Музыка его души

Новосибирской филармонии, располагающей восемнадцатью музыкальными коллективами, не приходится краснеть за своих музыкантов ни тогда, когда они выступают на родной сцене, ни тогда, когда представляют свое искусство за рубежом. Возвращаются с гастролей все с чувством глубокого удовлетворения. А отдельные коллективы — с триумфом!

Вслед за Биг–Бэндом Владимира Толкачева, с большим успехом выступившим во Франции, возвратился в «родные пенаты» и Фестивальный оркестр под управлением Александра Полищука, показавший, как всегда, высший класс и получивший приглашения на 2004 год. И это при том, что, как правило, на зарубежные фестивали один и тот же коллектив стараются дважды не приглашать. Но кто же устоит перед мастерством оркестра и обаянием Александра Полищука? Не буду голословной и приведу лишь два высказывания. Арт–директор одного из самых престижных в Европе музыкальных фестивалей — фестиваля имени Пабло Казальса во французском городе Прад — заявил, что оркестр и сам Полищук — «это открытие фестиваля, у музыкантов такой высокий уровень исполнения, они произвели в Праде настоящий фурор».
А ведь арт–директору Мишелю Летеку есть с чем сравнивать: он на своем посту уже тридцать лет, и за эти годы перевидал множество талантливых музыкантов. Что же до Межева, где Александра Полищука и Фестивальный оркестр уже считают неотъемлемой частью фестиваля и даже его символом, то оглушительный успех наших музыкантов в этом году был делом, скорее, обычным. Это именно здесь (в газете «Le Dauphine Libere») о нашем дирижере написали столь возвышенно: «Изящный силуэт Александра Полищука, дирижера с телом танцора, который одним лишь жестом — то сужая, то удлиняя, то возбуждая, то растягивая — создает образы малого и огромного, тайного и очевидного, чья дирижерская палочка, подобно острому мечу, рассекающему воздух, служит уникальному единению с оркестром. «Наэлектризованная» публика аплодировала стоя, и это послужило началом «истории любви».
Мне памятен концерт, состоявшийся 16 июля сего года, накануне поездки наших музыкантов во Францию, когда фестивальный оркестр под руководством Александра Полищука исполнил в Большом зале филармонии Шестую симфонию Чайковского и Первую симфонию Брамса (часть фестивальной программы, показанной в Межеве в этом году) и как наши обычно сдержанные зрители не в силах были скрыть переполнивших их эмоций. Отрадно и то, что зал был, что называется, «аншлаговым» — и ведь не все поп–звезды собирают сегодня столько зрителей. Музыкальные впечатления, которые я, подобно другим, унесла с этого концерта, очень сильные и как раз такие, о которых говорят: незабываемые. За это огромное спасибо Фестивальному оркестру и, конечно же, ему — дирижеру–кудеснику Александру Полищуку. Он не так давно — всего третий год — в Новосибирске возглавляет Камерный оркестр и умудряется жить «на два дома» : и здесь, и в Питере. А вообще–то, на мой вопрос, Где он больше всего проводит времени, он ответил: «В самолете».
Александр Полищук является дирижером и художественным руководителем камерного оркестра Новосибирской филармонии, но он еще и доцент Санкт– Петербургской консерватории (у самого Полищука — два консерваторских образования: он прошел полный курс и в Киеве, и в Питере, а также окончил питерскую аспирантуру) и преподает сейчас, причем не только в родных стенах, но и за рубежом. У Александра Ивановича полно учеников — молодых и талантливых дирижеров — по всей Европе. Александр Полищук дирижировал в Мариинском театре, был главным дирижером Санкт–Петербургского муниципального оркестра, а также — главным приглашенным дирижером Лондонского русского Камерного оркестра. Он дирижировал и в Ковент–Гардене (а ведь это второй в мире после «Метрополитен Опера» театр оперы и балета) и работать в нем, конечно, большая честь. Но ведь и не каждого позовут. А если уж приглашают, это говорит само за себя.
В Новосибирск Полищук впервые прибыл ровно десять лет назад. Он и сегодня помнит, как из–за обледенения взлетной полосы самолет приземлился сначала в Томске, как потом, «просидев» сутки в томском аэропорту, он с большим опозданием прибыл в Новосибирск — уже под утро в день концерта (стресс в таких ситуациях неизбежен), но концерт в этот день, конечно же, состоялся.
Я убеждена, что дирижер — профессия особенная, это настолько «штучный товар», что лично для меня все дирижеры — это немножко «небожители». Не зря же говорят, что дирижер — это посредник между небом и людьми. Он творит музыку, которую «слышит» так, как она открывается только ему. Этот человек «носит партитуру в голове». И не думайте, что это так легко и что он ничем за это не платит. Многим приходится жертвовать во имя любимой работы, где нет «нормированного» рабочего дня. Нет у него времени на пустые занятия, и даже в самолете дирижер не журнал будет читать, а углубится в нотные листы. «Я открываю партитуру — и я в своем мире», — говорит Александр Полищук. Он слышит музыку задолго до того, как мы услышим ее на концерте в исполнении оркестра, повинующегося взмахам стремительной дирижерской палочки. Александр Полищук помнит уроки своего профессора Ильи Мусина, и сам многое открыл для себя в этой удивительной профессии. Он говорит, что главное в этой профессии не руки не мануальная техника, а глаза. «Дирижер должен быть и гипнотизером», — уверяет Полищук, и лично я с ним полностью согласна и думаю, что воздействует он «гипнотически» не только на музыкантов оркестра, но и на зрителей — и музыкой, и собственной персоной. Это значит, что от него идет энергетика — та самая, которая, по свидетельству французской газеты, «электризует» зрителей. А еще хочется заметить, что Александр Полищук «образец» эстетического дирижирования. Я полагаю, что есть нечто, отличающее его от дирижеров «функциональных». Да простится мне высокопарный слог, но его вдохновенный облик и пластика завораживают: руки, гибкий стан, повороты головы — все это создает музыку зримую, и кажется, что даже если вдруг оркестр не издаст больше ни звука, ты все равно будешь ее слышать, глядя на дирижера.
Почему–то мне Александр Полищук напомнил за дирижерским пультом вдохновенно читающего стихи Пушкина, такого, каким его рисует воображение — стремительного, с горящим взором и с курчавой шевелюрой. Каюсь, этой шевелюрой внешнее сходство и ограничивается, но родство творческих натур наверняка есть. А еще своей «говорящей» пластикой Александр Полищук похож на замечательного актера Андрея Миронова — и это на самом деле любимый актер Полищука. Но вот любимый поэт Полищука — не Пушкин, а Маяковский. Наверное, их роднит бурный темперамент, который у каждого дирижера непременно есть. И конечно, как в любом дирижере, в Полищуке есть черты лидера. С его музыкальной трактовкой мы знакомимся, от него главным образом, и зависит, какую именно музыку мы услышим.
Будучи художественным руководителем Камерного оркестра, Александр Полищук выстраивает репертуар и заботится о том, чтобы в абонементных концертах приняло участие как можно больше выдающихся музыкантов. В Питере он ведь и про свой оркестр не забывает, ведет нужные переговоры. В прошлом сезоне, например, вместе с Камерным оркестром выступил обладатель уникального голоса — контр–тенор Олег Безинских. В новом сезоне питерский вокалист снова к нам приедет, и можно не сомневаться, что премьера их совместной программы «Музыка моей души» пройдет на ура. Иначе и быть не может, ведь это и вправду музыка его души. И она звучит для всех нас. Сегодня Александра Полищука очень хочется считать нашим земляком. И хочется верить, что его творческий союз с оркестром, филармонией и, в конечном счете, с Новосибирском — надолго.

Людмила СМИРНОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.