Владимир Лысенко: «Ищу спутников для кругосветки»

По сложившейся годами традиции после каждого «похода по планете» в редакцию «Новосибирских новостей» заходил знаменитый наш путешественник Владимир Лысенко*. Вот и на днях, вернувшись из Канады, он заглянул к нам и рассказал корреспонденту газеты о своих впечатлениях от последней поездки. Вместе с другим новосибирцем Владимиром Вдовиным Лысенко прошел по Береговым горам и спустился к озеру Марш. Оттуда на каяках они сплавились по Юкону, преодолели Мильный каньон (который герои Джека Лондона называли Ящичным), побывали в главном городе провинции Уайтхорсе и столице золотоискателей Доусоне. И даже сделали попытку намыть золота...

— Что запомнилось вам в стране, которая, если верить песне, «так похожа на Россию»?
— Запомнилось бережное отношение канадцев к собственной истории, особенно к тому ее периоду, который связан со временами «золотой лихорадки». В Доусоне сохранились здания той поры, в том числе здание единственного тогда на весь Север театра. Доусон по российским меркам и городом–то назвать нельзя. Там сегодня проживает примерно две тысячи человек. А в эпоху «золотой лихорадки» его население доходило до ста тысяч.
Второе — это уважительное отношение к природе. Километров триста мы вообще плыли по ненаселенной местности. Хотя туристов там бывает немало, мы нигде не видели пустых консервных банок, бутылок и прочих примет цивилизации. Единственный, пожалуй, на этом участке населенный пункт — форт Селкирк. Там живут несколько человек, обслуживающих два домика–музея и стоянки для туристов. Там есть скамейки, вода, туалет, баки для мусора. Ставь палатку и отдыхай.
— Вы уже полсвета объехали и обошли. Есть у вас в России и за рубежом любимые места, куда бы хотелось возвращаться еще и еще?
— У нас в стране — это, безусловно, Алтай. Лучше отдыха, чем летом на Алтае, я себе и представить не могу. Весной хорошо в горах Средней Азии. Из других мест очень люблю Непал. Необычайно красивые, величественные горы. Восемь из 14 восьмитысячников находятся именно в Непале. Проблема туда добраться: дорогие билеты. А жизнь там, транспорт, местная еда дешевые. Огромная тарелка дал–бака (риса–похлебки с картошкой и приправами) стоит меньше доллара. Добавка бесплатно. Два раза в день поел — и порядок. Я там на сто долларов умудрялся два–три месяца прожить. Еще нравятся Австралия и Бразилия: многоликая, удивительная природа, гостеприимные люди.
— Сплавляться по горной реке с восьмитысячника — занятие не для слабонервных. Были какие–то эпизоды в ваших походах, где присутствовали элементы неоправданного риска и авантюризма?
— На Эвересте есть Дудх–Коси («молочная река» в переводе с непальского). Я проходил ее на катамаране. Очень тяжелый был сплав. Перед прохождением трудного участка обычно делаешь разведку по берегу, а потом сплываешь. Но в одном месте дорогу преграждала отвесная скала. А к тому времени у меня уже и продукты кончились — сил было мало, полуголодным ходил. Решил рискнуть, пройти участок без разведки, на авось. И за крутым поворотом влетел в щель между скалами буквально в метр шириной с каскадом водопадов за ней. С катамарана меня, конечно, сбросило. Лечу и думаю: вот сейчас «найду» головой какой–нибудь камень — и все. Но повезло. Сам выплыл, и катамаран мой изломанный следом вынесло. Отремонтировал его и отправился дальше.
— В числе прочих в вашем активе есть и река Бралду, стекающая со второй вершины мира, горы Чогори. На ней в 1978 году погиб известный путешественник Майк Джонс, но это вас не остановило. Что вы могли бы посоветовать тем, кто отважится пройти тем же маршрутом? Где та граница риска, шагнув за которую, можно свернуть себе шею?
— Тут сложно давать советы. Я предпочитаю в данном случае не давать их вообще. Люди все разные: и физическая их подготовка, и волевые качества. Есть отчаянные, есть такие, которые боятся самых простых препятствий. Каждый должен решать сам. Надо уметь реально оценивать свои силы, возможности, свой опыт. И соразмерять их с теми препятствиями, которые предстоит преодолеть.
— Сколько вам? 48? Но я подозреваю, что и в этом возрасте вы на достигнутом не успокоитесь, поскольку, говорят, Владимиру Лысенко противопоказан спокойный образ жизни. Куда планируете отправиться в следующий раз?
— На яхте в кругосветное путешествие по экватору. Часть маршрута предстоит проехать на машине плоту и на моторной лодке, основную — пройти на яхте. Но аренда яхты — дорогое удовольствие. У меня, к сожалению, нет денег, чтобы за него заплатить. Поэтому я ищу для кругосветки спутников, которые могли бы вложить в предприятие по десять тысяч долларов. Пока нашел только одного. Нужны еще два–три небедных человека. Очень надеюсь, что среди новосибирцев такие люди найдутся.

* Если кто забыл, напомним: Владимир Лысенко — один из тех путешественников, которых в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Водным туризмом Лысенко занимается с седьмого класса. Перечислять все пройденные им маршруты — занятие долгое. Достаточно сказать, что он единственный в мире человек, который умудрился «освоить» реки всех восьмитысячников планеты и сплавиться по рекам самых высоких вершин всех континентов. Кроме Антарктиды, потому что рек там нет. Ему же принадлежит мировой рекорд высокогорного сплава, установленный на реке Ронг Чу (Эверест). Удивительно, но свои путешествия он успешно сочетает с научной деятельностью, защитив не так давно докторскую диссертацию. Живет (между путешествиями) в Новосибирске, работает в Институте теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН.

Гостя расспрашивал Владимир КУЗНЕЦОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.