Голос! Голос подай!

Выборы грядут, слышите?! Их цена — восемь миллиардов рублей, не считая затрат на губернаторско–мэрские гонки в субъектах федерации. На «наполнение» всей Госдумы уже выделено 3,5 млрд рублей, на одного дорогого президента еще предстоит выделить 4,3 миллиарда. Оправдают ли эту цену цели (сами зададим себе вопрос и сами же на него ответим) — получит ли общество наконец толковую эффективную власть?!

Выборы будут, а выбор?

А когда кого это волновало?! Вы еще скажите, что у нас власть — для народа, а не наоборот. Денег может не быть на зарплаты тех, кто создает «валовый продукт» (все богатства страны, без устали разворовываемые и проматываемые, в том числе на те же выборы). Или на пенсии, детские пособия. Или на трещащее по швам ЖКХ, реформу которого первые и всякие лица государства могут бесстыдно провозглашать чаще раза в год. Или на авиацию, где «аппараты» бьются оземь с потрясающей регулярностью, губя всех подряд: и генералов, и губернаторов, и имущественную элиту. Но на выборы деньги найдутся всегда в любых размерах.
«Освоения» тех миллиардов жаждут многие «акулы», в том числе пера и эфира. Только посчастливится не всем: ныне вываливать на общество через СМИ какой–либо негатив про кандидатов запрещено законом. Ибо вываливание даже правды именуется «черным» пиаром. И, хотя в сравнении с тупым хвалебным «белым» пиаром, «черного» было меньше, он стал государству совсем не нужен, потому что портит имидж (у нас снова модно трубить о каких–то успехах, достижениях, но никак не о вечной разрухе с техногенными катастрофами). Он не нужен «элите», прибравшей «наше все» включая недра, на выручку от продаж каковых покупаются не только старинные замки Европы или сказочные виллы на теплых побережьях, но и футбольные клубы развитых стран Запада. Он не нужен избиркомам, поскольку компроматы на каждого в сумме дают сверхкритическую массу. От их обильных сливов разве что опять вздрогнет Запад, да электорат не так дружно пойдет голосовать. И игра в демократию — под откос...
А у российского электората вкус специфический, душа загадочная плюс ментальность. Вон в цирке сколько мастеров разных жанров, а мы (россияне) предпочитаем клоунов. Причем веселые клоуны привлекательнее грустных, не так ли? А одним из самых любимых развлечений в народе стало ЗЛСоАТ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Похоже, в политике — тот же подход: в фаворе те, кто похож на ЗЛСоАТ (ясно, что ничего не стрясется, но нервы щекочет). И тот же принцип: верят больше тем, кто больше, чаще и задорнее дуркует, врет. Популярнее всех те, кто перед всем миром соком брызгается, кулаками машет или коллег за волосы таскает, кто бранится аки полоумный или пиджаки меняет, выбегая к микрофону. Пусть это не вполне оправдывает те бабки, которые спускаются на их выбирание и содержание, но зато хоть как–то отвлекает нас (обывателей) от безнадеги реалий и приобщает к политике (а без таких наворотов стали бы мы эту бодягу наблюдать?!). И пусть при том остается загадка: они правда «с прибабахом» или притворяются?..

«Но ты помнишь, как с тобой по весне?..»

Психолог Владимир Коваленко, исколесивший на велосипеде все Соединенные Штаты Америки, успокоил: в самой богатой сверхдержаве «шизиков» на выборах гораздо больше, чем у нас. И они востребованы, они — неотъемлемый атрибут, так как все выборы всюду — шоу, постановка для наивных...
Политолог Виктор Козодой, сам когда–то депутатствовавший, а теперь занимающийся «технологиями» мониторингами в «Сибирь–Форуме», сумел адаптировать взгляды и теории к местной обстановке, хотя и на другой ноте:
— Характерная черта всех выборов — то, что они проходят обычно весной или осенью, когда у людей с пограничным состоянием психики начинаются обострения. Отсюда и моменты, вызывающие у масс хохот (нередко до слез). Забавляет и печатная продукция вроде газеты «Правое дело», где в разделе «Юмор» печатаются анекдоты про Чубайса. Оригинален ход СПС: добиваться симпатий народа, выставляя на посмешище своего лидера? А что хочет сказать кандидат, посвящающий последнюю страницу своего издания похоронной теме с ритуальными принадлежностями (этакий некрополь)? Хотя, вообще–то, с избранниками и кандидатами принято связывать какие–то надежды на созидание... Или взять «Правду Сибири» — печатный орган г–на Титова, претендующего на пост губернатора. Там половина материалов — сугубо коммерческая реклама возглавляемого им (Титовым) предприятия. И не совсем понятно: кандидата нам подают или «Вестфалику» прославляют?
Что касается персоналий, о думских выборах говорить пока преждевременно, а вот в «губернаторской гонке» — более–менее все понятно. Официально обозначили позицию три человека: действующий губернатор Виктор Толоконский, постоянный участник всех последних «забегов» Иван Стариков и предприниматель Михаил Титов. Все остальные если и объявятся, то либо будут дублерами этих троих, либо будут призваны оттягивать голоса у кого–то из них же. Возможно, заявится какой–нибудь «залетный», чтобы показаться кому–то как–то (авторитет нагулять), но всерьез бороться за кресло он не сможет. Борьба вроде бы должна развернуться между тремя названными персонажами, но серьезной интриги не ожидается.
Толоконский является безусловным лидером, причем с большим отрывом. Ведь чтобы победить на выборах, необходимо обладать многими ресурсами: помимо финансовых, еще и организационными, и политическими, и человеческими... К примеру, Стариков проиграл двое выборов подряд — вы бы на такого кандидата поставили, средства в него вкладывать стали бы? И временной ресурс очень важен: начинать губернаторскую кампанию за три месяца до «пуска» — неразумно и бессмысленно. Если Стариков уже более десяти лет мелькает на телеэкранах на всю страну в качестве то парламентария, то замминистра, то сенатора, как оценивать известность Титова? Много новосибирцев его знают? А то, что он возглавляет обувную фабрику, — хорошо или плохо? Известности ему могла бы добавить его вышеупомянутая газета, печатавшаяся тиражом 500 тысяч экземпляров. А вы ее видели? Получается, в почтовые ящики ложится лишь малая толика тиража. Чего можно добиться при такой работе штаба кандидата? Чтобы не выглядеть смешным (бороться всерьез), ему следовало создать структуру, которую быстро из ничего не смастеришь. Помните, в 1996 году на президента пытался баллотироваться Брынцалов (в экстравагантности манер соперничавший с Жириновским)? На его фармацевтическом заводе условия работы были вполне приемлемые (и доходы приличные, и кредиты давали, и путевки профсоюзные), а работников насчитывалось 15 тысяч. Но по всей Москве за него проголосовало всего три тысячи человек — в пять раз меньше штата коллег Брынцалова. Дай бог, чтобы у нас получилось не так...

Право избирать имеет каждый, а жить надо весело

Замечательно, но не совсем понятно: ржачка–то когда начнется? На кого ставки делать? Кто еще в силах удивить или развеселить нас, горемычных, психику травмировать, заставить забыться? Титов, что ли? Ну обвинит опять облпрокурора в гонениях на себя, ну перекроет магистраль в знак протеста, так это скучно и не ново (нас так давно развлекают никуда не баллотирующиеся ребята типа Колодезенко). Даже если примерит «ореол мученика», всеми преследуемого, если на кого в суд подаст за ущемление чести с достоинством «грязными технологиями» — все это было, да и есть кому показывать — Стариков не даст соврать... Сейчас уже и наручниками перед телекамерой трясти, обещая пересажать коррупционеров, — не актуально, хотя автора сей фишки до сих пор хвалят... (Виктор Козодой: Логинов всегда использовал моменты запоминающиеся, броские. Как технолог, как специалист он здорово сработал на привлечение и удержание внимания к себе. В кампаниях это главный фактор, и он этим в совершенстве владеет. Вылез с наручниками — сколько лет прошло, а его помнят, тогда как других — вряд ли.)
Сейчас Евгений Логинов уже не тот — он никого теперь сажать не собирается и спокойно смотрит на то, как его шеф (лидер ЛДПР) в Москве бьется за освобождение из–под стражи в Новосибирске и за «смежные права» криминалитета нашей пресловутой Первомайки. Не важно, кто помогает шефу сочинять глупости о наших борцах с оргпреступностью в посланиях руководству МВД, ГУВД. Главное, его агитплакаты гласят: Жириновский за русских и за бедных, а опровергнуть такое утверждение некому (нельзя!). Главное, за всех кандидатов якобы отвечают их партии (как и чем — никто не объясняет), а от «черного» пиара они защищены. Их теперь можно только хвалить, когда они за это заплатят: кто больше заплатит — того больше похвалят... Это и есть новая победа демократии, именем коей из–под прямого действия законов прямого действия уже давно выведены разные категории граждан, а покупается все или почти все. То есть законы в целом — это для бедных, а для небедных — главный закон: надо делиться (тогда тащить у народа или государства позволят сколько угодно). А главное право — избирать и быть избранным.

Виктор АНТРОПОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.