Врач и пациент: в зале суда


Требование пациента о предоставлении ему услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги совершенно обоснованны.

На первый взгляд, во взаимоотношениях врача и пациента кажется все просто и понятно. Пациент относится к доктору с уважением, доктор к пациенту — с уважением и пониманием. Пациент хочет, чтобы доктор его вылечил, доктор хочет этого не меньше самого пациента. Он назначает больному лекарство, больной, полностью доверяя врачу, принимает таблетки столько дней, сколько скажет доктор.
Но на самом деле все совсем не так просто. Между врачом и пациентом нередко возникают конфликты, погасить которые удается только в суде. О причинах конфликтных ситуаций и о том, как можно их избежать, мы разговариваем с главным врачом областного госпиталя для ветеранов войн ь2, юристом, ассистентом факультета усовершенствования врачей Новосибирской медицинской академии Людмилой Владимировной КАНУННИКОВОЙ.
— Людмила Владимировна, насколько я понимаю, основной претензией, которую предъявляют пациенты врачу, является низкий уровень оказания медицинской помощи. Поскольку таких претензий немало, возникает вопрос: неужели профессиональные качества наших врачей оставляют желать лучшего?
— Совершенно с этим не согласна! Профессиональный уровень наших врачей высокий, что отмечают также и зарубежные специалисты. Проблема в другом: довольно большая часть населения страдает хроническими заболеваниями, причем количество больных, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Эти заболевания полностью вылечить невозможно. Они периодически рецидивируют, и задача врача заключается в том, чтобы добиться некоторого улучшения. Однако в силу различных, порой непредвиденных, обстоятельств врачу не всегда удается справиться с этой задачей. И дело не в том, что доктор не знает, как лечить болезнь. Существует масса других причин, из–за которых назначенное им лечение оказывается не всегда эффективным. Например, индивидуальная непереносимость какого–то лекарства, серьезные сопутствующие болезни, иногда сами пациенты нечетко выполняют назначения врача. Есть и другие подводные рифы, и все их учесть просто невозможно.
Конечно, бывают ошибки при диагностике, лечении, но случается это, поверьте, крайне редко.
Кстати, должна сказать, что в последнее время по Новосибирской области количество письменных и устных жалоб на ненадлежащее оказание медицинской помощи или грубость со стороны медицинского персонала значительно уменьшилось.
— А я слышал, что, наоборот, в суды то и дело поступают иски от пострадавших пациентов.
— Здесь другое. Учитывая, что правовыми актами в Российской Федерации разрешена предпринимательская деятельность в медицине — то есть оказание «платных» услуг населению (прежде всего, косметология, стоматология и так далее) — между пациентами и медицинскими работниками возникают гражданско–правовые отношения, а также вступают нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Поэтому требования пациента (потребителя медицинской услуги) о предоставлении ему услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги совершенно обоснованны. В противном случае претензии и споры между пациентом и лечебным учреждением разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке.
— Предположим, пациент заплатил в стоматологическом центре за протезирование, но результаты протезирования его не удовлетворили: протезы некрасивые, мешают, воспалилась десна, появились сильные боли и так далее. Что он должен сделать, чтобы ему возместили материальный ущерб?
— Вообще–то работа врачей–стоматологов в коммерческих центрах, как правило, удовлетворяет пациентов. Но в силу различных обстоятельств возникают конфликты, которые, по существующей практике, разрешаются в судебном порядке. То есть пациент подает в суд исковое заявление на возмещение материального ущерба, морального вреда. Далее проводится судебно–медицинская экспертиза, в которой участвуют ведущие специалисты города и области. Согласно их заключению суд выносит свой вердикт. Затем коммерческий центр или муниципальное лечебное учреждение, в котором пациенту были предоставлены «платные услуги», возмещает выставленный ущерб.
— То есть расплачиваться приходится учреждению, а не конкретному врачу?
— Таков порядок. Но главный врач лечебного учреждения, возместивший вред пациенту, вправе подать регрессный иск на врача, по вине которого пострадал пациент. Однако, учитывая, что заработная плата у медицинских работников лечебных учреждений небольшая, подобные иски против своих докторов главные врачи не подают.
— Известны случаи, когда пациенты получают тяжелые осложнения не по вине врача, а по вине среднего медицинского персонала. К примеру, операция выполнена блестяще, но в послеоперационном периоде у больного, находившегося под действием наркоза, неожиданно началось кровотечение, остановить которое из–за недосмотра медицинской сестры сразу не удалось. Кто в этом случае должен нести ответственность: врач? медицинская сестра? Говорят, что врач, ибо он должен отвечать за все.
— В юриспруденции существует такое понятие, как «солидарная ответственность». Это значит, что правовую ответственность могут нести как врач, фельдшер, так и медицинская сестра, и суд определяет долю вины каждого из них.
Что же касается вашего примера, то он не совсем удачен. Дело в том, что если операция проводится под общей анестезией, то есть под наркозом, то после хирургического вмешательства больного переводят в специальную послеоперационную палату (так должно быть!), где за ним постоянно наблюдают и врач, и медицинская сестра. Поэтому вероятность того, что специалисты своевременно не обратили внимания на развившееся осложнение, ничтожно мала. Хотя, конечно, такая вероятность существует.
— В начале нашей беседы вы сказали, что число жалоб по поводу грубости медицинского персонала в последнее время снизилось. Это радует, поскольку большинство пациентов, обращающихся за медицинской помощью, чувствуют себя зависимыми от врачей. И если они еще, ко всему прочему, «нарываются» на грубость!.. Однако и сами пациенты нередко ведут себя вызывающе, грубят, скандалят. Как врач может защитить себя от хамства больных?
— Сначала, конечно, приходиться терпеливо объяснять пациенту, что он не прав, что так вести себя нельзя, вразумлять. Но иногда это не помогает. Больной распаляется еще больше, начинает угрожать, оскорблять. Недавно одна такая пациентка обругала врача грубой бранью. Не постеснялась даже многочисленных свидетелей. Были вызваны представители РОВД, которые составили соответствующий акт. Присутствие самой пациентки при этом не понадобилось. Дело передали в суд, и в кратчайшие сроки (все были удивлены, насколько все быстро произошло) пациентку наказали штрафом. Для нас важен не размер суммы, а сам факт, что сегодня мы можем найти управу на таких больных.
— Людмила Владимировна, я слышал, что некоторые пациенты не стесняются шантажировать главных врачей коммерческих, в частности стоматологических центров. Например, они объявляют, что их плохо протезировали, и требуют обратно свои деньги. В противном случае они обещают создать учреждению такую «рекламу», после которой к ним больше никто и никогда не будет обращаться. И во избежание неприятностей главные врачи отдают деньги.
— Этого делать ни в коем случае нельзя! Пациент видит, что ему отдали деньги, и думает, что раз он так просто их получил, то протезирование ему провели действительно плохо. И тогда у некоторых из них возникает желание подать иск на возмещение материального ущерба и морального вреда: ведь никто не сможет доказать, что деньги ему отданы. А если факт отдачи денег и будет установлен, то пациент может сказать, что ему вернули не всю сумму, а только небольшую ее часть. Если пациент недоволен, его право обратиться в суд. А там уж как суд решит.
— Но ведь судебное заседание может длиться не один месяц. Это сколько же нервов «уйдет» у врачей!
— И у пациентов тоже. Поэтому сейчас перед Национальной ассоциацией медицинского права стоит задача создать такой правовой механизм, который бы позволил решать дела в досудебном порядке. Для этого все отношения между лечебным учреждением и пациентом, между врачом и пациентом должны быть строго регламентированы. Должны быть пересмотрены и некоторые статьи существующего Закона «Об охране здоровья граждан РФ». Многие из них носят декларативный характер. Например, перечислены нормы, но как врачу выполнить эти нормы, нигде не говорится, хотя это очень важный момент. И так далее.
Один из путей решения этих проблем является обязательное медицинское страхование профессиональной ответственности медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь. В суде врача будет представлять страховой агент, а врач в это время будет заниматься своим делом — лечить людей. Данная система страхования также предусматривает решение конфликтов в досудебном порядке.
Нерешенных вопросов очень много. В Европе медицинское право существует уже 35 лет. А у нас только летом этого года состоялся I съезд специалистов медицинского права России. Но он состоялся, и это первый шаг в развитии медицинского права в России, как правовом государстве, которым мы по международным канонам являемся с 1997 года.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.