запахом сивухи — пришлось открывать все окна.
— Часто убегают?
— Если пьяный за рулем, то в 70% случаев старается от нас уйти. Сейчас многие ездят на иномарках. Машины скоростные, маневренные. А у нас задний привод, двигатель не такой мощный. На «Волгах» преследовать еще сложнее — машина медленно разгоняется, ее труднее остановить. Спасает хорошее знание местности — идем наперерез, в обход. По–хорошему нам нужны маневренные скоростные переднеприводные машины. За рулем кого только не встретишь — и наркомана, и психа, и бандита. Бывает, что уходя от преследования преступники пускают в ход оружие. Не только стреляют, но и гранаты боевые кидают.
— Илья, в чем кайф твоей работы?
— В новизне ощущений. Я не знаю, что случится впереди и с кем я встречусь. Иногда и адреналина хватанешь, хорошая вещь — мозги прочищает. Самое главное в нашей работе — это общение с людьми. Сейчас я остановлю водителя, а у него два класса образования. А следующий будет какой–нибудь юрист. Не выходя из салона, он сразу начнет статьи закона по памяти зачитывать. И к каждому нужен свой подход.
Прибыли в дежурную часть. На вопрос врача «сколько выпил?» Кузьмич честно сознается: выпил бутылку водки и пиво, а сколько — не помню.
— Да–а–а. Водка без пива — деньги на ветер.
Начинается нудное оформление протокола — это очередное «завоевание» демократии. На писанину уходит час.
— Раньше было проще, — говорит Феликс. — Если водитель не отрицает, что пьян и подписал протокол, то процедура оформления на этом и заканчивалась. А сейчас его нужно везти в медпункт на освидетельствование да еще заполнить кучу бумаг. Водитель и сам бы рад поскорее все оформить, но приходится выполнять законодательные требования. В итоге мы теряем время. Затем эти бумаги поступают в суд. На их основе судьи выносят решение о наказании водителей. Дела подолгу находятся в суде, и лишь четверть водителей по решению суда лишается права вождения. Прежде за пьянку мы лишали 95 — 97% задержанных водителей. А сегодня — демократия, которую многие воспринимают как вседозволенность. Те, к кому суд проявил гуманизм, вновь садятся пьяными за руль, и мы их опять задерживаем, оформляем протоколы, направляем в суд. Получается замкнутый круг. Спрашивается: кому это надо?
Вновь едем на ОбьГЭС. На площади Маркса нас подрезает красная спортивная иномарка, пытаясь проскочить по кольцу. У нас дорога главная, и Феликс, чертыхаясь, притормаживает, чтобы не стукнуться в правый бок «Тойоты». Илья через СГУ отдал водителю команду остановиться.
Из машины вышел худенький молодой человек со сгорбленной спиной и втянутой в плечи головой — этакий желторотый воробушек. Парень дрожащими руками подал удостоверение.
— Это не ваша фотография. Почему предъявляете чужие документы?
— Да–а–а? Не мои? Ах, наверное, с другом перепутал. Я взял его документы, а он мои.
— Где ваше водительское удостоверение?
— Наверное, дома оставил, — неуверенно промямлил «воробушек».
— А где регистрационные номера?
— Я машину еще не зарегистрировал, не успел.
— Зачем обманываешь? Сам же предъявил свидетельство о регистрации. Открывай багажник.
Номера оказались в багажнике.
Тест на алкоголь дал положительный результат.
— Ну да, я выпил бутылочку пива пару часов назад, — пояснил паренек, — но я же не пьяный.
— Это медицина разберется, пьяный или нет. Где работаешь?
— Безработный.
Примета времени: чем круче тачка, тем более социально незащищен ее владелец! У молодого человека все в порядке оказалось только с наличкой. Он вежливо предложил взятку: «Ребята, давайте я на месте штраф заплачу, и разойдемся».
Вызвали ближайший экипаж и передали ему задержанного парня, а сами двинули на ОбьГЭС.
— Слушай, как так можно? — это уже я удивляюсь. — За руль сел пьяный, с подложными документами, со снятыми номерами да еще и подрезал гаишную машину. Неужели не понятно, что при таком раскладе наверняка залетишь под лишение?!
— Чудаков хватает. Скорее всего это гонщик, раз снял номера. Возможно, что уже лишенец, а удостоверение взял у друга в надежде, что инспектор не обратит внимания на фотографию.
К двум часам ночи добрались до места назначения. Полчаса курсировали по улицам ОбьГЭС, проверяли документы у запозднившихся водителей. Пьяный не заставил долго себя ждать. Молодой человек Артем Кудинов на «Тойоте–Карине» долго канючил, что абсолютно трезв и выпил парочку бутылок безалкогольного пива, однако дышать «в трубочку» отказался. Вновь едем на Станционную.
У входа в дежурку стоят инспектора из других экипажей и что–то живо обсуждают.
— Слушай, журналист, ты просил прикольный случай рассказать. Сейчас задержали на Димитровском мосту теплую компанию. Ребята приехали из Камня–на–Оби на стареньком допотопном «Москвиче». В салоне все пьяные, с девчонками, с гитарой. Только медведя с цыганами не хватает. Водитель — молодой паренек, тоже «в дупель», без документов, — «лишенец». Говорит, что шесть постов проехал — «герой»! Я его спросил: «Ты чего в Новосибирске забыл?» А он мне отвечает: «К другу приехал, переночевать было негде». Ближний свет из Камня–на–Оби в Новосибирск ночевать ездить!
В этот момент меня хватает за руку дежурный смены: «Журналист, бегом к нам в машину — на задержание поедем». С места рванули за сотню и под вой сирены помчались к улице Станиславского. Какой–то сознательный гражданин по мобильнику сообщил в «дежурку», что напротив магазина «Баухаус» неизвестные «бомбят» машину. В считанные минуты мы у цели. На парковке в кромешной темноте сиротливо стоит «копейка» с открытым капотом и дверцей. Такое ощущение, что машину уже раздели, в салоне кто–то прячется. Щелкает затвор пистолета, старший командует напарнику: «Заходишь слева, я — справа». Резко тормозим перед самым носом «Жигуленка», инспектора пулей выскакивают из машины и с двух сторон окружают «копейку». Из машины раздается испуганный голос: «Мужики, вы чего?» Тут же выяснилось, что в машине сидит сам хозяин, который безуспешно пытается завести двигатель. Тревога оказалась ложной.
На часах четвертый час ночи, я уже валюсь с ног. «Ну что, журналист, домой тебя отвезти?» Я соглашаюсь. Меня доставляют до подъезда. Захожу домой, быстро умываюсь и на автопилоте падаю в постель. Засыпая, я вспоминаю, что мужикам еще до конца смены три часа на дороге париться. Что их ждет за это время? Не знает никто. Но ведь в этом их кайф. А мне бы немного поспать до начала рабочего дня...

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.