Ответственность за родную землю — это то, что нас объединяет

В минувшие выходные один из крупных районных центров Новосибирской области — город Тогучин — праздновал свой день рождения.

В эти дни выдалась на редкость теплая погода. И тогучинцы, от мала до велика, от души веселились, встречали гостей из области, принимали подарки и поздравления. Официальные праздничные мероприятия прошли в субботу. Поздравляли тогучинцев губернатор области Виктор Толоконский вместе с начальником Западно–Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Александром Целько, главой территориальной администрации Тогучинского района Виктором Просолуповым и мэром Тогучина Сергеем Гончаровым.
По заведенной традиции в день рождения виновнику торжества принято дарить подарки. Городу Тогучину в очередную годовщину их было вручено не мало. Подарки оказались весьма ценными и полезными, причем для всех жителей. Это прежде всего новые либо реконструированные производственные предприятия, крупные объекты транспортной и социальной сферы. Их открытие состоялось благодаря активному участию в строительстве и в финансировании работ Западно–Сибирской железной дороги в сотрудничестве с администрациями Новосибирской области, Тогучинского района и города Тогучин.
Стоит отметить, что город Тогучин и Тогучинский район имеют давние тесные связи с железной дорогой. Благодаря строительству железной дороги Тогучин из небольшой деревушки превратился в районный центр. История Тогучина насчитывает более трехсот лет. В 1600 году на правом берегу Ини при впадении в нее реки Тогучинка появилась маленькая заимка. Ее построили землепроходцы в тот период, когда началось движение русских людей по степям и лесам вглубь Сибири для освоения обширного и сурового края. До 20–х годов XX века жители Тогучина занимались сельским хозяйством. В 1929 году началось строительство железной дороги Новосибирск — Кузбасс. Строительство «железки» коренным образом изменило экономико–географическое положение Тогучина. С возведением дороги сразу же стали возникать предприятия, обслуживающие железнодорожный транспорт. Уже в 1935 году для обеспечения связи нового центра Тогучина с железнодорожной станцией был заложен мост через реку Иня. Год спустя Тогучин стал рабочим поселком. А накануне победы в Великой Отечественной войне — 30 апреля 1945 года — решением Новосибирского совета депутатов Тогучин получил статус города.
Весьма символично, что праздничные мероприятия, посвященные 58–й годовщине со дня основания Тогучина, начались с торжественного пуска второй очереди Камнереченского щебеночного завода — предприятия, расположенного на территории Тогучинского района (поселок Горный) и принадлежащего сегодня Западно–Сибирской железной дороге.
Следует отметить, что еще пару лет назад щебеночный завод представлял собою заброшенный долгострой со всеми вытекающими отсюда негативными социально–экономическими и экологическими последствиями — это и отсутствие хозяина, пекущегося о своем предприятии, и отсутствие рабочих мест, так необходимых районной глубинке, и дефицит в местном и, следовательно, дешевом строительном материале. Областным и районным властям было крайне трудно найти инвестора, способного развернуть здесь производство, но в итоге руководство ЗСЖД сочло возможным взять карьер и завод в свои руки. Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области в декабре 2000 года Камнереченский карьер и щебеночный завод были переданы на баланс Западно–Сибирской железной дороги. Это соглашение оказалось взаимовыгодным, поскольку тогда наши железнодорожники нуждались в щебне для производства путевых работ.

Виктор Толоконский:
— Могу приводить сотни примеров, когда мы с железной дорогой вместе работаем. Наверное, железная дорога больше, чем кто–либо из хозяйствующих субъектов, ответственна за развитие нашей области и заинтересована в нем. Равно как и область заинтересована в развитии дороги. Мы — партнеры, мы — друзья, мы разделяем ответственность за эту землю, за эту область. И думаю, что вот эта ответственность — главное, что выделяет дорогу, главное, что нас объединяет.


Запуск первой технологической линии Камнереченского каменного карьера состоялся 5 июля минувшего года. Тогда завод работал в односменном режиме, производилась обкатка и доводка оборудования, обучение рабочих. Сейчас работа на заводе организована в три смены. За это время завод выпустил 650 тыс. куб. м щебня. Это позволило ЗСЖД ликвидировать дефицит щебня при производстве путевых работ. 2003 год — первый год, когда путейцы Западно–Сибирской магистрали не имеют простоев из–за отсутствия щебня. Кроме того, с пуском своего завода была прекращена покупка щебня в соседних регионах, что обходилось ЗСЖД гораздо дороже.
Параллельно с выработкой щебня на заводе велись работы по наладке оборудования второй технологической линии. На эти цели было инвестировано более 100 млн рублей. По словам начальника ЗСЖД Александра Целько, с открытием второй линии Камнереченский карьер вышел на проектную мощность — это почти 2 млн куб. м щебня в год. Завод приносит прибыль, его продукция востребована. Щебень необходим и для завода «Спецжелезобетон»: он используется практически на всех объектах дорожного и жилищного строительства.
Как отметил Александр Целько, без щебня сегодня невозможно содержать железнодорожный путь на уровне мировых стандартов, то есть путь, на котором можно организовывать движение скоростных поездов. Та же «Ласточка», которая у нас сегодня «летает» между Новосибирском и Омском, находится в пути 6 часов 45 минут. Но как обещал Александр Витальевич, уже осенью она сократит время «полета» на целый час. «Все это невозможно сделать без той продукции, которая сегодня выпускается на современном прекрасном предприятии — Камнереческом каменном карьере», — заявил Александр Целько.
Общая сумма затрат на строительство Камнереченского каменного карьера составила 440 млн рублей. Эти средства вложены ЗСЖД в Тогучинский район, и в конечном счете они работают на всю Новосибирскую область. Ввод только второй очереди позволил создать дополнительно 250 новых рабочих мест. Кроме того, район обрел новое производство с соблюдением жестких экологических требований. Достаточно сказать, что на территории щебеночного завода неподалеку от дробильных механизмов посажены кустарники, разбиты цветочные клумбы. Вся территория приведена в порядок и благоустроена. Неслучайно в приветственной речи к заводчанам губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский заявил, что железная дорога задает совершенно новые стандарты культуры производства, степени автоматизации и механизации, что послужит хорошим примером для других предприятий Тогучинского района и области в целом.
Не менее ценным подаркам для жителей Тогучина стал долгожданный пуск подземного тоннеля под железнодорожными путями для проезда автомобильного транспорта.
Необходимость строительства тоннеля возникла в конце восьмидесятых годов прошлого века. Существовавшие на тот период два переезда не могли в должной мере обеспечивать безопасность прохождения автотранспорта через железнодорожный путь. Кроме того, жителям Тогучина приходилось длительное время простаивать у переездов, ожидая прохождения поездов. Это и потеря времени, простой транспорта, нервотрепка, ухудшение экологической обстановки в городе из–за выхлопов газов.

Строительство тоннеля началось в 1990 году. Изначально финансирование объекта осуществлялось за счет средств предприятий и хозяйств района. Однако в связи с разразившимся в стране экономическим кризисом и нехваткой средств строительство тоннеля затянулось. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда заказчиком строительства выступило территориальное управление автомобильных дорог обладминистрации. Тогда же к финансированию строительства объекта подключилась и ЗСЖД. Только в 2003 году дорога выделила на эти цели 10 млн рублей, а общая стоимость строительства составила 57,5 млн рублей. Как отмечают специалисты, тогучинский тоннель — уникальное инженерное сооружение, поскольку он расположен непосредственно под железнодорожными путями станции Тогучин. Его длина составляет 63 метра, ширина — две полосы по пять метров, высота 5,5 метра.
Как отметил Александр Целько, пуск тоннеля позволил закрыть два опасных железнодорожных переезда, расположенных в городской черте. Решена и многолетняя проблема расчлененности города — горожане вздохнули с облегчением: наконец–то закончились часовые стояния на переезде в ожидании пропуска поездов. Разумеется, пользоваться тоннелем будут не только тогучинцы, но и жители области, проезжающие через Тогучин на автомобилях.
Но если вы пожелаете прибыть в Тогучин железнодорожным транспортом, то будете приятно удивлены. Первое здание, которое видит пассажир электропоезда — это, конечно же, вокзал. В день рождения своего города тогучинцы получили в подарок вновь реконструированное здание железнодорожного вокзала. Описывать его не имеет смысла, стоит посмотреть «живьем». Это прекрасное здание, шедевр архитектурной мысли середины 30–х годов прошлого века. Реконструкцию железнодорожники выполнили безукоризненно ударными темпами. Стоит отметить, что реставрация здания вокзала длилась всего около года. Обновленный вокзал включает в себя кассовый зал, зал ожидания, служебные помещения, великолепный фасад здания с благоустроенной привокзальной территорией.
Как отметил начальник ЗСЖД Александр Целько, за 70–летнюю историю своего существования вокзал реконструировался впервые. Он отвечает современным требованиям технического оснащения. На вокзале введена в действие прогрессивная система «Экспресс–3», позволяющая на более качественном уровне обслуживать пассажиров. Кроме того, по словам Александра Витальевича, обновленный вокзал стал архитектурным украшением города Тогучина, он будет радовать и жителей города, и всех приезжающих. Это еще один из подарков от железнодорожников городу. Построенный в 30–е годы ХХ века, вокзал станции Тогучин приобрел вторую жизнь, став достоянием не только тогучинцев, не только Западно–Сибирской железной дороги, но и всей Новосибирской области.
В светлый и добрый праздник — День города — его устроители и участники, простые тогучинцы, не забыли вспомнить и поздравить тех, кому мы обязаны своей жизнью, способностью работать, отдыхать, веселиться, строить планы и мечтать о будущем. Более шести тысяч тогучинцев сложили свои головы на фронтах Великой Отечественной войны. В далеком 1967 году по инициативе Тогучинского райкома комсомола на средства населения в центре города был воздвигнут памятник воинам–тогучинцам, погибшим в годы войны. Долгое время памятник не обновлялся, ветшал. Но в этом году мемориальный комплекс памяти воинам–тогучинцам был реконструирован, были возведены плиты с именами тогучинцев, погибших в годы войны и в послевоенных локальных конфликтах. Силами энтузиастов была составлена Книга памяти. На мемориальном комплексе в торжественной обстановке после минуты молчания губернатор области Виктор Толоконский вручил ключи от автомобилей «Ока» ветеранам Великой Отечественной войны, а также предоставил Совету ветеранов города Тогучина санаторные путевки для лечения бывших фронтовиков. Не осталась в стороне и железная дорога, где преемственность поколений уже давно стала доброй традицией и где по–особому чтят своих ветеранов войны и труда. Для них и для всех тогучинцев силами творческих коллективов новосибирского Дворца железнодорожников была подготовлена концертная программа. В целом праздник удался, потому что ко Дню города тогучинцы пришли с хорошими результатами. Эти результаты — итог совместной работы многих предприятий, коллективов, отдельных людей. А если мы вместе, значит, мы едины и у нас есть будущее.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.