Жители одной планеты кино

Лучшие отечественные и зарубежные документальные фильмы последних лет можно было увидеть на VI международном фестивале документального кино «Встречи в Сибири», который проходил в Новосибирске с 4 по 9 сентября. Это единственный проект за Уралом.

Президент фестиваля Элла Давлетшина и открывала, и закрывала фестиваль одними и теми же словами: «Я люблю кино за то, что оно объединяет людей. Наш фестиваль создан за тем, чтобы мы почувствовали себя жителями одной планеты. И что очень важно — жителями единой страны. И что еще важнее — земляками. И что еще приятнее — жителями одного города Новосибирска». Справедливость этих слов подтверждалась, когда зрители замирали на фильме польского режиссера Мачея Дрыгаса «Состояние невесомости», чувствуя свою сопричастность к далеким, никогда не встреченным нами космонавтам, и задумываясь о своем месте во Вселенной. Или хотели спорить с парижанкой Валери Павиа по поводу ее картины «Сон медведя», где Москва предстала городом трущоб и серого неба. Когда для зарубежных гостей сверхинтересным показался этнографический фильм новосибирцев Валерия Новикова и Бориса Травкина «Алтай, на колеснице через горы и столетия». А сибиряки с пристрастием вникали в картину «Студент Андрей Тарковский», которую сделала по архивным материалам команда земляков: оператор Олег Кочубей из Искитима, сценарист Анна Графкова из Омска, режиссер Галина Леонтьева, работавшая перед поступлением во ВГИК на Западно–Сибирской киностудии. 8 сентября, в день своего рождения, Олег Кочубей во главе фестивальной делегации нанес визит в родной город. Искитимцы влились в число зрителей VI фестиваля «Встречи в Сибири».
С каждым фестивалем зрителей становится все больше, и не только благодаря расширению площадок. К тем, кто посещает каждый фестиваль, присоединяются новые киноманы. Залы кинотеатра «Планета Кино» во время просмотров были полны. Завсегдатаи «Встреч в Сибири» знают, что у фестиваля сформировались собственные традиции. На открытии программы герои фильмов, показанных только что, общаются с публикой. После просмотра архивных кадров, где Городецкий дает торжественное обещание при вступлении на пост мэра, он поднялся на сцену с приветственным словом. Это вполне обычное явление предваряло неожиданную встречу: в зале появился редкий гость — неоднократный чемпион мира по фехтованию Станислав Поздняков, который только что разил противника меткими выпадами в фильме Эллы Давлетшиной. А потом перед обществом предстали и отвечали на вопросы два забавных пацана восьми лет, Иван с Ильей, о которых снял фильм «Время дождей» новосибирский режиссер Владимир Эйснер.
Еще одна традиция — на закрытии фестиваля вручать награды за лучшие операторские кадры. «Как весь мир состоит из атомов, так и фильм — из кадров», — предварила волнующую процедуру Элла Давлетшина. «Большой кофр» с золотой табличкой «Встречи в Сибири» достался Олегу Кочубею. «Малого кофра» удостоилась Валери Павиа, которая увидела намозоливший глаза памятник рабочему и колхознице как танцующую пару. «Кофренком» завладел студент Высших курсов сценаристов и режиссеров Сафар Алимамедов. Призы вручала директор фестиваля обольстительная Татьяна Храмова, которая после рождения третьего ребенка (ему третий месяц) не утратила ни красоты, ни страсти к работе.
Традицией можно назвать и выпуск оперативного бюллетеня «Титры». Студентки факультета журналистики НГУ после каждого фестивального дня записывали свои впечатления о нем, затем набирали на компьютере и выводили на принтер. Помимо рецензий на фильмы авторы описали симптомы атипичной кинолихорадки, появление которой неизбежно у киноманов. День первый получился у них таким: «Начальные симптомы болезни: взбудораженность, нервозность, первая стадия эйфории (легкая), тяга к телесному контакту (объятия, рукопожатия, поцелуи)». В подзаголовке авторы совершили опечатку: «VII международный фестиваль документального кино». Будем считать ее символичной: Седьмой фестиваль неизбежен.
На закрытии фестиваля был показан фильм «Падение Икара» новосибирца Юрия Шиллера. Приверженец деревенской темы, Шиллер снял поэтическую историю о простом деревенском водителе, который мечтает взлететь в небо. Он строит самолет и везет его в поле. Перекрестившись перед полетом, Икар разгоняется и... Поднявшись на несколько метров, самодельный самолет падает, бороздит крылом землю.
Но мечта неистребима. Вокруг — обычная жизнь, тупые будни. Соседские ребятишки возятся в грязи, мужики везут свиней на базар. А этот чудак чинит самолет и везет его в поле. Главное для него — оторваться от земли. На этом фильм кончается. Режиссер не хочет разочаровывать зрителя и опять показывать падение Икара. А может, падения не случится? По сути, никакого падения не было и не может быть у человека, который ненавидит свиней и верен своей мечте.
Вот так же и команда фестиваля тащит свой самолет. И он отрывается от земли. И тогда иным становится качество жизни. Иным оно становится и у тех, кто этого фестиваля ждет. Следующие «Встречи в Сибири» — ровно через год.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.