Аэропорт

В облпрокуратуре так и не решился вопрос о возбуждении уголовного дела, касающегося экономики и хозяйствования в нашем городском аэропорту Северный. Материалы передаются в транспортную прокуратуру, ставшую подразделением областной, чтобы решение принималось там. Инициатором же передачи стал как будто зампрокурора Павел Афанасьев, являвшийся ранее (до ликвидации) заместителем регионального транспортного прокурора.

«Я разорен, я нищщч»

А пока законники производили столь сложные и мудрые движения, местные «авиаруководители» проявили неожиданную активность, резко замелькав в СМИ с якобы откровениями насчет грядущего неизбежного краха того же аэропорта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если, конечно, до того муниципалитет не поможет материально...
Не зря говорят: лучшая защита — нападение. Через некоторое время народные массы могли услышать ту же историю с совсем иными акцентами, где те же самые «авиаруководители» выглядели бы в ином свете. Но они сыграли на опережение и поведали о происходящем в том свете, в каком им желалось, а потому теперь выглядят д’артаньянами. В то время как аэропорт — федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Новосибирск Авиа» (или «Новосибирское авиапредприятие») — действительно «чахнет» на глазах. И никто как бы не знает (и даже не догадывается), кто довел его до такого критического состояния. Как будто этакое состояние снизошло на аэропорт само по себе, а начальствующие субъекты у нас ни за какой негатив не отвечают в принципе (их умудряются еще и награждать за какие–то успехи, когда пребывающая в вечной разрухе страна вступает в эпоху техногенных и прочих катастроф).
ФГУП «Новосибирск Авиа», осуществляя перевозку пассажиров, багажа и грузов с продажей авиаперевозок при весьма нехилых (немалых, да еще и неуклонно растущих) ценах и тарифах, являлось и является отчаянно–убыточным. За девять месяцев прошлого года убыток составил почти 227 тысяч рублей, а за тот же период года позапрошлого — почти семь «лимонов» (6896603 рубля). Долги предприятия поставщикам и подрядчикам, бюджету и государственным внебюджетным фондам, а также по зарплате (кредиторская задолженность то есть) около 104 миллионов рублей. В то время как дебиторская задолженность (то, что должны предприятию) — около 69 миллионов рублей. Причем эти долги покупателей и заказчиков вряд ли будут возвращены аэропорту ввиду «неходячести» должников.
«У меня акт с вашим предприятием»
Вышеприведенные показатели фигурируют в акте проверки ФГУП контролерами–ревизорами областного КРУ Минфина РФ. Акт не зря начинается с раздела взаиморасчетов «Новосибирск Авиа» с «Томск Авиа». Дело в том, что в обозримом прошлом какому–то начальству взбредало сделать наш аэропорт придатком (филиалом) Томского аэропорта. А когда не получилось, в его руководство ввели томичей. Под их (томичей) началом наше авиапредприятие задолжало томскому свыше восьми «лимонов» (в рублях), тогда как томское задолжало нашему значительно меньше, причем тут отмечено расхождение в сумме на более чем 300 тысяч рублей, объяснять которое ревизорам наша главбух отказалась.
Словом, проверкой взаиморасчетов «установлено нарушений на 4928015 руб.». Не утомляя друг друга расшифровкой нарушений, заметим вскользь: в бухучете не отражены доходы, полученные от ФГУП «Томск Авиа», в сумме 779123 руб., не отражено во взаиморасчетах 1568963 руб., отсутствуют (по крайней мере, не представлены) оправдательные документы на 512098 руб., а на два с гаком миллиона счета–фактуры за 2001 год предъявлены с нарушением положения по бухучету.
Нарушения правил бухучета присутствуют практически в каждой позиции второго раздела акта «Проверка взаиморасчетов при сдаче государственного имущества предприятия (авиатехники, запчастей и иного имущества) сторонним организациям во временное пользование и ее основание». У ФГУП имеется немало свободных государственных площадей, каковые успешно сдаются в аренду коммерческим и некоммерческим организациям. Таковые операции наряду с нехилыми ценами и тарифами на авиаперевозки могли бы поддерживать аэропорт на плаву, но...
Вообще складывается впечатление, что во все (или почти все) сделки предприятия словно нарочно закладывался убыток. Для примера... Проверкой установлено: убыток предприятия от необоснованных расходов на перелет и базирование вертолетов Ми–8 в аэропорту Колпашево составил 753682 руб., а ущербность одного только договора на авиационное обслуживание (от 20.06.01) составила без малого пять миллионов рублей. Убыток предприятия в результате занижения размера стоимости аренды одного летного часа по другому договору на аренду ВС Ан–24 с данными калькуляции составил почти три миллиона рублей. Общая сумма убытков предприятия от оказания услуг по базированию и охране составила 500472 рубля.
При такой убыточности сделок для самого ФГУП оно еще и ловчило в отношениях с государством (цитата): «В нарушение ст. 43 БК РФ денежные средства, полученные от реализации государственного имущества, в сумме 10725620,00 руб. не перечислены в доход федерального бюджета».
Словом, общая сумма нарушений на предприятии превышает 40 миллионов рублей, сумма финансовых нарушений превышает 23,6 «лимона», по авиатехнике — самолетам, вертолетам, двигателям — вскрыты и недостачи, и излишки.

Кто–нибудь может все это объяснить?!

Столь удручающее положение создалось на предприятии с кучей собственных и вышестоящих руководителей, которые теперь пугают народ через телевизор предстоящим банкротством аэропорта: мол, при нем вертолеты будут проданы за бесценок... Изрекший сие замдиректора порта то ли не знает, что вертолетов у него практически не осталось — их уже распродали (и именно за бесценок), то ли сознательно списывает на будущие действия «злых дядей» уже содеянное в прошлом своими коллегами.
Между тем «кислое» положение аэропорта давно уже раздражало коллектив предприятия. И в коллективных письмах высокому авиаруководству, облпрокурору люди не раз указывали, кто виноват. Только реакция на их письма следовала своеобразная. В акте проверки ФГУП, утвержденном первым замминистра транспорта, говорится: «Данную группу (53 человека) никто не уполномочивал выступать от имени коллектива авиапредприятия. Появление данного письма спровоцировано отдельными работниками в связи с проводимым в авиапредприятии сокращением (в том числе и летного состава) в соответствии с приказом гендиректора...» А самый главный авиатор Западной Сибири Владимир Тасун (начальник ЗС ОМТУ ВТ) отвечал «делегатам» из народа таким образом, что люди поняли: ему этот аэропорт категорически не нужен — от него одни «головняки».
Такое восприятие косвенно подтверждается упомянутой историей с попыткой передачи нашего предприятия томскому. Тогда все это «не срослось» благодаря позиции нашего губернатора. Но затем и его позиция, судя по действиям (бездействию) управляющих имуществом из ДИиЗО (департамента имущественных и земельных отношений обладминистрации), стала меняться. И, возможно, банкротство авиапредприятия с лишением его лицензии отложено на «после выборов». То есть «прикрыть» его могли уже в этом году не какие–нибудь «злые дядьки», а сами авиаруководители, если бы им не объяснили, что перед выборами «социальные потрясения» не нужны...

Свои ребята — и такая фигня...

Повторимся: когда подчинение нашего предприятия томскому не удалось, в его руководство стали внедрять томичей. Первый из коих — А. Флейшер — начал с созидания (пополнения авиапарка): выкупил два самолета Ан–24 у Иркутского авиаремонтного завода (расплатился за ремонт), стал разгонять с предприятия жуликов, начал выдавать зарплату трудящимся. Но вскоре погиб. Встал вопрос: кто будет возвращать деньги, данные аэропорту под погибшего? Тут всемогущий гендиректор «Томск Авиа» С. Лабутин стал «продавливать» на место Флейшера своего зама — Н. Петлина (нынешнего гендиректора). Но судьба нашего ФГУП их вряд ли интересовала, когда так остро встал вопрос возврата денег.
Во всяком случае, договорные производственные отношения между предприятиями стали негативно сказываться на состоянии нашего ФГУП. При молчаливом согласии Тасуна и Петлина томское ФГУП внедрило свои рейсы на «наши» маршруты до Нижневартовска, Сургута, Стрежевого. Тогда как до этого пассажирский спрос на названных маршрутах полностью удовлетворялся, а внедрение новых рейсов вело лишь к значительному снижению доходов и вытеснению с них (маршрутов) новосибирцев. Потом томские коллеги стали удерживать выручку от реализации билетов на наши рейсы в Стрежевом (сумма: два миллиона рублей), наращивать задолженность. А наши томичи — активно распродавать технику и недвижимость. Продали шесть вертолетов, около 50 авиадвигателей. При этом распродажа осуществлялась без учета рыночной стоимости, по заведомо низким ценам. Причем ущербные сделки осуществлялись не без личного интереса кое–кого из начальства. Пример? Пожалуйста.
Наше ФГУП, находящееся в кошмарном положении, ради исправления коего дорогостоящее имущество спускалось за бесценок, нашло 1,8 млн рублей, дабы перекупить у одной из фирм право требования по инвестиционному договору на квартиру в центре Новосибирска для руководителя предприятия (за такую «шалость» ныне осужден экс–начальник оперативной таможни региона). А выкупить отремонтированные в Иркутске свои самолеты на такую же сумму ФГУП не может (или не хочет?)...
И вот тут–то не мешало бы понять роль собственника — ДИиЗО в лице Д. Верховода. А также представителя госслужбы (опять же) гражданской авиации Минтранса РФ в регионе — В. Тасуна. Они, похоже, приветствуют как описанные ущербные сделки на благо Томска и интерес к предприятию со стороны местных олигархов вроде В. Хана, В. Басалаева. В текущем году с басалаевской корпорацией «Транс– Блок» заключили договор аренды складов ГСМ топливно–заправочного комплекса. И в перспективе — отчуждение данного имущества, как это уже случилось со зданием гостиницы и клуба «Полет». Его Басалаев «прибрал» еще при директоре Преображенском и построил там развлекательный комплекс. Что в итоге той сделки приобрел аэропорт? Он только потерял. Теперь он будет терять от новой сделки, поскольку у арендатора нет соответствующих разрешений, лицензий, свидетельства эксплуатанта на оказание услуг по заправке воздушных судов ГСМ.
Наверняка с изложенным не связан зарегистрированный в июльской сводке горУВД факт незаконного завладения знаменитым басалаевским «Мерседесом» с тремя восьмерками на госномере. Налетчики захватили авто, за рулем которого был не сам Басалаев, но мужчина по фамилии Тасун. Конечно, не Владимир, а всего лишь Владимирович... Но, скорее всего, скоро нам всем будут «впаривать», насколько выгодное дело — спускать госсобственность Басалаеву.
А уточнят ли при этом, что катастрофичность положения ФГУП — не в тех долгах, а в состоянии взлетно–посадочной полосы, светотехники? То есть в несоответствии аэропорта авиационным требованиям, которое никак не устранить путем распродажи госсобственности налево и еще более налево. Скорее наоборот, катастрофичность бывает выгодно создавать как основание (повод) для растаскивания госсобственности.

Виктор АНТРОПОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.