В компании с Пигмалионом и Эзопом

На минувшей неделе в Новосибирске завершились гастроли государственного академического русского Театра драмы имени Лермонтова (Алма–Ата), проведенные в рамках Года Казахстана в России. В 2003 году театр отмечает 70–летие со дня основания, и приезд в Новосибирск стал для театра важным событием.

Художественный руководитель театра народный артист Казахстана Рубен Андриасян сказал: «Мы не были в Новосибирске 12 лет. Новосибирском закончился период наших прошлых гастролей по России, и в этом же городе мы возобновляем эту традицию. Мы помним Новосибирск как город с очень взыскательным и тонким зрителем, поэтому естественно наше желание проверить свою новую работу здесь». «Лермонтовцы» открыли свои гастроли на сцене «Красного факела» премьерным спектаклем «Иванов». Они показали нам его даже раньше, чем алмаатинцам. Как же приняла эту премьеру и остальные спектакли «лермонтовцев» наша публика? Этот вопрос, а также вопрос о том, как в целом прошли гастроли, я задала главному администратору Театра имени Лермонтова Елене Линкевич. «Те зрители, которые пришли на спектакли, остались очень довольны. У вас очень благодарная публика, хорошо аплодирует, заваливает актеров цветами, люди говорят добрые слова. Но только те, которые пришли. А вот другие? Сама я не могу этого объяснить. Мне же объясняют, что ваш город не привык летом ходить в театр, что у вас дачи, картошка...» — поделилась она своими впечатлениями. Гастроли, тем не менее, заканчивались «на хорошей ноте», и Елена Яковлевна не захотела углубляться в свои переживания по этому поводу, лишь обмолвилась, что «многое расстроило» и что «ожидали большего». В последний день гастролей, на спектакле «Эзоп», в зале было полно зрителей и отрицательные эмоции давно уже вытеснились положительными. Но я–то помню, как Елена Яковлевна в состоянии, близком к панике, за два дня до открытия гастролей говорила, что на «Иванова» не продано ни одного билета. Однако все хорошо, что хорошо кончается. И наша публика, потихоньку набирая обороты, заполняла зрительный зал от спектакля к спектаклю все дружнее, и хотя аншлагов не было, но «кворум» был всегда. В 2004 году наш «Красный факел» поедет с ответным визитом в Алма–Ату, и будем надеяться, что наших артистов и наши спектакли тоже не оставят без внимания.
Спектакли же, привезенные нам алмаатинцами, действительно заслуживали внимания. За две недели их было показано нам четырнадцать (названий всего лишь пять — каждый спектакль повторялся по два–три раза). В жанровом отношении привезенный репертуар порадовал разнообразием — не только комедия, как это сейчас принято, но и драма, и гротескная трагедия, и философская трагикомедия. Приятно удивил спектакль «Пигмалион», поставленный по классической пьесе Бернарда Шоу, на который было даже боязно идти: уж слишком хорошо знакомо это произведение. Однако «лермонотовцам» удалось создать совершенно новое, свежее и праздничное зрелище, от которого и за три часа (столько длится спектакль) невозможно было устать. А как хороша Анастасия Темкина в роли Элизы Дулиттл! Молодая актриса дебютировала этой ролью в театре в 2002 году (ранее на этой сцене блистал ее отец — народный артист Казахстана Лев Темкин). Актерские гены передались по наследству в целости и сохранности, и сегодня можно с уверенностью сказать: этой актрисе подвластно многое, она из тех, кто становится примой. В «Пигмалионе» Темкина показала себя отличной характерной актрисой, а в «Королевских играх» она играет остродраматическую роль и легко управляет эмоциями всего зала, заставляя следовать за всеми нюансами своей игры. Ей–богу, ради одной Анастасии Темкиной можно было пойти на спектакли алмаатинцев! Но я была бы несправедлива, если бы не упомянула и другие достойные имена. Театр имени Лермонтова вообще богат хорошими актерами (это ведь именно оттуда «взялся» Владимир Толоконников, так ярко сыгравший Шарикова в фильме «Собачье сердце»). Среди тех актеров, кто был занят в привезенном в Новосибирск репертуаре, лично меня особенно «зацепили», кроме Анастасии Темкиной, Сергей Погосян, Ирина Лебсак и Сергей Уфимцев. Эти актеры «украсили» спектакли «Эзоп» (режиссер Рубен Андриасян), «Пигмалион» (режиссер Андрей Кизилов), «Королевские игры» (режиссер Андрей Кизилов) и «Мужской род, единственное число» (режиссер Рубен Андриасян).
Сергей Погосян и Ирина Лебсак за исполнение своих ролей в спектакле «Эзоп» были удостоены Государственной премии Республики Казахстан, а сам спектакль стал участником Фестиваля русских театров «Встречи в России», проходившего в Санкт–Петербурге. Ирина Лебсак считает роль Клеи — главную женскую роль в «Эзопе» — подарком судьбы, а Сергей Погосян уверен, что искренность — это главный козырь, именно она является «высшим пилотажем» в актерской профессии. Он играл своего героя с «искренностью чувств», а потому его Эзоп получился таким трогательным, таким ранимым, несмотря на внешнюю хладнокровность и невозмутимость. Я невольно сравнивала игру этого молодого артиста с игрой прославленного Армена Джигарханяна, сыгравшего Эзопа в известном телефильме, и ловила себя на том, что Эзоп Погосяна не такой «толстокожий», как у Джигарханяна, и поэтому не такой уж неуязвимый. И мое зрительское сердце рвалось от любви и сострадания к этому — уродливому и прекрасному — Эзопу. И уж как тут было не понять жену философа Ксанфа Клею, так безрассудно и страстно влюбившуюся в Эзопа! Спектакль, рождающий такие сильные чувства (а не только смех), — явление, достойное уважения. Да и на «Пигмалионе» смех тоже имел «интеллектуальную подкладку» благодаря качественному драматургическому материалу (Бернард Шоу — классик как никак!) и умной режиссуре. Не было у Андрея Кизилова намерения только повеселить и развлечь зрителя, а потому между взрывами смеха зрители успевали еще и кое–что понять о себе и о жизни. Музыкальные же вставки, которые можно назвать «элементами мюзикла», когда артисты брали микрофоны в руки и выходили на авансцену для сольного номера, в эстетическом плане украсили спектакль, а главное, стали своего рода метафорами и сработали на создаваемые образы. Словом, «Пигмалион» удался на славу, «Эзоп» не разочаровал, «Королевские игры» и «Иванов» достойно представили театр. А вот комедия «Мужской род, единственное число» вызвала некоторое недоумение. И пусть эти замечания будут весьма субъективными, я позволю себе их высказать. Если говорить коротко, то впечатление свелось к слову, которое было мной услышано, когда я покидала после спектакля зрительный зал. Один из зрителей на вопрос своей спутницы: «Ну как спектакль?» ответил: «Тяжеловато». Увы, я чувствовала то же самое. И это после просмотра спектакля по легкой и пикантной французской пьесе, рассказывающей о том, как женщина сменила пол и спустя 20 лет явилась навестить свою семью, которая все это время ничего о ней не знала. Казалось бы, фейерверк смешных ситуаций обеспечен. Но статичная тяжеловесная режиссура и актеры, пафосно произносящие свои монологи, уводили память куда–то в дальние дали, где существовали идеологически выдержанные спектакли про партию или производство, но никак не про трансвеститов. Думается, что режиссер просто ошибся в выборе пьесы. Так бывает, когда автор и режиссер разной «группы крови». Кроме того, по свидетельству самого Рубена Андриасяна, «эта пьеса о том, что нормальные хорошие любящие люди вдруг завязли в собственной глупости. И не могут выбраться». Режиссер хотел, чтобы после просмотра спектакля зритель понял, что «надо быть умнее». Но авторы–французы явно не рассчитывали на такой эффект, желая просто позабавить зрителей. И вправду, в чем тут глупость героев спектакля? Или в том, что Мария–Луиза, ставшая Фрэнком, желает узнать, как поживает ее сын? Или в том, что «она» открыла тайну мужу Альберу? Или в том, что она вообще из женщины превратилась в мужчину? В этих дебрях можно запутаться, и если режиссер предполагал разбираться во всем этом всерьез, то, возможно, это и утяжелило спектакль, войдя в противоречие с весьма поверхностным и не претендующим на столь глубокомысленное прочтение сюжетом. Впрочем, публика дружно смеялась, и со спектакля никто не ушел, хлопнув дверью. А значит, это всего лишь частное мнение, которое не способно стать «ложкой дегтя в бочке меда». Гастроли «лермонтовцев» закончены, и было бы неплохо, если бы они повторились в ближайшем будущем, пройдя уже на аншлагах. Все же наш зритель слишком поздно «распробовал» этот театр и не успел вовремя разобраться что к чему.
P.S. Год Казахстана в России продолжается: 26 августа в ДК «Академия» и 27 августа в Большом зале филармонии состоится концерт Карагандинского симфонического оркестра. Музыканты сыграют не только классику — сочинения Моцарта, Бетховена и Сен–Санса, но и произведения казахских композиторов.

Людмила СМИРНОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.