Гусинобродский рынок: модель депутата Кибирева

28 июня 2003 года исполнился год со дня выхода постановления мэрии Новосибирска №1441 «Об основных направлениях создания муниципального Гусинобродского торгово–имущественного комплекса». Суть предложенной мэрией концепции — на территории вдоль Гусинобродского шоссе создать полностью муниципальный рынок, где хозяином земли и торгово–имущественных комплексов (ТИК) будет являться мэрия в лице департамента по управлению имуществом Новосибирска.

Предпринимателям же с рынка предложено:
— продать муниципалитету контейнеры для организации временной торговли;
— по окончании договоров аренды сдать муниципалитету земельные участки для их консолидации;
— принять участие в строительстве ТИК за право аренды площадей в этих комплексах на пять лет.
В чем порочность предложенной мэрией концепции? Почему она не дала ожидаемых результатов? Ответ на эти вопросы и извечный русский вопрос «Что делать?» — вот тема предлагаемой статьи.

Концепция мэрии в конфликте с законом и моралью

Положение концепции мэрии (КМ), принуждающее предпринимателей продавать контейнеры мэрии, противоречит статье 179 ГК РФ. В соответствии с этой нормой не допускается заключение кабальных сделок, которые лицо вынуждено было заключить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась. Например, контейнеры (20 тонн), которые стоят не менее 30000 рублей, мэрия принудила под страхом непродления договоров аренды продать за... 2000 рублей. Сегодня в судебном порядке все контейнеры могут быть возвращены их владельцам (типовые заявления можно получить в некоммерческом фонде «Объединение рынков Сибири»).
Непродление аренды земли предпринимателям с целью их консолидации противоречит ст. 621 ГК РФ: «Арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок».
По иску ООО «Манэ» к мэрии арбитражный суд Новосибирской области 14 мая 2003 года решил «признать незаконными действия мэрии по отказу ООО «Манэ» в продлении договоров аренды занимаемых участков». Хачатрян Фрунзик Кярамович (один из учредителей ООО «Манэ») — единственный, кто выступил против беззакония мэрии (отказался продавать контейнеры) и последовательно защищает свои права в суде.
Мэрия, привлекая средства предпринимателей под строительство ТИК за право аренды этих комплексов, совмещает в одном лице функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, что противоречит ст. 55 Устава г. Новосибирска (от 25 октября 2000 г.). Зачет средств за право аренды является изобретением мэрии, противоречит ст. 100 Бюджетного кодекса РФ.
В целом концепция мэрии по реорганизации рынка путем консолидации земель, создания единого торгово–имущественного комплекса мэрии на территории вдоль Гусинобродского шоссе противоречит статье 7 ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для рядового потребителя отсутствие конкуренции будет в конечном счете означать следующее — низкое качество услуг и высокие цены на товары. А в общественном плане — чиновник из мэрии становится царем и богом на Гусинобродском рынке. К чему это приведет — к поборам, взяткам и мздоимству.
Дух и буква законов так или иначе отражают мораль общества. А нормативно–правовые документы, исходящие из мэрии, отражают мораль местной власти. Абсурдность и аморальность концепции мэрии для читателей будут понятны из следующей картинки.

Картинка

Чиновник: Эй, парень, богатый у тебя урожай — помидорчики, огурчики, лучок! Чай, на базаре хорошую выручку имеешь. Надо делиться! Домик продашь за 2000 рублей, и мы тебе разрешим его в аренду брать за 2000 рублей в месяц.
Садовод: Я что, похож на сумасшедшего?!
Чиновник: Это твои проблемы, а участок земли мы у тебя забираем и организуем муниципальный огород. Тебе же предлагаем снести щитовой домик и построить капитальный дом.
Садовод: За чьи деньги?
Чиновник: За свои построишь и передашь нам в муниципальную собственность. А мы тебе разрешим его арендовать. Кушать–то, наверное, хочется?
Садовод: Да, крепко ты меня прижал, муниципальный дармоед! Как мне семью–то прокормить? Можно поинтересоваться — какая будет арендная плата за дом и за землю и не продашь ли ты мой дом кому–нибудь другому? Он же будет в муниципальной собственности!
Чиновник: Ну, это наше дело! Впрочем, можем поторговаться. А урожай–то у тебя богатый, богатый...

Мэрия является лидером по теневым потокам на Гусинобродском рынке

Еще в начале 2002 года на Гусинобродском рынке, в который входили ОАО «Гусинобродское», «Славянский», «Манэ», «Мамон», «Невский», «СкинР», «Магазин N№6», «Радуга» и другие, теневой поток финансовых средств только за аренду 6000 контейнеров оценивался в 1,2 млрд рублей в год. Это те деньги, которые «пчелы»–предприниматели, непосредственно торгующие на рынке, платят за аренду контейнеров (от 20 — 30 тысяч рублей в месяц за один контейнер). Оплачивая аренду контейнеров «в черную» и не имея возможности списать аренду в затраты, также вынуждены работать «в черную», создавая и уводя из налогообложения приблизительно еще такой же поток, примерно 1,2 млрд рублей. Итого: 2,4 млрд рублей. И тогда я заявлял в «Новосибирских новостях» в 2002 году, что не верю в крокодиловы слезы мэра Новосибирска В. Ф. Городецкого в недостатке средств в бюджете. Наведите порядок на Гусинобродском рынке, и бюджет города пополнится не менее чем на четверть. И тогда, возможно, не понадобится «драть шкуру» с жителей Новосибирска, бесконечно повышая тарифы на коммунальные услуги. Но при встрече Владимир Филиппович дважды заявлял мне, что «теневые потоки — это не дело мэра, а сфера ответственности правоохранительных органов». Малоутешительная и спорная позиция, так как мэр должен отвечать за наполняемость бюджета и от позиции власти на Гусинобродском рынке многое зависит. Волна «наездов» на участников Гусинобродского рынка со стороны политиков, власти и особенно правоохранительных органов не прошла даром. Сегодня необходимо констатировать удивительную ситуацию. Частные рынки проводят всю арендную плату за контейнеры от 15 до 35 тысяч рублей «в белую» по следующей схеме: базовая фирма (арендатор контейнеров у мэрии) и четыре–пять фирм субарендаторов. Базовая фирма, платя мэрии аренду за бывшие «свои» контейнеры 2400 рублей в месяц, выставляет их в субаренду специально организованным фирмам за 5–6 тысяч рублей. А эти фирмы, зарегистрированные как малые предприятия, платят налоги 6% с оборота, сдают контейнеры предпринимателям–«пчелам» по полной цене «в белую». Учредители малых предприятий, оплачивая 13%, в свою очередь имеют официальные доходы и чисты перед законом.
Парадокс ситуации сегодня состоит в следующем: лидером по теневым потокам на Гусинобродском рынке является муниципальное предприятие ОАО «Гусинобродское» со 100%–ным уставным капиталом мэрии. Официально через бухгалтерию проходят 5–6 тысяч рублей за контейнер при реальной рыночной стоимости аренды контейнера в 25–30 тысяч рублей в месяц. А остальные деньги — разницу между рыночной и бухгалтерской стоимостью арендной платы — предприниматели–«пчелы» продолжают платить «в черную». Кому?!
Вот этот вопрос и хотелось бы задать господам руководителям из мэрии. Эти потоки достигают 50 млн рублей в месяц, 600 млн рублей в год!

Что делать?

28 июня 2003 года исполнился год со дня выхода постановления мэрии Новосибирска N№1441 «Об основных направлениях создания муниципального Гусинобродского торгово–имущественного комплекса», концепцию которого под флагом государственности и наполнения бюджета Новосибирска поддержали и депутаты горсовета. Подводя итог, вряд ли можно признать, что данное постановление конструктивно повлияло на сложившуюся ситуацию вокруг рынков на Гусинобродском шоссе. Не построено ни одного модуля широко разрекламированного торгово–имущественного комплекса. Ведутся и выигрываются судебные процессы против мэрии. По рынкам циркулируют слухи о взятках в особо крупных размерах чиновникам мэрии за продление договоров аренды. В ОАО «Гусинобродское» арендаторы контейнера официально платят только 6000 рублей за контейнер в месяц, и данное муниципальное предприятие является лидером по теневым потокам. Имеются человеческие жертвы, связанные с реорганизацией Гусинобродского рынка. Бюджет Новосибирска от теневых товарно–денежных потоков недополучает сотни миллионов рублей.
Ясно одно, что концепция мэрии не работает и требует существенного усовершенствования. Главное — необходимо официализировать и закрепить права исторически сложившихся арендаторов земли, организаторов Гусинобродских рынков. Необходимо не держать их в подвешенном состоянии, в полной зависимости от воли и желания отдельных чиновников мэрии, а активизировать их потенциал на созидательную деятельность и желание платить разумные налоги и не иметь конфликтов с законом. Такое решение существует (см. схему). На рынке наряду с ОАО «Гусинобродское» мэрией создается шесть дополнительных ОАО. Совместно с исторически сложившимися арендаторами. Первоначально в новые ОАО мэрия вносит в качестве вклада в уставный фонд земельные участки, по площади соответствующие сегодняшним пропорциям участников рынка (не обязательно те же самые земельные участки!). Мэрия является 100%-ным владельцем этих ОАО.
Далее решением горсовета 49% акций продаются исторически сложившимся арендаторам земли вокруг Гусинобродского шоссе. На эти деньги по проектам частных инвесторов мэрией строятся торгово–имущественные комплексы. Стоимость акций в 49% определяется размером участка земли и должна покрывать все расходы на строительство ТИК. ТИК принадлежит мэрии и сдается в аренду вновь созданным ОАО. Арендная плата напрямую идет в бюджет города, а не размазывается между бюджетами разных уровней.
В чем достоинство схемы, предлагаемой в качестве решения проблемы на Гусинобродском рынке?
Во–первых, сохраняется полный контроль городских властей за рынком. У мэрии 51% во вновь созданных ОАО и в собственности торгово–имущественные комплексы, которые сдаются в аренду и приносят максимум доходов в городской бюджет.
Во–вторых, происходит активизация предпринимателей — исторически сложившихся арендаторов земель Гусинобродского рынка. Они за свои деньги и по своим проектам строят ТИК. В то же время инвестиции предпринимателей гарантированы владением 49% земельных участков, находящихся в собственности ОАО. Наличие в собственности ОАО земли и инфраструктурных сооружений при жестком контроле налоговых и правоохранительных органов гарантирует «белые» схемы оплаты налогов во вновь созданных ОАО.
В–третьих, предложенная схема не противоречит законодательству, моральна по сути — предлагает баланс интересов власти и предпринимателей в создании в кратчайшие сроки цивилизованных рынков вдоль Гусинобродского шоссе. Все модули могут быть построены уже в 2004 году. В выигрыше от реализации предлагаемой концепции будут бюджет города Новосибирска, местные производители, малый и средний бизнес вокруг Гусинобродского рынка и, главное, жители Новосибирска.

Как осуществить смену или корректировку концепции мэрии?

Возможно, руководителей мэрии убедит в этом данная публикация. Зачем в преддверии выборов мэра Новосибирска иметь в противостоянии значительные силы в финансовом и организационном плане?
Депутаты горсовета после отпуска, в августе, отметят годовщину постановления N№1441 и призовут исполнительную власть к ответу. Какие результаты по реорганизации Гусинобродскогс рынка? Где торговые модули? Как идут судебные процессы против мэрии? Почему муниципальное предприятие ОАО «Гусинобродское» — лидер по теневым потокам? Не приведет ли всевластие чиновников на Гусинобродских рынках к новым человеческим жертвам? Насколько эффективна полностью муниципальная модель организации Гусинобродского рынка? И с точки зрения реальных платежей в бюджет, и с точки зрения привлечения инвестиций для строительства торговых модулей. И почему власть отвергает модель депутата Кибирева?
Участники и организаторы рынков осознают свои выгоды от предлагаемой модели организации рынков вдоль Гусинобродского шоссе и объединяются вокруг некоммерческого фонда «Объединение рынков Сибири» (тел. 24–11–31). И если мэрия реально воспримет критику в ее адрес и реально будет согласна на сотрудничество с общественностью, то разрешит вступить в эту ассоциацию муниципальному ОАО «Гусинобродское». Тем более, согласно предлагаемой концепции 49% акций этого предприятия также подлежат капитализации и сегодняшние владельцы теневых потоков вокруг ОАО «Гусинобродское» также заинтересованы в официализации своих прав (полагаю, что даже при сокращении доходов) и в развитии рынка.
Вступление ОАО «Гусинобродское» в некоммерческий фонд «Объединение рынков Сибири» — это критерий искренности для руководителей мэрии: хотят они сотрудничества с общественностью в вопросе наведения порядка на Гусинобродском рынке или же будут молчаливо продолжать политику «разделяй и властвуй», политику чиновничьего волюнтаризма и беспредела.
Цена вопроса — дополнительные налоговые поступления в бюджет в объеме до 2,4 млрд рублей в год, а это увеличение бюджета Новосибирска на четверть. Мэрия должна навести справедливый порядок на рынках Новосибирска путем установления баланса интересов государства и частных предпринимателей, пресечь коррупцию в своих рядах.
Прошу считать данную публикацию официальным депутатским запросом в мэрию Новосибирска.

Сергей КИБИРЕВ, депутат областного Совета

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.