Сон разума рождает чудовищ

15 и 16 сентября в театре «Красный факел» состоялся закрытый показ спектакля по пьесе нашумевшего Владимира Сорокина «Dostoevsky–trip».

— Томас Манн — тоже говно порядочное. У меня после него так болела печень.
— Пополам с Хармсом он неплохо идет.
— Ну, с Хармсом все идет неплохо. Даже Горький.
— Это кто там Горького вспомнил?
— Я. А что?
— При мне это говно не вспоминайте. Я полгода просидел на нем.
— А ты не на Чехове случайно сидишь?
— Нет. На Набокове.
— Но это же... дико дорого!
— Средства позволяют.
— А чем. Ты. Из ломки. Выходишь?
— Сложный выход. Сначала полдозы Бунина, потом полдозы Белого, а в конце четверть дозы Джойса.
Такой диалог происходит между героями спектакля. Ставить здесь многоточия вместо непечатных слов нет нужды, так как это было бы искажением оригинала. Театр и не искажал. Правда, в его интерпретации мат звучит неорганично, вымученно. Один из артистов произносит слово из трех букв с извиняющейся интонацией, будто ему стыдно. Впрочем, стыдно, у кого видно. Здесь ничего особенного не видно. Нельзя вот так сразу обухом по голове. Постановщики не спекулируют на сорокинском эпатаже. Им важно другое.
Человек пристоен только внешне. Вслед за автором театр выворачивает человека наизнанку. Предполагая вызвать у зрителя шок, персонажи активно рефлексируют, пускаются в откровения, которые извлекают из подсознания. В романе Достоевского описывается игра: рассказать о своем самом гнусном поступке. Это все цветочки по сравнению с пьесой. В ней — описания всевозможных перверсий, садомазохизма, каннибализма, эксгибиционизма, педерастии и прочих гнусностей. Однако это никакие не гнусности, а в устах персонажей — изживание детских фобий.
Режиссер игнорировал ремарку «помещение с простой мебелью». Он придумал деревянную клетку, по которой мечутся подсевшие на литературу наркоманы. Стены клетки размыкаются, обозначая свободу, при которой не существует запретных тем и воспоминаний. «Тrip» — это наркотическое путешествие, существование на грани разных реальностей. Приняв «дозу» Достоевского, персонажи погружаются в литературу, превращаются в героев романа «Идиот», а затем совершают путешествие в самих себя. Театр проводит сеанс психоанализа, в результате которого предполагается облегчение и очищение.
Вместе с героями призваны очиститься и зрители. Но у них не получается. Не работает по–особому организованное пространство, в котором актеры находятся вблизи публики и среди публики. Напротив, это присутствие смущает и мешает. Даже тогда, когда спектакль становится сугубо повествовательным и не грозит иллюстрацией беспощадных ремарок пьесы («оплодотворяет женщин», «злорадно блюет»). Постановка размыкается на отдельные монологи: говорящий, словно на сеансе гипноза, выволакивает из детства кошмарные воспоминания, прочие под тревожную музыку бродят вокруг и совершают случайные и непонятные действия. Все обрывается внезапно, минуя развязку и итог. Нужен ли итог? Ведь в снах и фантазиях не бывает финала, как в ирреальности — логической последовательности поступков и действий.
Литературовед Александр Генис считает, что Сорокин «исследует парализованный мир, в котором сюжет никуда не ведет». Театр же всего лишь констатирует парализованность этого мира. И при этом — никуда не ведет. Поговорили и забыли. Ознакомились с новейшими течениями — и ушли с чувством выполненного долга. Не найдено ключа, знака, хода, метафоры, интонации, когда бы терзания персонажей били в сердце и вызывали катарсис. Впрочем, Сорокин и катарсис — понятия взаимоисключающие.

На первое – Достоевский

На закрытом показе для «своего зрителя» присутствовал сам автор пьесы «Dostoevsky–trip» Владимир Сорокин.

И это все о нем: «живой русский классик», «самый неординарный писатель современности», «современный маркиз де Сад», «автор чудовищно прекрасных романов». Его произведения переведены даже на финский, японский, корейский, несмотря на то что аналогов русскому мату в других языках нет. В России сегодня расходятся миллионными тиражами.
У него скандальная репутация. В прошлом году молодежная организация «Идущие вместе» подала судебный иск с требованием привлечь Сорокина к уголовной ответственности за порнографию в романе «Голубое сало». Обвиняемый в ответ подал иск за нарушение авторских прав посредством брошюры «Идущих», в которой цитировались отрывки из «Голубого сала». Никто никого не удовлетворил. «Идущие» не успокоились и принялись сжигать книги Сорокина публично на площади.
— Знакомый позвонил мне домой по мобильному и стал описывать это аутодафе, — скупо излагает Владимир Сорокин. — Я думал, что он сошел с ума, но включил телевизор и увидел собственными глазами. Это интересный для меня опыт, но пережить его еще раз я не хотел бы. Вообще, это печально, когда рвут книги на глазах главной площади страны. Такого не было даже в эпоху военного коммунизма. Непредсказуемая страна.
Вовсе не похож на скандалиста прославленный российский писатель. Этот слегка застенчивый человек с татарскими глазами, благородной сединой и аристократической порослью на подбородке общается с публикой вовсе не так лихо, как сочиняет сюжеты. Его речь немногословна и заторможена; излагать ему труднее, чем слагать. В отличие от его друга Виктора Ерофеева, Владимира Сорокина вовсе не тянет делиться с аудиторией своими размышлениями о целях и задачах литературы. Единственное, что удалось от него добиться, так это возражения на упреки в специфике пьесы:
— Я не согласен с тем, что меня считают циником. Я не циник и не провокатор. Потому что провокатор — это эксгибиционист, получающий удовольствие от вызова публике. Я только хочу поставить проблему. Я за то, чтобы если говорить о человеке, так говорить все. Действительно, эта вещь не для всех. Но в том, мне кажется, ее достоинство. Десятилетиями мы ели некие субпродукты, однозначные для каждого. Нужно воспитать в зрителе настоящего театрального гастронома. Да, это острое блюдо, но наш желудок требует разнообразия.
Гастрономический пассаж классика никак не вязался с формулировкой Йохена Хана насчет своей задачи: привезти в Германию вещи о русской духовности. Даже циничные древние греки разделяли хлеб и зрелища. В романах Сорокина содержится много разнообразных описаний пиров, вплоть до смакования жаркого из человечины. Где уж о душе–то думать!

В Германии Сорокина любят больше, чем Достоевского

В рамках программы «Российско–германские культурные встречи» в театре «Красный факел» осуществился совместный проект — постановка спектакля «Dostoevsky–trip» по пьесе самого скандального российского автора Владимира Сорокина.

Спектакль был поставлен для фестиваля «Дни российской культуры в Германии». Театру был заказан экспортный продукт, вследствие чего не режиссер нашел пьесу, а пьеса нашла режиссера. Постановку согласился осуществить московский режиссер Юрий Урнов с командой добровольцев — ведущих актеров «Красного факела». Относились к работе не как к заказухе, а как к освоению нового театрального языка. Правда, худсовет театра сильно сомневался, стоит ли рисковать и показывать «Достоевского» новосибирскому зрителю. И все же было принято решение включить опасный спектакль в репертуар. При покупке билетов зрителю будет предложен составленный литчастью театра манифест, необходимый для подготовки к нужному восприятию. «Я бы жалел, если бы самые прогрессивные вещи были бы только для экспорта», — заявил генеральный директор Hahn Production и организатор проекта Йохен Хан.
В Германии, гораздо меньше нас испорченной соцреализмом, весьма чтят Владимира Сорокина, как и его друга Виктора Ерофеева (по чьему рассказу «Жизнь с идиотом», также в рамках этого фестиваля, наш НГАТОиБ поставил оперу). Им наверняка будет приятно фестивалить в компании мэтров: Юрия Любимова, Кама Гинкаса, Петра Фоменко, Евгения Гришковца, Кирилла Серебренникова, чьи нашумевшие постановки тоже войдут в программу «Российско–германских культурных встреч».
— Мы в Германии с удивлением узнали, что Владимира Сорокина привлекают за порнографию, — обмолвился Йохен Хан и тем самым задал тон в восприятии скандального автора.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.