Ирина Минх: «Решила, что играю последний сезон»

В июле–августе в Новосибирске провела свой отпуск бывшая баскетболистка «Динамо» олимпийская чемпионка Ирина Минх.

В последнее время Ира живет в Германии и выступает за один из местных клубов. Свой последний матч в составе динамовок Ирина Минх провела более десяти лет назад. Во время нашего разговора я очень быстро понял, почему та «золотая» команда имела такой несгибаемый характер.

«Меня каждый год уговаривают остаться»

— Ирина, а сейчас Леонид Ячменев не зовет вас в «Динамо»?
— Да ну! Какое там «Динамо»! У команды хорошее молодое поколение, интересные девчонки. Зачем? И вообще, я для себя решила, что как играющий тренер проведу на площадке последний сезон. Хотя в Германии такая лига, что можно еще играть и играть. В моей команде еще один играющий тренер — канадка Анна Штамбергер. Она на четыре года старше меня, и мы выяснили, что встречались с ней на площадке на Олимпиаде в Сеуле (1988) и на предолимпийском турнире 1992 года. Тогда мы друг друга не знали. Но я получила книгу, где собраны все результаты самых значительных соревнований с 1932 по 1992 год. И там наши фамилии — Минх, Штамбергер. В 1992 году на Олимпиаде в Барселоне победила мужская американская «Дрим Тим», и на обложке этой книги — Баркли, которого награждают медалью. И я была очень удивлена тем, что на другой стороне обложки — моя фотография: стою и машу цветами!
— Сейчас вы играете в германском клубе, который называется...
— ...«Рентроп» (Бонн), по фамилии нашего главного спонсора, который также владеет типографией. В этой команде я уже пять лет. После «Динамо» я один сезон провела в Израиле, потом четыре года — в германском клубе, который затем разорился, и потом на год уехала в Австрию — было хорошее предложение. Но у нас был менеджер, который не особенно разбирался в баскетболе. Он говорил: «Тебе надо забивать по 30 очков, делать по 15 подборов». И такие задания он давал каждому игроку. И каждый хотел забить сам, а потому был бардак и не было команды. От того сезона остался очень плохой осадок, и я решила, что пора «завязывать». Но эта канадка Анна говорила мне: «Ира, мы вышли в первую лигу, поиграй за нас».
Это был 1998 год, летом в Гемании проводился чемпионат мира, и все сборные прибыли чуть пораньше, чтобы адаптироваться. Некоторые команды хотели сыграть с «Рентропом» контрольные матчи. И вот звонит Анна: «Ира, приезжай!» Соперником была какая–то африканская сборная. Я ехать не хотела, но все–таки приехала, сыграла хорошо, и Анна говорит: «Надо брать Иру в нашу команду». С тех пор я в этом клубе, и они меня любят, ценят, уважают и каждый год уговаривают остаться еще на один сезон. Когда я начинаю сомневаться, они показывают мне мою статистику и статистику других наших игроков и говорят: «Вот смотри!» Тренируемся мы три раза в неделю, у нас всего три профессиональных игрока. В прошлом году наш клуб занял второе место в германском чемпионате, что очень удивило наших хозяев, поскольку команда не слишком богатая, суперзвезд нет: американок, которые стоят очень дорого, они не покупают. У нас одна цель — попасть в плей–офф, а дальше — как получится. Но мы вышли в финал, и хозяева были просто в восторге. А в этом году мы заняли пятое место, хотя по итогам регулярного чемпионата были четвертыми. Но тем не менее наши спонсоры остались довольны.

«По–немецки материться не могу, а иногда надо!»

— Мне очень нравится моя нынешняя работа. Я играю и с увлечением тренирую в клубе 18–летних девчонок. Правда, иногда я от них хочу слишком многого, а они не всегда «соответствуют». В работе всякое бывает. Я, например, не могу материться по–немецки, а иногда это надо. И канадка Анна мне подкинула хорошую идею: «Ира, ну возьми минутный перерыв и накричи на них по–русски как ты можешь». Однажды я так и сделала: «Вы что, обалдели?! Мы как дураки тренируемся — и что вы показываете?!» Мы выиграли тот матч, а после него они меня спрашивают: «Ира, а что ты тогда нам сказала? У тебя был такой вид! Мы думали, что ты нас сейчас убьешь!» А я им говорю: «Ну что я сказала... Что надо сражаться, биться до конца». Моя подруга, которая является агентом, как–то говорит: «Давай я разошлю факсы, в которых ты предлагаешь свои услуги в качестве тренера». И мне прислали пять хороших предложений! Ничего подобного не ожидала! Но я не уехала. В клубе сразу засуетились: «Куда ты поедешь?! У нас такая перспектива, оставайся здесь!» Я иногда спрашивала себя: «Интересно, а здесь, в России, я смогла бы работать тренером? Наверное, не справилась бы. Сейчас здесь совсем другой уровень баскетбола, сильно отличающийся от германского чемпионата, совсем незнакомые команды». А потом подумала: «А почему не справилась бы? Был бы у меня второй тренер, который знал бы российский чемпионат, подсказывал бы. Почему бы и нет?» Но я не перестаю восхищаться Леонидом Александровичем Ячменевым: столько лет у руля! А эта работа требует столько сил, столько энергии! Ведь к каждому игроку надо найти свой подход, настроить его на игру, одного надо приласкать, а другого — пнуть под зад.

«Орлам» забила 41 очко, но мы впервые проиграли»

— Недавно в Черепаново, где я родилась, открылась баскетбольная школа, которая носит мое имя. Если бы я жила здесь, то могла бы о ней как–то заботиться, приехать и провести с девчонками тренировки... Я, конечно, поблагодарила жителей города, оказавших мне такую честь, подарила школе отличные мячи «Микасо» и вспоминала о том времени, когда мы играли «резиновыми дынями» и были счастливы. Праздник прошел хорошо, на нем был губернатор Виктор Толоконский. У нас есть хорошая традиция — наша команда ветеранов уже лет семь каждое лето приезжает в Черепаново и проводит матчи. А теперь туда стали приглашать «Орлов Сибири», где играет Виктор Толоконский. И вот мы «рубились». Виктор Александрович был в ударе, забил 31 очко. Я забила 41, но это не помогло. И мы впервые им проиграли.

«В спорте нельзя расслабляться»

— Ира, вы играли в сборной, которая в 1992 году выиграла Олимпиаду. Что в ней было такого особенного? Это интересно еще и потому, что есть такое ощущение, будто в ближайшее время российским баскетболисткам вряд ли удастся повторить тот успех...
— В спорте очень важны две вещи. Во–первых, везение, а во–вторых, нельзя расслабляться. Помню, как мы поехали на Олимпиаду в Сеул (1988). Тогда сборной руководил Леонид Ячменев. Как мы были готовы! В товарищеских матчах громили всех, к Олимпийским играм подошли в великолепной форме. В контрольном матче выиграли у очень неудобной команды Австралии, где все девчонки были крепкие, как борцы, а в групповом турнире нам не повезло. Мы проиграли той же Австралии, и это была катастрофа. Мы были так уверены в себе: «Да что там Австралия! Замочим!» Траур был — караул! Ячменев ходил как туча и с нами не разговаривал. В группе мы заняли второе место, в полуфинале вышли на сборную США, настроились, но выиграть не удалось, и мы боролись лишь за третье место.
К Олимпиаде в Барселоне мы тоже были очень хорошо подготовлены, выиграли предолимпийский турнир в Испании. Мне очень приятно, что канадка Анна, с которой я сейчас работаю, тоже вспоминала: «Ладно бы первая пятерка, а то выходит вторая, одиннадцатый, двенадцатый игрок — и все несутся, все забивают!» Команда была подготовлена великолепно, но мы проигрываем первую же игру с Кубой! Это была такая встряска! Все поняли, что терять нам уже нечего и надо биться до конца, костьми ложиться. В группе кубинки заняли первое место, мы — второе. А у американок были такие легкие соперники! Они выигрывали у всех по 50–60 очков! И в полуфинале мы снова выходим на Америку. У них была очень мощная команда, но подозреваю, что они расслабились: «Да что, мы тут всех мочили!» А когда мы выиграли этот матч, то поняли, что такого шанса больше не будет, и в финале в нелегкой борьбе победили китаянок. Они все такие высокие, огромные, под два метра! Я всегда удивлялась: такой подбор игроков! Но у них не было той наглости, того духа, какой был у нас.

«От матчей с ЦСКА до сих пор мурашки по коже»

— Ира, какие матчи вспоминаются прежде всего?
— Незабываемы матчи суперфинала чемпионата СССР с ЦСКА в 1985 году, когда мы дважды играли во Дворце спорта «Сибирь». Первую встречу в Москве выиграли с разрывом в 20 очков, и все на крыльях летали. До сих пор не могу понять, как мы отдали второй и третий матчи, до сих пор — мурашки по коже! Я уже 25 лет в баскетболе, и ярких моментов было действительно много. Вспоминаю, как приехала в Израиль. В «Динамо» у нас все были «звездами». Сегодня я могу забить 20 очков, зато Левченко может мне дать десять пасов, с которых я забью. В другой игре наоборот — я эти десять пасов отдам Капутской. Мы ценили это: сегодня я не забиваю, но зато делаю другую работу. А в Израиле сыграла первый матч, и мне говорят: «Ира, представляешь, ты забила 39 очков!» Как–то все получилось так незаметно, и я подумала: «Ну надо же!» А во второй игре побила рекорд Израиля, забив 48 очков. У меня никогда ничего подобного в жизни не было! После того матча меня уже начали «душить» все. И конечно, не забыть игру с американками в Барселоне. Как они рыдали! К ним подошли их «звезды» из мужской сборной Стоктон, «Мэджик» Джонсон и начали их успокаивать. А мы — такие счастливые — к этим «звездам»: «А можно с вами сфотографироваться?»
— Мы еще увидим Минх в «Динамо»?
— Уже подрастает дочь. Она 1989 года рождения, рост 182 см. Она должна вернуться в Германию до 15 сентября, и я говорю Леониду Александровичу: «Молодые девчонки начнут тренироваться с 1 сентября, пусть и моя с ними поработает, посмотрите ее». У нее очень боевой характер. Я ее иногда наказывала: «Уроки не сделала — не пойдешь на тренировку». Она так рыдала! Теперь всегда делает уроки, лишь бы только не пропускать тренировки.
— Как ее зовут?
— Женя. Я ее родила, и вскоре Евгений Гомельский пригласил меня в сборную. Я тогда ее еще грудью кормила. Приезжаю на сборы, а он: «Ну, как дочку–то назвала?» Я говорю: «Да в честь вас, Евгений Яковлевич!» Мы так смеялись! «Ну ты даешь!» — говорит.
— Наверное, и Женю отдадите в руки Леониду Александровичу...
— А почему бы и нет? Мне жаль, что она тренируется в Германии, и, конечно, сильнее всех в своем возрасте. Я беру ее с собой, чтобы она работала с 18–летними. Но здесь — лучше. Здесь развивается особый характер.

Александр СКЛЯРЕНКО

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.