Автобусные маршруты всё чаще превращаются в «американские горки»

Не так давно представители общественности, СМИ, армии и властных структур Новосибирской области взялись за обсуждение проблем национальной безопасности. Вопрос, как говорится, глобального значения и потому вызвал самую широкую дискуссию с выдачей различных «рецептов» лечения страны. Например, как обуздать в мире терроризм («давить и давить их — и только так»), как поправить надорванное здоровье россиян («надо физкультуру внедрять в быт»), как накормить досыта население («требуется государственная поддержка отечественному землепашцу») и т. п.

Значительно приблизил тему безопасности к каждому из нас один из участников дискуссии, депутат областного Совета (не станем называть имя — не в том суть, главное — обозначение жгучей городской проблемы), когда заговорил о пассажирских перевозках в Новосибирске. Дело в том, что в последнее время наблюдается обострение конкурентной борьбы среди водителей коммерческих автобусов на особо доходных маршрутах. Многие горожане тому свидетели: на одних направлениях автобусы ходят ни шатко ни валко, а на других устраивают настоящие гонки с превышением скоростного режима и норм загрузки. Зачем рисковать жизнью людей? Депутат заявил о поборах среди городских чиновников с частных перевозчиков за возможность поставить автобус на доходный маршрут. В итоге некоторые наиболее выгодные маршруты переполняются транспортом сверх меры, а частные перевозчики, чтобы рассчитаться с чиновником и выжить в жесткой конкуренции, гонят машины по улицам на пределе...
Депутат внес предложение: если факт коррупции и нанесения ущерба бюджету установлен, например контрольно– счетной палатой, — сразу увольнять чиновника с должности без права работать на территории Новосибирской области на государственных должностях.
А чуть позже тема нарушений норм безопасности на автобусных маршрутах прозвучала уже на селекторном совещании, которое вел председатель правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, заместитель главы правительства Владимир Яковлев. Он тоже считает, что автобусы в российских городах становятся опасны: в погоне за прибылью водители все чаще забывают о пассажирах за спиной, выезжают на маршрут без медицинского контроля. В ГИБДД даже регистрируются случаи выхода автобусов на маршруты с пьяными водителями... По стране за шесть месяцев 2003 года произошло более двух тысяч ДТП с участием водителей автобусов. В Ивановской области за допущенный рост аварий с автобусами уволили с должности начальника ГАИ.
...Одним словом, вечная проблема пассажирских перевозок в городе не исчезла — она лишь поменяла свой образ. Раньше люди в ожидании автобуса боялись замерзнуть — сегодня риск более серьезный: не поездка, а экстремальный спуск с «американских горок».
Нот как проследишь за каждым автобусом, если на многих маршрутах они принадлежат частным лицам? Глава семьи — за баранкой, жена «кондурит»... В правительстве сейчас обсуждают возможность закрепления коммерческих автобусов, в части обеспечения безопасности, за крупными автотранспортными предприятиями, имеющими развитую ремонтную базу, медицинский и линейный контроль. В том, что это надо обязательно делать, убеждают и цифры, характеризующие ситуацию на дорогах страны: в прошлом году 33 тысячи россиян погибли под колесами. В первом полугодии этого года погибли 12600 человек, ранения получили 94400. Среди них — 11 тысяч пострадавших детей. Социально–экономический ущерб по стране составил 71,5 миллиарда рублей. Рост основных показателей аварийности зарегистрирован во многих регионах России, в том числе и в Новосибирской области (68%). Приводя эти факты, Владимир Яковлев заявил: на дорогах России случилась национальная беда.
...Можно внимать трагическим цифрам статистики ДТП, а можно просто выйти на улицу и убедиться, что положение на самом деле ужасно. Нарушают законы дороги не только те лица, которые имеют водительские права, но и пешеходы — шагают, куда «душа позовет». Жизнь снова подешевела? В МВД для образовательных учреждений был подготовлен сборник учебно–методических пособий по освоению правил и навыков дорожной безопасности, но в учебном процессе он до сих пор не используется, а занятия по правилам дорожного движения сокращены до одного часа на весь учебный год. С другой стороны, решения областных комиссий по безопасности дорожного движения для местных органов самоуправления носят лишь рекомендательный характер. А еще нужны средства в бюджете для укрепления безопасности дорожного движения, которые тоже не предусмотрены законом. Значит, назрела необходимость наводить порядок на дорогах с самого «верха» — принятия соответствующих законов? Работа такая идет, но, как считают профессионалы, недостаточно полно, не охватывая все виды пассажирских перевозок.
Законы будут, но ведь есть и судебная власть, которая уже сегодня, сейчас может действовать эффективно, строго спрашивая с тех, кто творит беспредел на наших дорогах. Однако и суды пребывают в нерешительности: часто выносят неоправданно мягкие решения в отношении злостных нарушителей безопасности на дорогах.
О пассажирских перевозках довелось беседовать с руководителем областного департамента транспорта и систем связи Владимиром Никоновым, который подтвердил остроту ситуации по пассажирским перевозкам. Он вспомнил трагический случай в Барышево: директор школы привлек к перевозке детей на экскурсию в зоопарк частного предпринимателя. На одной из его «ГАЗелей» работал водитель, который за четыре месяца уже пять раз наказывался сотрудниками ГИБДД за различные нарушения правил дорожного движения. Более того, в момент поступления на работу такой «водила» не мог предъявить водительского удостоверения, которое было конфисковано милицией за передачу автомобиля в управление нетрезвому гражданину... В «ГАЗель» он «набил» 17 детей, гнал автомобиль с превышением скорости... В итоге — лобовое столкновение на трассе: 15 пострадавших.
Наверное, этот факт исчерпал чашу терпения областной комиссии по безопасности дорожного движения: было решено передавать материалы о нарушениях перевозчиками правил безопасности в межведомственную комиссию по контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок для принятия кардинальных мер. Такая комиссия занимается контролем уровня технического обслуживания автотранспорта, состояния здоровья водительского состава и т. д. А самое главное — в нее входят представители структур, которые имеют все полномочия по жесткому наказанию. Раз в две недели комиссия рассматривает работу отдельных автопредприятий области и города. Если итоги отрицательны, то владелец автотранспорта может лишиться лицензии на право заниматься пассажирскими перевозками. В перспективе областная комиссия намерена инициировать процесс усовершенствования областного законодательства в части усиления безопасности на дорогах. По мнению руководителя областного департамента транспорта и связи Владимира Никонова, в закон необходимо ввести специальный раздел, определяющий меру ответственности перевозчика, в том числе и за превышение норм загрузки автобуса. Сегодня предложения навести порядок на дорогах поступают в областную администрацию и от бизнесменов, которые тоже начинают понимать, что «дикая конкуренция» на дорогах светлых перспектив не имеет.
В отношении «черного рынка» выгодных маршрутов, которыми торгуют некоторые чиновники в городе, Владимир Никонов сказал, что в принципе картина обрисована верно, но невозможно говорить о коррупции, поскольку это — преступление, которое должно быть доказано правоохранительными органами. Пока же можно рассуждать лишь о видимой стороне проблемы: действительно, в Новосибирске плохо регулируется плотность транспортных средств, при определении маршрута не устанавливается норма транспортных средств, а еще маршрутная сеть автобусных перевозок в Новосибирске за последние годы претерпела значительную деформацию и дублирует другие виды транспорта. Краса и гордость Новосибирска, метрополитен загружен всего на 22%. Для кого и зачем строится метро?
Областная администрация не вправе вмешиваться в деятельность мэрии — свои ошибки город должен исправлять сам. Тем не менее, понимая, что машин в области и в городе с каждым годом будет все больше, в областной администрации поддержали инициативу руководства Западно– Сибирской железной дороги по созданию городской пассажирской железной дороги. Предполагается использовать железнодорожные пути, которые проходят по городу (порядка 80 километров). Можно будет, например, с Дзержинского района без пересадок электропоездом уехать в Академгородок. Главное — остановочные платформы построить. На эти цели уже в этом году из бюджета города и области выделяется по восемь миллионов рублей, равную долю средств направляет и железная дорога. По замыслу авторов проекта наземная железная дорога должна хорошо сочетаться с возможностями метро.
Наверное, в самом деле будет здорово кататься по городу на поезде! Планы грандиозные, но более прозаические дела не дают воспарить в мечтах: в области общие причины перегрузок транспортной сети дополняются медленными темпами строительства и ремонта автомобильных трасс. Среди них — в долгострой превратился северный объезд, медленно реконструируются транспортные развязки внутри города. Бывает, «скорая помощь» из–за «пробок» добирается до адреса вызова три часа... Но есть, правда, и обнадеживающие приметы: 1 сентября в Новосибирске открылся детский автогородок, в сельской местности в каждом медицинском пункте налажена диагностика здоровья водителей, появляются новые подобные пункты и в Новосибирске.

Алексей РУСИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.