Сюрпризы гастрольного лета

В этом году гастрольное лето — против обыкновения последних лет — не только состоялось, но и началось задолго до пляжного сезона — в апреле. Замечу, что это были не антрепризы, а полноценные большие гастроли театров с декорациями, светом, звуком, костюмами и всем, что полагается.

Сначала московские гастролеры — Театр Луны и МХАТ — привлекли повышенное внимание наших театралов, и не могло быть иначе: сегодня подобные гастроли слишком большая роскошь для обеих сторон — и приезжающей, и принимающей. На москвичей дружно ходили за большие деньги и несколько утолили «культурный» голод, даже, может быть, «переели». На московский театр драмы имени Симонова желающих попасть было уже гораздо меньше. И на первые спектакли Свердловского театра драмы, приехавшего к нам спустя 20 лет, публика валом не валила. Почему так? Заслуженный артист России Михаил Быков говорит: «Поминальная молитва», которой наш театр открывал у вас гастроли, хорошо знакома зрителям, и, наверное, им было не очень интересно. Я также делаю скидку на то, что стояли жаркие дни — за 30 градусов. Спросите меня самого: «Пошел бы я в театр? Нет. Не пошел бы, честное слово!» Зато заканчивали свои гастроли у нас екатеринбуржцы просто на ура. Уже на второй спектакль — «Репортаж из Тараскона», поставленный московским режиссером Дмитрием Астраханом, публика живо среагировала, и далее интерес тоже не пропал, а, напротив, усилился. Даже спектакль «Все в саду» по пьесе Эдварда Олби наш зритель принял гораздо лучше, чем в Екатеринбурге.
А последние спектакли Свердловского театра драмы прошли у нас с аншлагом. Ни одного свободного места и взрывы смеха в зале — это прежде всего спектакль «Он, она, окно, покойник». Нисколько не помешало, а, на мой взгляд, даже сыграло на руку «свердловчанам» то обстоятельство, что МХАТ весной привез к нам спектакль Владимира Машкова «N№13», поставленный по этой же пьесе. Этот превосходный спектакль уже успел нынешним летом стать лауреатом международного фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап», и те зрители, которые сумели попасть на этот «фейерверк», не прочь были еще раз побаловать себя искрометным зрелищем уже в другом исполнении. Ну, а кто не попал на москвичей — цены–то кусались, да и достать билеты было трудно, — теперь могли получить представление о том, что же это за «фишка» такая. Своими глазами я видела толпы жаждущих лишнего билетика около «Красного факела», на сцене которого играли екатеринбуржцы. Двое мужчин, подъехавших к театру на машине, чтобы сбыть билетики, были просто ошеломлены, когда к ним кинулись десятки желающих купить билет за любую сумму.
Поставил спектакль «Он, она, окно, покойник» москвич Николай Попков (сам он из московского театра «Современник»). Я побеседовала о спектакле с ведущим актером Свердловского театра драмы Михаилом Быковым, который считает, что спектакль до ума довели сами артисты и что он получился не «режиссерским», а «актерским». Слово самому Быкову: «Режиссер был упертым, принципиально ничего не брал у Машкова из его спектакля «N№13», и в этом была кардинальная ошибка Попкова. Он хотел сделать все «лишь бы не так», как во МХАТе». Быков убежден, что молодые режиссеры должны учиться у актеров: «Труппа любого театра сильнее любого режиссера. И если режиссер не будет любить артистов и доверять им, то ничего и не получится». Вынесли ли «свердловчане» на своих плечах спектакль по пьесе Рэя Куни, это вопрос, но только получился он не хуже, чем у москвичей. «Пьеса просто гениальная, — улыбается Быков, — не зря автору за нее премию имени Лоуренса Оливье дали. В этой пьесе все роли настолько драматургически яркие, настолько все они хорошо выписаны, что здесь просто нет второстепенных ролей. Честно вам скажу: «В хорошей пьесе так приятно играть!»
Спектакль «N№13» Машкова Быков видел и не скрывает, что он ему очень понравился. Актер размышляет: «Я бы сказал, что спектакль Машкова правильнее по режиссуре, по разбору этой пьесы, логически выстроен вернее. А у нас спектакль получился более каскадным, более легким. Это типичная комедия положений. У Машкова — дорогой спектакль. Ему дали, видимо, столько денег, сколько он хотел. А у нас ведь этого нет. И спектакль у нас получился другой, и артисты мы другие». От себя замечу, что «свердловчане» играли на «пять с плюсом», а первой скрипкой явно был Михаил Быков. И да простит меня Авангард Леонтьев (Быков и Леонтьев играли одну и ту же роль), но мне герой Быкова показался и более колоритным, и более убедительным, а вся ситуация благодаря его «некомической» фактуре стала еще забавнее. «Он, она, окно, покойник» — физически очень тяжелый спектакль, — говорит Быков. — Но, играя его с радостью, тяжести не замечаешь — она уходит. И становится легко, потому что получаешь из зала добрую энергетику и это тебя заряжает».
Гастроли завершены: наш зритель екатеринбуржцев не разочаровал, а нам пришлись по душе их спектакли. Если года через четыре Свердловский театр драмы снова приедет к нам на гастроли — а разговор об этом в кулуарах шел, — мы получим еще одно полноценное гастрольное лето.

Людмила СМИРНОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.