Авиасалон МАКС–2003 пошел на пользу сибирским авиапредприятиям

На минувшей неделе в городе Жуковском Московской области состоялся шестой Международный авиационно–космический салон МАКС–2003. За событиями в первые два дня работы салона наблюдал корреспондент «НН» Юрий ГОЛИКОВ.

Как и обещали организаторы мероприятия, МАКС–2003 стал самым представительным за всю историю его проведения. А по количеству участников и представленной на выставке авиатехнике превзошел знаменитый Ле Бурже. Впрочем, на то есть свои причины: французам не повезло. Раздраженные на французов американцы в отместку за позицию Франции во время войны в Ираке демонстративно отказались от показа военных самолетов. А Россия во Франции представила только два самолета и вертолеты. Причина более прозаическая — наши авипроизводители опасаются ареста дорогостоящих машин из–за многолетнего преследования российской собственности за рубежом швейцарской фирмой Noga.
Зато в Москву прибыла целая эскадрилья разнотипных военных самолетов США, среди которых истребители F–15С, F–15E, F–16, а также знаменитый бомбардировщик B–52 Stratofortress — воздушный монстр, созданный еще в 50–х годах прошлого века с легкой руки Дуайта Эйзенхауэра и до сих пор составляющий основу стратегической бомбардировочной авиации США. Редко какой вооруженный конфликт с участием США обходится без участия этих крылатых монстров. Во время войны в Персидском заливе B–52G, вооруженные ракетами и бомбами, совершили сотни вылетов, нацеленных на иракские объекты. Участвовали они и в бомбардировках Югославии. Во время антитеррористической кампании в Афганистане В–52 был неуязвим для ПВО талибов. Во время последней войны в Ираке эти самолеты использовались в качестве стартовых платформ для пуска крылатых ракет с предельной дальности.
Прилет американских самолетов за пару дней до открытия авиасалона оброс различными слухами. Лично мне удалось случайно услышать разговор двух наших военных от авиации.
— Представляешь, по радио объявили, что на салон летят американцы. Я зашел к нашим соседям украинцам — они приехали со своим новым комплексом ПВО «Кольчуга», — чтобы сообщить эту новость. А они мне говорят: «Да знаем мы и без ваших СМИ, кто летит, сколько и типы самолетов. Наш комплекс за 800 км видит любой летательный аппарат, в том числе и «Стелс». Причем «Стелс» видно еще лучше, чем обычный самолет. А нашу «Кольчугу» они не видят — система работает в пассивном режиме». Вот так «кольчужники» «обули» американцев.
Из российских новинок на выставке демонстрировался прототип истребителя пятого поколения Су–47 с характерной обратной стреловидностью крыла. Причем этот самолет, уже ставший легендой, можно было видеть в небе над Жуковским.
Самые яркие и незабываемые впечатления, конечно же, доставили демонстрационные полеты свехзвуковиков. Российские, американские, французские, итальянские летчики творили в небе чудо, соревнуясь в мастерстве и стараясь доказать, чьи самолеты круче. Рассказывать об этом — дело неблагодарное: нужно смотреть своими глазами, слышать рев двигателей, прочувствовать мощь боевых машин. Традиционно авиасалон в Жуковском отличается обширной и зрелищной программой демонстрационных полетов. В нынешнем году она была наиболее насыщенной и интересной.
Обратная сторона медали эмоций от авиасалона МАКС–2003 — это серьезные провалы в организации мероприятия. По мнению некоторых старожилов–участников, такого «бардака», как в этот раз, на МАКСе никогда не было. Возможно, сказалось традиционное российское разгильдяйство, масштабы мероприятия, а также неизбежные перегибы, связанные с обеспечением безопасности. По поводу чрезвычайно жестких мер безопасности среди участников МАКСа сразу возникло множество слухов, например такой: какого–то нашего именитого летчика–испытателя, включенного в программу полетов, секъюрити долго не пускали на территорию аэропорта. С большими усилиями ему удалось прорваться через кордоны буквально за час–полтора до взлета. Что уж говорить о простых смертных... От неорганизованности пострадала и наша группа региональных журналистов, любезно доставленных на авиасалон авиакомпанией «Сибирь»: мы так и не смогли получить от организаторов салона спецпропуска представителей прессы и были вынуждены ходить по обычным, которые не давали право допуска на ряд важных мероприятий.
Тем не менее многочисленные организационные неурядицы не испортили общего впечатления от грандиозного авиа–шоу. Участникам авиасалона они не помешали в торжественной обстановке при стечении прессы и VIP–персон заключить контракты и соглашения, которые, разумеется, были подготовлены заранее и приурочены к деятельности международного авиафорума.
Среди участников салона было много авиапредприятий и Западно–Сибирского региона.
Авиакомпания «Сибирь», ставшая лидером внутрироссийских пассажирских перевозок, воспользовалась форумом для демонстрации приобретенного своим стратегическим партнером — авиакомпанией «Армавиа» — самолета А–320 производства Airbus. Компания «Гражданские самолеты Сухого» подготовила контракт на покупку среднемагистрального лайнера RRJ.
По словам первого заместителя гендиректора «Сибири» Александра Виндермута, годичный опыт совместной с «Армянскими авиалиниями» эксплуатации самолета А–320 он оценивает положительно. Десять месяцев полетов А–320 в Армению позволяют сделать вывод, что его можно эффективно эксплуатировать на рынке СНГ. Простой самолета из–за отказов матчасти за это время составил всего четыре часа — о такой эффективности использования отечественного парка остается только мечтать. По мнению господина Виндермута, такая надежность обеспечивается тем, что «западная техника изначально создается под условия высокого налета».
По данным гендиректора «Армавиа» Андрея Никитина, конкурентным преимуществом Airbus является комфортабельность. Несмотря на высокую стоимость лизинга и техобслуживания западных воздушных судов, использование А–320 позволяет экономить на прямых эксплуатационных расходах в среднем до 50% по сравнению с прямыми расходами на эксплуатацию российских среднемагистральных воздушных судов. Экономия достигается в основном за счет снижения расхода топлива вдвое.
Отвечая на мой вопрос о перспективах появления «Эрбасов» на внутренних авиалиниях «Сибири», Александр Виндермут не исключил такой возможности. Во всяком случае, авиакомпания намерена покупать эти самолеты. Однако реализация конкретных договоренностей во многом зависит от позиции правительства РФ в отношении размера пошлин на импортную авиатехнику. В то же время г–н Виндермут отметил, что «Сибирь» не намерена отказываться от эксплуатации самолетов отечественного производства, таких как Ту–204, —214, Ил–96, при условии создания приемлемых схем их приобретения и эксплуатации.
Еще одним важным результатом эксплуатации самолетов «Эрбас» для «Сибири» стало создание на авиационно–технической базе авиакомпании в аэропорту Толмачево отдела по ремонту и техническому обслуживанию самолетов иностранного производства, который будет развиваться по мере увеличения парка иностранных судов.
На авиасалоне стало известно о том, что «Финансовая лизинговая компания» (Москва) заключила с «Гражданскими самолетами Сухого» — дочерней компанией производителя военных самолетов АВК «Сухой» — предварительное соглашение на покупку 30 региональных самолетов RRJ с гарантией их приобретения в апреле 2004 года. Об этом на авиасалоне сообщил заместитель гендиректора по маркетингу НАПО им. Чкалова Евгений Елгаев. По соглашению, поставка первой партии самолетов (30 машин) должна произойти до 2007 года. В дальнейшем (к 2020 году) планируется увеличить объем поставок до 800 самолетов. Предполагается, что 300 из них будут использоваться на российском рынке, 500 — за рубежом.
Как отметил Евгений Елгаев, в случае реализации этого проекта основное производство самолетов RRJ будет размещено на мощностях новосибирского предприятия. То есть НАПО будет иметь многолетний твердый заказ на производство самолетов нового поколения. Но для того чтобы освоить их производство, нашему предприятию необходимо инвестировать около 25 млн долларов на техническое перевооружение.
Пока рано говорить о стоимости самого самолета и проекта в целом, поскольку машина находится еще в стадии проработки и завод не получил необходимой документации. Но если все сложится удачно, то RRJ будет запущен в производство на Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова еще до будущей весны.
Стоит отметить, что о создании среднемагистрального регионального самолета под Россию и страны СНГ заявили несколько авиапредприятий (тот же RRJ, «Национальный проект 334» и т. д.), однако какой из них будет удачным — покажет время.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.