Скоро в школу

Проблемы у вашего ребенка? — Проанализируйте свои поступки!

Уже через неделю во многих домах, где есть маленькие дети, начнутся приятные хлопоты: родители будут собирать детей в школу. Первый раз в первый класс — это очень волнующее событие в жизни ребенка. Но не только ребенка! Столь же сильные переживания испытывают и родители. При этом многие из них не могут объяснить, какие именно чувства их переполняют. Потому что их в этот момент — целая гамма! Это и вполне конкретная радость, что ребенок уже вырос, перешагнул еще один важный рубеж в своей жизни и сейчас начнет постигать азы наук, которые наверняка пригодятся ему в дальнейшем. Это и волнующее ощущение торжественности момента. Именно торжественности, которая подчеркивается не только новенькими «с иголочки» костюмчиками, платьицами, белоснежными фартучками или традиционными гладиолусами. Эта торжественность отражается на лицах ребятишек. Они понимают, что происходит ЧТО–ТО, что вот сейчас, сию минуту полностью изменит их жизнь. Конечно, в лучшую сторону, потому что иначе и быть не может!
Но родители ощущают и страх, страх подсознательный, не проявляющийся явно. Но зачем же боятся? А затем, что взрослые прекрасно понимают, что дети вступают в другую жизнь, в ней они будут зависеть от других людей, которые будут ими руководить, управлять, поощрять, наказывать... Как дети это воспримут? Подготовлены ли они к этому?
— Действительно, далеко не все ребятишки смогут сразу адаптироваться в школе, — рассказывает психолог Ирина Сергеевна МЕРИДОНОВА. — Для многих период адаптации затягивается на неопределенное время, и это, безусловно, отрицательно сказывается и на взаимоотношениях с одноклассниками, и на учебе, и конечно, на взаимоотношении с учителем. Возникают первые серьезные проблемы. Кто несет ответственность за это: ученик? учитель? школа?..
Как психолог, могу уверенно сказать, что реакции ребенка в некотором роде являются отражением проблем в семье. Это значит, что не ребенок виноват в том, что он неадекватно реагирует на происходящее вокруг него или у него что–то не ладится, а его родители, которые по каким–то причинам не смогли правильно выстроить семейные отношения. Их поведение создает определенный климат в семье, который ребенок тонко чувствует, и его мировоззрение начинает формироваться именно в этом климате. В результате, он принимает все что соответствует его представлениям о мире и отвергает то, что никак не вписывается в рамки его мировоззрения. А отсюда и конфликтные ситуации с учениками и учителями, со школой.
К сожалению, родители редко анализируют свои поступки и тем более их возможные последствия. Им это даже в голову не приходит! Не потому что они настолько безответственные, а потому что им об этом никто и никогда не говорил: время было такое. Хотя здравомыслящий человек обязан периодически задумываться о том, как он живет, что он делает, правильно ли он это делает. Тем более когда это касается семьи, в которой растет маленький человек.
Например часто бывает так, что проблема лежит на поверхности и ее хорошо видят все, кроме родителей. Они стараются просто ее не замечать. Почему? Да потому что тогда придется признать, что такая проблема есть. А если ее признать, значит нужно приложить силы, чтобы проблему устранить. А как устранить, не знают. Или вообще не хотят этого делать. Поэтому некоторые родители и живут по принципу: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не хочу знать или приговаривают «все будет хорошо, все будет хорошо, все будет хорошо...».
Самый простой пример: у ребенка слабое здоровье. Хронической болезни нет, но он часто болеет, и в школе его здоровье не улучшается. Позиция же родителей выражается в одном коротком предложении: «А кто сегодня здоров?». Эти родители полагают, что ребенок «израстется» и все болячки пройдут сами собой. Но так не бывает. Нагрузка в школе достаточно высока, и это часто усугубляет состояние здоровья ребенка. В результате он пропускает уроки, у него появляются проблемы с запоминанием, он начинает плохо учиться. Школа начинает приносить отрицательные эмоции. Психоэмоциональное напряжение в свою очередь влияет на уже имеющиеся функциональные расстройства, которые начинают еще более «расстраиваться», что приводит, в конце концов, к серьезному заболеванию.
У других родителей дети относительно здоровы, но воспитывают они их в тепличных условиях. Они считают, что только так можно уберечь ребенка от дурного влияние «плохих» детей. В результате ребенок не знает никого из сверстников во дворе, гуляет только вместе с родителями и общается только с теми, на кого укажут мама или папа. Сюда же можно отнести детей, у которых богатые родители, проживающие в коттеджных городках. Таких детей воспитывают бабушки, тетушки, гувернантки, они с трех лет учат иностранные языки у частных преподавателей, занимаются в музыкальной школе, ходят на танцы. На самом деле все это очень хорошо. Плохо другое: когда такой ребенок пойдет в школу, пусть даже в престижную гимназию, ему будет сложно приспособится к реальной школьной жизни. Ведь его будут окружать «нормальные» дети, которые знают то, чего не знает он.
Я считаю, что ребенка нельзя лишать улицы. Он услышит площадную ругань — пусть! Он будет лазить по гаражам — пусть лазает. Подрался — тоже хорошо. Но хорошо в меру. Контроль, конечно, необходим. Нельзя допускать, чтобы ребенок стал уличным. Но поверхностно он должен знать эту жизнь. В противном случае у него могут возникнуть очень серьезные проблемы.
Третья категория родителей — крупные бизнесмены. На первом месте у них всегда работа, на втором месте — тоже работа. Что остается ребенку? Да, его любят, но внимания ему уделяют немного. Но дело даже не в этом. Нередко между собой (и это, тем не менее, слышит ребенок) такие родители говорят о том, что могут за свои деньги дать ребенку хорошие знания, пренебрежительно относятся к знаниям, которые получает ребенок в обычной школе, выказывают пренебрежительное отношение к родителям друзей своего ребенка, другим взрослым людям, жизненный уровень которых значительно ниже, чем у них самих. Больше того, при ребенке открыто обсуждаются поступки учителей, что в принципе недопустимо! Ребенок все это слышит, впитывает как губка, и в результате сначала неосознанно, а с годами и совершенно осознанно начинает свысока смотреть на учителей, а также на всех взрослых людей (не говоря уже о сверстниках!), которые, по его мнению, не соответствуют уровню его родителей.
Еще один тип родителей — озабоченно–тревожный. Эти родители знают или догадываются, что у них есть проблема. Но признать это — значит разрушить образ семьи, который они все эти годы тщательно создавали. Сделать это непросто! И тогда (чаще бессознательно) они начинают проявлять излишнюю активность: пытаются подружиться с учителями, участвуют в организации всех школьных праздников, организуют туристические походы, поездки, путешествия. Таким образом они стараются всеми силами завоевать расположение учителей, с тем чтобы те были более лояльны к их чадам.
И это лучше, чем приводить «проблемного» ребенка в школу и стараться поскорее «улизнуть», чтобы избежать разговора с учителем или школьным психологом. К сожалению, таких родителей тоже достаточно.
Наконец, еще одна проблема, о которой хотелось бы сказать — отсутствие в детях и подростках такта. Нетактичность часто воспринимается как невоспитанность, как невежливое отношение (например разговор «на равных») к учителю и другим взрослым людям, панибратство. Иногда такое поведение ошибочно принимают за желание ребенка казаться взрослым, независимым, самостоятельным. Но на самом деле это может быть результатом недостаточной социальной адаптации, нарушением иерархии в общении из–за того, что в свое время ребенку не дали понять разницы между детьми и взрослыми людьми.
В заключение я хотела бы напомнить родителям, что если у ребенка появляются проблемы, не нужно сразу пытаться решать их «огнем и мечом». Сначала следует разобраться в их истоках, то есть обратиться к себе. Конечно, лучше в этом вопросе попросить помощи у опытного психолога. Потому что всегда существует опасность, что при самостоятельном разборе родители «заплутают», пройдут мимо настоящей причины.
Впрочем, не все так плохо. Да, первый учебный год будет для родителей ребенка непростым. Но поверьте, все проблемы можно решить. Главное — не стесняться обращаться за помощью к специалистам. Желаю удачи!



Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.