Впечатляющие возможности компьютерной томографии

Аппаратные методы диагностики настолько прочно укоренились в медицинской практике, что сегодня ни один врач не поставит окончательный диагноз без предварительного диагностического исследования. В данном случае речь идет не об обычном рентгенологическом исследовании, а об относительно новых методах, таких, например, как УЗИ, или ультразвуковое исследование, МРТ, или магнитно–резонансная томография, РКТ, или рентгеновская компьютерная томография.

Впрочем, и они уже давно у всех на слуху. Благодаря этим методам врачи имеют прекрасную возможность уточнить или исключить тот или иной предварительный диагноз. Все эти методы очень информативны, однако каждый из них имеет свои показания. Бывают патологии, при которых тот или иной метод не работает или работает недостаточно хорошо. Например, УЗИ «не видит» полые органы, но позволяет наилучшим образом изучить поджелудочную железу, печень, почки, сердце. МРТ дает возможность рассмотреть структуры головного мозга, различные отделы позвоночника. Магнитно–резонансная томография хорошо «видит» и внутренние органы, однако этот метод исследования дорогостоящий, поэтому, когда речь заходит об исследовании органов брюшной полости, многие пациенты предпочитают УЗИ, тем более что оно не менее информативно. А что представляет собой РКТ? Насколько оно эффективно? Каковы его «минусы» и «плюсы»?
Рассказывает врач–рентгенолог кабинета компьютерной томографии Дорожной клинической больницы Надежда Ивановна ШКУРАТОВА.
— Рентгеновская компьютерная томография, как следует из названия, относится к рентгенологическим методам исследования. То есть метод основан на способности рентгеновских лучей проникать сквозь ткани организма. Однако больше ничего общего с обычным рентгенологическим исследованием у компьютерной томографии нет.
Оборудование состоит из стола и специальной кабины — «гентри», в которую входит стол. В «гентри» установлена лучевая трубка. Роль пленки выполняют специальные детекторы. Рентгеновские лучи улавливаются детекторами, и далее полученная информация (о ней судят по степени ослабления рентгеновских лучей, прошедших через различные ткани организма) через компьютер поступает на монитор.
А затем начинается самое главное. Если на обычной рентгенограмме мы видим изображение во фронтальное проекции, то в данном случае исследование проводится в проекции аксиальной. То есть мы делаем как бы поперечный срез, и изучаем полученное изображение. Больше того, мы можем делать и далее поперечные послойные срезы, причем толщина срезов может колебаться от 10–15 до 1,5 миллиметра. В этом случае вероятность, что патология ускользнет от нашего внимания, минимальна. В то время как на обычном рентгенологическом снимке патологию видно не всегда.
Наконец, изображение на пленке плоское. Мы же имеем возможность создать пространственное изображение изучаемого органа, что важно при проведении качественного диагностического исследования.
Как и МРТ, рентгеновская компьютерная томография позволяет исследовать структуры головного мозга, все отделы позвоночника, тела позвонков, межпозвонковые диски, легкие, органы брюшной полости. Преимущество же метода в том, что для проведения полноценного исследования требуются минуты, иногда даже секунды. То есть когда к нам поступает больной в тяжелом состоянии, без сознания, мы с помощью нашего оборудования очень быстро определяем, какие повреждения он получил. Это позволяют врачу мгновенно сориентироваться и назначить лечение: хирургическое или консервативное.
Вообще, если говорить об острых черепно–мозговых травмах, то всегда предпочтительнее проводить именно рентгеновскую компьютерную томографию. Во–первых, это намного быстрее, чем на МРТ. Во–вторых, в первые часы после тяжелой травмы, на МРТ не видно кровоизлияния в мозг, в то время как на наших экранах это хорошо проявляется. В–третьих, деструкцию костной ткани компьютерный томограф показывает лучше. А ведь от точной и, главное, оперативной диагностики часто зависит не только будущее здоровье пациента, но и его жизнь. Поэтому наше оборудование и установлено непосредственно в приемном покое.
То же самое касается и инсультов. Известно, что инсульты подразделяются на геморрагические, то есть связанные с кровоизлиянием в мозг, и ишемические, вызванные некрозом отдельных участков мозга из–за недостаточного их кровоснабжения. В считанные секунды компьютерный томограф определяет характер повреждения, и больному сразу назначают своевременное лечение, от которого во многом зависит исход болезни: выздоровеет человек или останется инвалидом.
А вот опухолевые образования головного мозга предпочтительнее проводить с помощью МРТ. Разрешающая способность этого метода в данном случае лучше. Хотя и компьютерная томография позволяет увидеть опухоль. Правда, не всегда можно определить ее структуру, будут размыты границы образования. Но если врача не устроит качество полученного изображения, он всегда может назначить МРТ для уточнения диагноза.
Сейчас мы тесно сотрудничаем с нейрохирургами нашей больницы. Дело в том, что во время проведения сложнейших операций на головном мозге нейрохирурги пользуются современным оборудованием — нейронавигатором. Эта установка позволяет хорошо видеть контуры опухоли, находящейся внутри головного мозга, а также манипуляторы, с помощью которых проводится операция. Таким образом, хирург работает не вслепую, а это значит, что риск возможных осложнений — «попал не туда» — сводится к минимуму. Кроме того, благодаря нейронавигатору, операция бывает значительно менее травматичная, чем обычно: зная место расположения опухоли, нейрохирург удаляет участок черепной коробки как раз напротив образования. Другие же хирурги, не имеющие под рукой нейронавигатора, вынуждены делать отверстие в черепной коробке побольше, с запасом. Какова же наша задача? Мы, врачи–рентгенологи, на компьютерном томографе создаем для нейронавигатора нейроновегационную модель головного мозга конкретного пациента. То есть исследуем головной мозг больного тонкими срезами, а затем, получив изображение, отсылаем его по внутренней связи прямо в операционную.
Еще одно преимущество рентгеновской компьютерной томографии — возможность исследовать головной мозг маленьких детей, даже новорожденных. МРТ требует полной неподвижности пациента. Но как заставить не двигаться малыша в течение нескольких минут, пока идет исследование? Для этого маленьких детей обычно «загружают» наркозом. А для проведения исследования на компьютерном томографе потребуется минута, может, секунды. Этого времени вполне достаточно, чтобы провести полноценное исследование.
Компьютерный томограф нашел свое применение и в оториноларингологии. Мы исследуем мягкие ткани гортани, рото– и носоглотки, придаточные пазухи носа. Например, при обычном рентгенологическом исследовании придаточных пазух на снимке врач может увидеть лишь затемнение, которое говорит о том, что в пазухе происходит патологический процесс. А мы можем сказать точнее: заполнена пазуха гнойным экссудатом или же это опухоль. Причем опухоль может быть расположена в носоглотке. Но если смотреть на рентгеновский снимок, то может сложиться впечатление, что опухоль развилась в пазухе. Однако на компьютерном томографе, проводя послойные срезы, можно определить точное место расположения образования.
Кстати, МРТ в данном случае тоже очень эффективно. Однако если у больного во рту имеются металлические коронки, то изображение обязательно смажется. Наличие металлических предметов (коронки, скобы, клипсы, а также имплантированные кардиостимуляторы) является противопоказанием для проведения МРТ. А вот на диагностические возможности рентгеновского компьютерного томографа они не оказывают влияния.
Кстати, наряду с ангиографическим рентгенологическим методом диагностики — дигитальной субтракционной ангиографией — достаточно инвазивным, то есть травматичным методом исследования, нами примняется компьютерная томографическая ангиография. С помощью этого метода мы выявляем аневризмы головного мозга, сужения сонной артерии, опухоли печени, поджелудочной железы, аневризмы грудной и брюшной аорты, а также тромбоэмболию легочной артерии. Последняя патология очень грозная, могущая привести к внезапной смерти. Но диагностировать ее непросто. А мы это делаем.
Из нашего поля зрения выпадают сердце и желудочно–кишечный тракт. Внимательно исследовать сердце мы не имеем возможности, поскольку из–за сердечных сокращений изображение на экране получается нечетким. Но вообще компьютерная томография применяется и для исследования сердца. В частности, сейчас появились мультиспиральные компьютерные томографы, которые позволяют это делать. Мы же пока можем видеть только микрокальцинаты в коронарных сосудах, жидкость в перикарде и некоторые другие патологические состояния.
Что касается желудка, то уже есть работы, в которых говорится об исследовании этого органа, но при условии его тугого наполнения контрастом. Таким же образом можно исследовать и кишечник. Но я не думаю, что это нужно делать, тем более что с этой работой прекрасно справляются врачи–эндоскописты.
Многие пациенты задают вопрос о лучевой нагрузке. Естественно, она во много раз ниже, чем при обычном рентгеновском исследовании. Тончайший рентгеновский луч у нас идет только на томографический срез. Для сравнения: доза лучевой нагрузки при полном рентгеновском обследовании грудной клетке будет такой же, как и при обследовании какого–либо органа, например легких. Но только в первом случае мы получим одно плоское изображение, а во втором случае — четкое изображение 25–30 рентгенологических срезов, с помощью которых можно глубоко изучить все структуры конкретного органа.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.