Болезнь движения

По данным опроса населения, в возрасте до 12 лет укачивается 58 процентов детей, а в возрасте от 12 до 20 лет — 47 процентов.

Путешествия с использованием различных транспортных средств — едва ли не самый яркий пример нашей цивилизации. Но небывалые прежде скорости передвижения, разнообразие транспортных средств привели к тому, что все чаще встречается так называемая транспортная болезнь движения.
Об особенностях ее течения и мерах борьбы с ней рассказывает доктор мед. наук, проф., акад. Российской академии космонавтики, зав. отделением «Физиологии и патологии слуховой и вестибулярной системы» Института медико–биологических проблем РАН Эдуард Иванович МАЦНЕВ.
— Этот самый общий термин включает такие понятия, как кинетоз, укачивание, автомобильная, морская, воздушная, железнодорожная болезни. Расстройства, напоминающие укачивание, могут отмечаться у некоторых лиц при качании на качелях, на различных развлекательных аттракционах, каруселях, при вальсировании, даже при подъеме и спуске в лифте.
Болезнь движения связана напрямую с работой вестибулярного аппарата, являющегося специфическим сенсорным органом для восприятия угловых и линейных ускорений, возникающих при движении. Свидетельством связи вестибулярного аппарата с болезнью движения является тот факт, что люди, у которых лабиринт от рождения не развит, вообще не страдают от болезни движения.
Болезнь движения представляет собой состояние, характеризующееся общим недомоганием, ощущением дискомфорта в области желудка, потерей аппетита, бледностью и холодным потом, головокружением, тошнотой, иногда рвотой. При тяжелых формах укачивания человек испытывает жестокие страдания и становится совершенно беспомощным.
По определению английского исследователя Бенсона, много лет изучавшего эту проблему, болезнь движения «является нормальной реакцией здорового человека, не имеющего каких–либо органических или функциональных нарушений, на воздействие непривычного вида движений определенной интенсивности и длительности». При этом термин «болезнь» не несет патологического смысла, а используется лишь для характеристики развивающегося при болезни движения синдрома функциональных нарушений, вызванных различными видами реального или кажущегося движения.
Ведущим симптомом болезни движения является тошнота. В начале заболевания тошнота может сопровождаться усиленным слюноотделением, частой зевотой. К числу других важных симптомов болезни движения следует отнести сонливость, которая может продолжаться несколько часов. Иногда желание поспать может явиться единственным манифестирующим симптомом болезни движения.
Чаще и сильнее страдают от болезни движения люди при некоторых заболеваниях сердечно–сосудистой системы (особенно лица, склонные к гипотонии) и желудочно–кишечного тракта, при остеохондрозе шейного отдела позвоночника, при ожирении и других обменных нарушениях.
Оценивая зависимость устойчивости к болезни движения от возраста, следует отметить, что дети до двух лет страдают ею редко; затем устойчивость прогрессивно снижается примерно до возраста 12 лет. Общеизвестен факт большого процента укачивания в автомобиле у детей именно этой возрастной группы. В дальнейшем устойчивость медленно возрастает, хотя случаи болезни движения у пожилых людей нередки, особенно при морских путешествиях.
Женщины обладают меньшей устойчивостью к болезни движения, чем мужчины того же возраста. Возможно, подобные различия в частоте БД у детей и женщин связаны с гормональными факторами, так как отмечено, что устойчивость женщин к болезни движения особенно резко снижается во время менструации и в период беременности.
Морское путешествие вызывает максимальную частоту случаев морской болезни в связи с более длительными и более выраженными воздействиями, провоцирующими движение, чем на других видах транспорта.
Морской болезнью, описанной еще Гиппократом, страдает большинство людей, впервые попавших в шторм на море. Плавание на надувных средствах дает максимальную стимуляцию, так как практически все люди в этой ситуации, за исключением лишь очень устойчивых, болеют морской болезнью в бушующем море. Но даже сравнительно спокойное море вызывает у некоторых лиц болезнь движения.
Воздушная болезнь по степени проявления стоит на втором месте после морской.
Воздушная болезнь развивается при «болтанке», когда самолет перемещается вверх и вниз, при «рыскании», когда он совершает вращательные движения в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха («воздушные ямы»). Описаны и так называемые скрытые формы воздушной болезни: внешние признаки укачивания у членов летных экипажей отсутствуют, но снижается работоспособность, а это одно из проявлений укачивания.
Даже некоторые опытные летчики, никогда не укачивающиеся в пилотской кабине, оказавшись в роли пассажира, могут стать жертвой БД. Они хорошо умеют интегрировать зрительные сигналы и сигналы вестибулярного аппарата, характерные для полета, но лишение привычных зрительных ориентиров делает их чувствительными к укачиванию.
Возникает вопрос: а может ли один и тот же человек укачиваться на море и не укачиваться в самолете или наоборот? Да, такое случается. Дело в том, что чувствительность вестибулярной системы избирательна по отношению к определенным видам раздражителей, например к угловым ускорениям, действующим в различных плоскостях, к линейным ускорениям. Поэтому переход с одного типа корабля на другой или резкое изменение формы качки могут вызвать приступ морской болезни даже у опытных моряков.
Каким же образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы, связанные с БД? Прежде всего необходимо до минимума ограничить движения головы. Лучше, если голова будет опираться на соответствующую опору (подголовник, валик и т. п.). В каюте корабля или в самолете при первых признаках БД лучше сидеть с закрытыми глазами либо зафиксировать взгляд, как уже отмечалось выше, на линии горизонта. Пассажирам автомобиля целесообразно смотреть перед собой, а не в боковые стекла, не читать во время движения и т. п.
В долгосрочном плане наиболее эффективным средством профилактики болезни движения может быть приобретение и сохранение защитной адаптации человека к провоцирующим движениям, что достигается путем постепенно нарастающего провоцирующего воздействия. В этих целях может быть использован широкий комплекс активных, пассивных и комбинированных тренировок, при которых на вестибулярный аппарат действуют различные ускорения. К активным тренировкам относятся специальные физические и гимнастические упражнения, теннис, волейбол, плавание, акробатические прыжки на батуте.
Большая роль в профилактике и купировании БД отводится фармакологическим средствам. Среди препаратов против БД, представленных на отечественном фармакологическом рынке, следует отметить: аэрон, бонин, фезам, вертигохеель, гистаминергический препарат бетагистин, бетасерк, драмина.
Следует, однако, помнить, что почти все препараты, используемые в качестве средства профилактики и купирования БД, имеют свои показания и противопоказания. Поэтому, прежде чем взять с собой тот или иной препарат в путешествие, необходимо внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией по его применению.

«Фармацевтический вестник»

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.