Дети и туберкулез

Туберкулез, как это ни печально, — реалии сегодняшней нашей жизни. И хотя в последние два–три года особого роста этой инфекции не отмечается, но и говорить о каком–то благополучии нельзя. Особенно тревожно, что болеют дети. Хотя мы, взрослые, в силах уберечь их от встречи с этим грозным заболеванием. О проблемах детского туберкулеза рассказывает главный фтизиопедиатр Новосибирска Александр Иванович СОЛОВЬЕВ.

— Что можно сказать о ситуации с заболеваемостью туберкулезом среди детей?
— Если брать последние десять лет, то наибольшей рост в нашей области отмечался с 1995 года и пик заболеваемости пришелся на 1997 год. Тогда показатель был — 22 случая туберкулеза на 100 тысяч детского населения. Сегодня показатель ниже. Так, в прошлом году он составил 17,8 на 100 тысяч. Но это не свидетельствует о каком–то благополучии. Заболеваемость среди детей у нас выше, чем по России. Кроме того, важна еще и структура заболеваемости. Практически ежегодно мы видим запущенные формы туберкулеза у детей. У детей младшего возраста это менингиты. А у подростков — дессименированный туберкулез. Это формы, протекающие с деструкцией, с распадом легочной ткани. Среди подростков с впервые выявленным туберкулезом у девяти процентов сразу обнаруживаются деструктивные формы заболевания, а еще у девяти процентов — бацилловыделение. То есть они представляют прямую опасность для окружающих. И еще один неприятный момент. Если в девяностые годы заболевали в основном дети 3–6 лет, то сегодня пик приходится на школьников 7–14 лет. Это дети, которые находятся в тесном контакте со своими сверстниками. А значит, возросла эпидемиологическая опасность.
— Но ведь детей еще в роддоме прививают против туберкулеза?
— Действительно, на третий–седьмой день после рождения ребятишкам делают прививку БЦЖ. Но срок напряженного иммунитета достаточно короток: 2,5–3 года. Затем проводится ревакцинация в 7 и 14 лет, но только тем, у кого проба Манту отрицательная.
— А для чего вообще проводят пробу Манту? Что она показывает?
— Туберкулиновая проба или проба Манту — это основной метод выявления туберкулеза у детей до 15 лет. Делается она ежегодно, независимо от предыдущего результата.
Если проба Манту положительная, это еще не значит, что ребенок болен туберкулезом. Это лишь говорит о том, что он инфицирован и требует дальнейшего обследования.
И мне бы хотелось подчеркнуть важность этого момента. К сожалению, ежегодно 13–15 процентов детей, нуждающихся в обследовании, не доходят до противотуберкулезного диспансера. И как это ни парадоксально, но среди организованных детей этот процент выше. Поэтому здесь требуются объединенные усилия медиков и педагогов. Тем более, что новые санитарные правила, которые вступили в силу с июля этого года, позволяют не допускать в детский коллектив недообследованного ребенка. И сроки определены: в течение шести дней родители должны привести ребенка в противотуберкулезный диспансер на дообследование.
— Необходимо ли какое–то лечение, если при положительной пробе Манту заболевание не выявили?
— Да, ребенку проводится профилактическое лечение: назначают противотуберкулезный препарат, как правило изониазид, в течение трех месяцев. Надо сказать, что иногда родители боятся каких–то побочных эффектов. Но боязнь эта совершенно необоснованная. У изониазида нет побочного действия на почки, на печень. И самый веский аргумент — что подбирается индивидуальная доза. К тому же прием идет сначала в интермиттирующем режиме, то есть препарат дается три раза в неделю.
— После такого лечения может ли проба Манту вновь быть положительной?
— Может быть такая ситуация. В этом случае необходимо посмотреть, нет ли у ребенка контакта с больным туберкулезом. Кроме того, такая реакция возможна при паразитозах, аллергии. Все это выясняется в каждом конкретном случае.
— Какие дети входят в группу риска?
— В основном заболевают дети из контакта. Когда мы выявляем больного ребенка, то в 60 процентах случаев находим источник инфекции, контакты. Иногда они не явные, не в самой семье. Наибольшую опасность для детей представляют больные с открытой формой туберкулеза и нарушающие режим лечения. Сейчас у многих плохо лечащихся больных развивается устойчивость бактерий к лекарствам. И если ребенок заражается такой инфекцией, то лечить очень сложно. Кроме того, играют свою роль социальные факторы, плохие бытовые условия. В группу риска входят также дети с хронической бронхо–легочной патологией, с бронхиальной астмой, с заболеваниями желудочно–кишечного тракта, с сахарным диабетом. Это так называемая медицинская группа риска.
— Что может насторожить родителей, кроме положительной пробы Манту? Ведь ее делают только раз в год.
— Наличие контакта с больным туберкулезом. Даже если это был случайный, кратковременный контакт. В этом случае надо не ждать, а обращаться сразу в противотуберкулезный диспансер. Обращать внимание надо и на клинические проявления болезни. Хотя как раз у детей нет таких ярких признаков туберкулеза. Если у взрослых и подростков это кашель две и более недели, потеря массы тела, лихорадка неясного генеза, потливость, то у детей надо обращать внимание на немотивированную утомляемость, раздражительность или, наоборот, гиперактивность, снижение аппетита. Надо быть просто внимательными по отношению к своему ребенку. Туберкулез сейчас агрессивен, и от момента заражения до серьезных форм болезни может пройти всего несколько месяцев. Ежегодно у нас от туберкулеза умирает один–два ребенка. И связано это всегда с поздним выявлением болезни. Если же заболевание выявлено вовремя, то лечение достаточно эффективно.

Марина Есикова

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.