В небе все спокойно. Но не на земле

18 августа прошло пикетирование новосибирского офиса авиакомпании «Сибирь». Это тем более странно, что дела у авиаперевозчиков идут все лучше и они могли бы без особых финансовых потерь уладить все вопросы с профсоюзами. Похоже, затяжной конфликт имеет под собой не только денежную подоплеку.

О поддержке требований работников «Сибири» заявили представители координационного совета Сибирского регионального профцентра, то есть конфликт вышел за рамки корпорации. Но это не единственный конфликт. Хотя 13 августа всероссийская забастовка авиадиспетчеров не состоялась, работающие в аэропорту Толмачево вполне могли бы участвовать в ней. Во всяком случае, лидер профсоюза диспетчеров Толмачево Станислав Дасманов заявлял, что новосибирские навигаторы присоединятся к акции протеста, так как данное им после декабрьской голодовки 2002 года обещание повысить зарплату на 30 процентов не было выполнено. Более того, профсоюз новосибирских авиадиспетчеров готовит жалобу в Европейский суд по правам человека на решения местных судов, запретившие диспетчерам участвовать в голодовках. Жалоба может быть подана в суд через неделю.
На первый взгляд, ситуация выглядит парадоксально. Авиабизнес в последнее время стремительно развивается. К примеру, за первое полугодие аэропорт увеличил доходы на 20–23 процента. 3–4 сентября корейская компания «Asiana Airlines» начнет выполнять транзитные рейсы через аэропорт Толмачево. Представители авиакомпании, являющейся вторым перевозчиком в Корее, уже сообщили о своем согласии выполнять техническую посадку в Толмачево, перенеся ее из Узбекистана. Корейская авиакомпания планирует совершать грузовые перевозки через Толмачево в Брюссель, Франкфурт и Голландию. Кроме того, аэропорт ведет переговоры с красноярской авиакомпанией «Крас-Эйр» о расширении сотрудничества и увеличении количества полетов из Толмачево. Резервы красноярского аэропорта практически исчерпаны, и авиакомпания обратилась с предложением организовать так называемый сдвоенный узел, скоординировав деятельность двух аэропортов. Не исключено, что уже зимой Новосибирск сможет принять часть транзитных рейсов, ранее проходивших через Красноярск. Но и это еще не все. Согласно утвержденному недавно плану нового гендиректора Андрея Лобкина Толмачево превратят в доходное место за счет более эффективного использования инфраструктуры аэропорта. То есть предприятие намерено наращивать доходы не только за счет эксплуатации взлетно–посадочной полосы, но и за счет коммерческого использования территорий и инфраструктуры аэропорта, оказания услуг авиаперевозчикам и гражданам. Этот путь, по оценке гендиректора, может оказаться перспективным, так как обещает доходы на уровне 60 процентов от общей суммы. Совет директоров принял решение выкупить наибоее коммерчески привлекательные из занимаемых аэропортом земельных участков. Речь идет о территории, на которой расположены два терминала, площадь перед аэровокзалом, гостиница. На выкуп примерно 20 га земли будет выделено 26 млн рублей. От части «неперспективных» территорий аэропорт, скорее всего, откажется.
Основным стратегическим партнером Толмачево остается авиакомпания «Сибирь». И дела у нее тоже идут неплохо. В 2003 году «Сибирь» стала первым российским победителем международной премии Flight International Aerospace Awards в номинации «Корпоративная стратегия». Всего за семь месяцев 2003 года «Сибирь» перевезла 1731 тысячу пассажиров, что на 20,8 процента больше, чем было перевезено за аналогичный период 2002 года. Согласно данным Транспортной клиринговой палаты по итогам первого полугодия 2003 года «Сибирь» занимает первое место среди российских авиакомпаний по объему пассажирских перевозок на внутренних линиях и второе — на международных.
Однако внутри этой солидной компании далеко до благополучия. Поводами, для упомянутого выше пикетирования послужило намерение руководства «Сибири» уволить председателя профсоюза летного состава авиакомпании Владислава Баева, а также протест против ряда незаконных действий в отношении членов профкома. Конфликт, по словам профсоюзных деятелей, разгорелся 1 августа. За час до вылета второму пилоту авиакомпании «Сибирь» Баеву было предложено ознакомиться с приказом руководства компании об отстранении от полетов с формулировкой «за незаконное проникновение на режимные объекты авиакомпании «Сибирь». У председателя профсоюза был изъят пропуск, опечатано профсоюзное помещение, изъяты оргтехника, вся внутренняя информация профкома. 7 августа линейный отдел милиции сообщил второму пилоту о результатах проверки и озвучил заключение об отсутствии признаков состава преступления. В тот же день руководством авиакомпании «Сибирь» было озвучено устное уведомление об увольнении Баева. За прогул.
Причина конфликта между профсоюзом и руководством заключается в активной деятельности профкома, считает Баев. «Профсоюз летного состава активно проводит политику защиты интересов своих членов перед руководством авиакомпании. На данный момент около десяти судебных дел находятся на рассмотрении прокуратуры города Оби. Одно из дел уже выиграно — о признании несоответствия нормативных документов о питании в компании «Сибирь» нормативным документам РФ. Ряд исков свидетельствует о нарушении руководством «Сибири» положений колдоговоров: нет доплаты за секретность, не создана комиссия по социально–трудовым отношениям и так далее».
По словам члена профсоюза летного состава авиакомпании «Сибирь» Владимира Федорова, большим толчком к взаимным претензиям послужила реализованная руководством компании в течение 2003 года кампания по скупке акций у работников. «Официально происходила скупка акций по определенной цене, — заявил Владимир Федоров. — Но неофициально руководством авиакомпании было дано указание старшему командному составу оказывать на младший состав профессиональное воздействие — по географии полетов, по отстранению от полетов в случае неподчинения негласному приказу. В частности, меня отстранили от международных рейсов. В результате более пяти процентов акций руководству все же удалось у работников изъять. Профсоюз проводил политику в защиту их прав, за что и пострадал его председатель».
То есть, по мнению рядовых работников авиакомпании, налицо типичный конфликт труда и капитала, начались серьезные нарушения колдоговора. В правовую инспекцию по трудовым спорам уже отправлено письмо с требованием привлечь к административной ответственности работодателя по факту незаконного отстранения от работы Баева и предложением провести юридическую проверку. Также отправлено письмо в прокуратуру города Оби по факту нарушения прав профсоюзной организации. С 4 августа в суде города Оби находится исковое заявление на неправомерные действия работодателя по факту отстранения от служебных обязанностей.
Но зачем этот шумный конфликт уважаемой авиакомпании «Сибирь»? Чтобы понять это, надо заглянуть в 2004 год, когда аэропорт Толмачево станет полностью частным. Федеральное правительство одобрило программу окончательной приватизации предприятия. Она предусматривает продажу с аукциона 51 процента акций, то есть всей доли госсобственности. Аналитики считают, что основная борьба за акции развернется между московскими бизнес–группами и владельцами авиакомпании «Сибирь», для которой Толмачево — базовый порт. Ориентировочная стоимость госпакета 20 – 30 миллионов долларов. На пресс–конференции представитель Минимущества Александр Бородин подтвердил готовность государства расстаться с принадлежащим ему контрольным пакетом акций Толмачево. Госпакет включили в проект плана приватизации на 2004 год, но конкретизировать сроки или способ продажи Александр Бородин не стал. По словам представителей местной власти, отношение обладминистрации к продаже положительное, поскольку там прекрасно понимают, что аэропорт нуждается в серьезных инвестициях, а привлекать их в предприятие, где столь крупный госпакет, нереально. Бизнес–группа «Промышленное развитие» не скрывает своего интереса к покупке акций, поэтому борьба на торгах будет ожесточенной.
Разумеется, «Сибирь» не хотела бы утратить способность влиять на ситуацию. И уже предприняла определенные организационные шаги. К примеру, по словам представителей нынешней администрации Толмачево, со специально сформированным консультационным советом, куда входят по два представителя менеджмента от аэропорта и авиакомпании «Сибирь», будут согласовываться все стратегические решения. Но главное, конечно, деньги на покупку акций. Из опыта следует, что корпорация начинает «давить» свой профсоюз в двух случаях: либо предприятие готовят к продаже, и разбитый профком делает сделку более привлекательной в глазах потенциального покупателя, либо менеджменту просто нужны деньги, а получить их можно и за счет сокращения «издержек».
Впрочем, борьба труда и капитала в авиабизнесе имеет свои особенности. Управляющим компаний противостоят грамотные работники, которые умеют добиваться своего. К примеру, по данным представителей ЗС ОМТУ ГА, зарплата тех же диспетчеров с 1 января 2003 года была увеличена на 28,46 процента, а с 1 июня еще в среднем на 10,5 процента. Помимо прочего, это свидетельствует и о том, что работники авиапредприятий могут покупать квалифицированные юридические услуги и выдержать безденежье забастовок.

P. S. Редакция «НН» не заинтересована в однобоком освещении событий и готова опубликовать точку зрения на конфликт менеджеров авиакомпании «Сибирь».

Валентин СИДОРОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.