Катунский фестиваль: место встречи изменить нельзя

С 12 по 14 июня в Горном Алтае на турбазе «Катунь» прошел VIII фестиваль авторской песни. Он состоялся благодаря поддержке исполнительного комитета МА «Сибирское соглашение» при участии новосибирского регионального отделения Народной Партии РФ. В Новосибирске оно существует всего два года, и это — его первое серьезное мероприятие.

Катунский фестиваль и ругают, и ждут. Все меньше приезжает на него знаменитостей, интересующихся звоном металла, а верные ему старожилы по–прежнему выбирают этот маршрут.
— Люди привыкли к фестивалю на Катуни, — мэтр авторской песни Сергей Матвеенко настраивает гитару. — Место здесь намоленное.
Горно–алтайская звезда Ирина Орищенко усмехается:
— От фестиваля каждый получает ровно столько, сколько хочет получить. От одного я слышала: «Ужасный фестиваль. Мне сесть было некуда». От другого: «Все классно. Я пятерых авторов для себя открыл». Еще от одного: «Полный облом. Водка не вовремя кончилась». А от его оппонента: «С мировыми ребятами познакомился, всю ночь у костра пели!»
Первым делом приезжие устремляются вниз по склону на берег Катуни — там на миниатюрной скале установлен памятник гитаре. В прошлом году эту ценную вещь, изготовленную из дюралюминия, неизвестные лица, у которых ничего святого, украли для сдачи как цветной металл. Копия изготовлена из железа и теперь претерпевает безобидные покушения — от желающих сфотографироваться с ней. Едва ступив на берег, бард–ветеран Олег Немировский принялся красить гитару, издали она стала смотреться как настоящая. Ее можно было принять за инструмент снежного человека Укатунчика, который почему–то на нынешнем фестивале отсутствовал.
Вот уж высится парашютный купол над деревянной эстрадкой, вот уж трепещется фестивальный флаг — белый с зеленой полосой и силуэтом гитары. Вот уж корпус турбазы украшает плакат «Сибирского соглашения»: «Сверим наши песни!» Вот уж его председатель, а также председатель новосибирского отделения НПРФ и председатель оргкомитета фестиваля Владимир Иванков — как оказалось, любитель авторской песни — поприветствовал собравшихся. Гости Николай Старченков и Леонид Мараков открывают фестиваль гимном:

Катуни изумрудная коса
Смотрит в небо бело–голубое.
Так давай соединим сердца
И споем с тобою.


Соединяя сердца, завсегдатаи фестиваля встают — пока еще трезвые, но тем не менее вдохновленные.
Бодрят народ старожилы Катунского фестиваля — новосибирцы Владимир Аникеев, Олег Немировский, Владимир Брусенцов, Татьяна Храмова, Владимир Ваньков. Неопознанный мальчишка апробирует диковинку — неистово дует в глиняную окарину, а товарищ его одергивает: «Тихо ты, мы же под песнями». Песням суждено не смолкать двое суток. Их можно слушать, не покидая веранду корпуса, но паломничество к кострам необходимо. Там совершаются некие таинства, там гитара идет по кругу, там из бутылки прихлебывают домашнее вино, там невесть откуда появляется Сергей Матвеенко, поет вовсе не то, чем обычно заводит публику в зале. Бывалые мужики, забыв про костер, завистливо и восхищенно качают головами: «Да, брат, силен». Костры затухают на рассвете; и лагерь, и турбаза превращаются в сонное царство; «ранние» пташки, выползающие из корпусов на свет божий, в прострации взирают на остатки многотрудного пьянства, в которых потонули деревянные лавки зрительного «зала». К обеду местные служащие — неторопливые блюстители сангигиены — убирают все это безобразие в полиэтиленовые мешки, чтобы к следующей ночи освободить пространство для неистребимого мусора. Не менее ленивы и милиционеры. Из «зала» здесь никого не выводят, несмотря на протесты выступающих, лишь интимно что–то шепчут на ушко товарищам, портящим картину. Похитителей чужих вещей искать не кидаются, даже если о краже было заявлено тут же и в том же месте. Самый быстрый бег — у Катуни, мчащейся в своем направлении независимо от происходящего. Так же, по своим законам, развивается и фестиваль, и не важно, все ли участники регистрируются и рвутся на эстраду, или предпочитают музицировать у костра.
Председатель фонда авторской песни Сергей Алексеев считает нынешний фестиваль более удавшимся:
— Звук был значительно лучше — благодаря тому, что им занимались не представители Министерства культуры Республики Алтай, а ребята из деревни Турочак. К тому же я добился закрытия бара «Сквозняк», который в прошлом году не давал нам покоя.
Благодаря этой решительной акции основной очаг пьянства переместился подальше от сцены, публика сравнительно адекватно воспринимала концерт. Выявились и народные любимцы. Беспроигрышный стиль нашел Павел Скороходов из Ангарска. Он уластил толпу своими попурри из непритязательных пародий на известных бардов и переделками знакомых песен на шуточные сюжеты. На следующий день окрыленный исполнитель не ушел от соблазна — спел то же самое. Его оценил даже трехлетний карапуз — взобрался на сцену и установил у его ног бутылку пива.
Стоило запеть его земляку Александру Басманову, как зрители забеспокоились в подозрении фонограммы. Эффект был поразительный: незнакомец пел голосом своего тезки Розенбаума (сначала собственное посвящение Шукшину, затем розенбаумовский хит). Казалось непостижимым, как в невысоком поджаром пареньке кроется баритон такой мощи. Этот голос в свое время подкупил цыган, с которыми Басманов выступает в кабаре, а учителем считает, конечно, Розенбаума. «Много почитателей Розика я видел, но чтобы так подражать — один в один... — оценил Олег Немировский. — Допустим, через это он пройдет. Другой вопрос: каким станет?»
Налицо была тенденция к подражаниям Розенбауму со стороны сильного пола и Веронике Долиной со стороны слабого. Как, спрашивается, найти собственный почерк, если все уже спето, а петь хочется? Кое–кого разборчивая публика освистала, как артистов погорелого театра. Ведь на сцену шли все кому не лень. Нести свое искусство в народ — цель графомана. Ему во что бы то ни стало нужно быть услышанным. Греет то, что лауреатов на Катуни не выбирают. Потому что, объясняет Сергей Алексеев, «устраивать чемпионат по песне — неверный подход. Зато в каждом фестивале через свободный микрофон человек по 150 проходит. Важно то, что у людей есть место, где они могут собираться раз в год». Не только собираться, но и чему–то научиться, получить на мастерских мэтров взбучку или толчок к верному направлению.
— О бардовской песне бытует такое представление: это про дороги, кеды и костры. Но авторская песня — это совсем другое, — считает Ирина Орищенко. — Она — для ума, сердца, души. Поэтому попсовики боятся нас петь. Ведь попса — работа для ног. С каждым годом повышаются требования к авторской песне: другими становятся взгляды, мелодии, техника. Сегодня на нашем фестивале Окуджава не прошел бы. Потому что он — нулевой исполнитель, никакой аккомпаниатор. Силен он только стихами. Ко мне на мастерскую пришла девушка с очень слабым вокалом, и я посоветовала ей выйти без гитары и просто прочитать стихи.
У мэтров — свои, проверенные отношения с ценителями. Ирина Орищенко, едва выйдя на площадку, сближает себя с ними, делает песню родной и общей, без диалога ее не начинает. Привезла новые вещи, а поклонники требуют «Нетелефонный разговор». И она зовет их на сцену, чтобы петь вместе. На следующий фестиваль, не исключено, приедут ее ученики. Школа юных бардов — основное поле деятельности Ирины Орищенко, считающей авторскую песню неизлечимым диагнозом.
Сергей Матвеенко виртуозно владеет искусством держать аудиторию. Где нужно, сделает эффектную паузу, ровно рассчитанную на секунду и долю секунды, чтобы гулкое эхо отдалось в горах. Когда внезапно отключится микрофон, он, с иронией потакая массовым вкусам, перестроится на песню, «которую можно петь всегда и всем, даже не имеющим слуха». Народ с готовностью горланит:

Лучше песни не найти —
Это знаем твердо,
Потому что в ней всего
Только два аккорда.


И он же, Матвей, распорядитель массового внимания, заставит замереть и сглотнуть ком, обрушив презрительную «Песню о ровесниках — посвящение невоевавшим». Каждый из участников фестиваля явно ли, тайно ли мечтает обладать таким же магнетизмом, как этот насмешливый бородатый мужик в очках, вовсе не отнимающих мужественности у его облика.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.