Монументальная пропаганда

В прошлый четверг художник–патриот Сергей Бочаров торжественно и помпезно закрывал свою нашумевшую выставку и прощался с народом. Поклонники умоляли кумира не покидать их надолго. Он уезжал, но обещал вернуться.

Картины Сергея Петровича снятся его почитателям в страшных снах про врагов, а его байки из серии «Моя жизнь в искусстве» они выучили наизусть. Но это не позволяет народному избраннику расслабиться даже в свой последний день в Новосибирске. С чувством долга и ответственности перед избирателями он проводит очередную из своих многочисленных экскурсий по выставочному залу, деля мир на предателей и патриотов.
— На этой картине я даю всех негодяев, которые предали нашу страну, — такова лексика знаменитого художника. Оратор беспокоится: — Может, у кого вопросы остались? По какой картине поговорим?
— Сергей Петрович! — волнуются люди. — У вас столько героев на картине «Явление народа»! Как вы их выбирали?
— Я связался с патриотическими организациями и попросил представить списки тех, кого следует изобразить как патриотов Родины, — охотно растолковывает пропагандист. — А затем обратился в «Наш дом — Россия», а также в американский конгресс и сказал: «Назовите тех, кто мешает нам строить демократическое государство!» И получил четыре списка. По ним и изображал. Многие не попали по той причине, что я всегда рисую с натуры, а когда человек много бегает, я не могу его уловить.
Так товарищ Бочаров воспитывает массы, развивает их политическую грамотность, готовит к грядущим выборам. Его убеждения укладываются в примитивную схему: «Сталин велик и могуч», а также «Бей жидов — спасай Россию!» Столь же примитивна и философия его плакатной живописи, претендующей, однако, на символику и метафоричность: труп Ельцина с отрезанной головой, деятели государства в голом виде и приторно–сусальные лики попов. Иная сторона творчества народного любимца — пейзажи — вызывает щенячий восторг старушек. Так как свидетельствует, что красота родного и чужого краев тоже небезразлична художнику. Народ не безмолвствует — он бурно выражает переполняющие его чувства как в вербальном, так и в эпистолярном варианте. Наша редакция забросана письмами в поддержку кумира, одно из которых мы читаем беспрестанно и не можем начитаться (стилистика, орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Для нашего города это был луч света правды и красоты за последние десятилетия пустоты. Не было и дня, чтобы мы не обсуждали выставку и картины Бочарова. Сам художник, наш земляк очень интересная и образованная личность. Надеемся, что вы более подробно расскажите в своих докладах о творчестве этого прекрасного художника для всех людей! Верим!!!»
К Сергею Петровичу тянутся, мягко говоря, люди со странностями. После общения с ним надолго остаются в возбужденном состоянии. Две престарелые девушки, заставшие, возможно, вождя пролетариата в живых, в самый разгар выставки поругались на злобу дня.
— Оставьте Ленина в покое, всех коммунистов оставьте! — кричала одна. — Благодаря Ленину безграмотные люди стали грамотными! Учиться стали!
— Голубой был ваш Ленин и палач! — боролась за правду другая.
— Заткнитесь! — яростно выкрикнула на прощание оппонентка и гордо удалилась, непобежденная.
В это время товарищ Бочаров закреплял у аудитории приобретенные знания:
— Представителям КПРФ я посоветовал бы всех перевести в патриотическое движение! И беспощаднее быть в борьбе. На их месте я бы провел эту выставку нагло и мощно. Посмотрел их издания — все не то! Могли бы посвятить выставке экстренный выпуск, по ящикам разбросать. До всех надо донести: «Это же ваш художник!» Ну ничего, в следующий раз я приеду в Новосибирск с отрядом. И буду доказывать, как должен жить русский человек. А вам я предлагаю переименовать свой город в Новоизраильск. Потому что у вас засилье евреев!
Казалось бы, какой смысл воспроизводить весь этот бред. Но ведь толпа — та самая, которую Ильич любовно обзывал массой, — всему этому внимает! Толпа — та самая, которая превращается в быдло, едва ее встряхнуть — выбрала себе вождя и готова идти за ним в любом направлении. Толпа — та самая, которая не видит разницы между искусством и монументальной пропагандой, — готова горло перегрызть каждому, кто косо посмотрит на Сергея Петровича. До поры до времени толпа безобидна. Она дарит кумиру букеты, фотографируется на память и в воздух чепчики бросает.
Художник–патриот разговаривает с народом на языке последнего. Только так можно обработать сырье в нужном тебе направлении. Ирония нет–нет да и проскользнет в его интонациях, во взгляде, но этого никто не замечает. Какой он на самом деле, художник Бочаров? Какой он вне умело разработанного имиджа, наедине с самим собой? Может, такой, как на автопортрете, — умное, несколько отчужденное лицо, усталость и легкий налет скуки?

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.