Шайбу, шайбу!

Ну что, уважаемые, предновогодняя отставка Владимира Голубовича с поста главного тренера «Сибири» — нам с вами не подарок или наоборот?! На качество игры с ее организацией и настроением игроков она вроде не повлияла — тут все та же жажда борьбы со стремлением к боевой нулевой ничьей. Да и результаты такой игры не потрясают — все то же 13–е место... Впрочем, он же ушел не совсем — вроде как менеджером работает.

Уходя — уходи

А чем Владимир Васильевич был нам так дорог? Почему при унылой игре «Сибири» еще в прошлом году с трибун на лед летело: «Все вы там голубовичи»? Наверное, не оттого, что Голубович сильно напоминает Николая Эпштейна приверженностью к «механическому» заорганизованному хоккею, который звался у нас и рациональным, и просто антихоккеем. Это когда результата ради сами не играют и другим не дают. Когда говорят, что выиграть 1:0 лучше, чем 10:5. Так 30 лет назад играли в СССР лишь подопечные Эпштейна — к нему «антихоккей» попал от чехов, а он к нам пришел из «Химика». И «антихоккей» с собой захватил.
Было это холодной зимой 1975/76. «Сибирь» тогда снова билась в высшей лиге и почти сплошь состояла из мастеров спорта, бравших «золото» на молодежных чемпионатах мира. В том составе из нынешнего разве что Климовичу с Дударевым да Фомичеву место нашлось бы. В те времена «Сибирь» классных игроков раздавала: Дорощенко и Волченков украшали «Спартак» и ЦСКА в эпоху величия сих клубов, где блистали суперзвезды мирового уровня. А Жучок и Смагин играли в «Химике»...

Трус не играет в хоккей

К хоккею с шайбой в Новосибирске отношение всегда было крайне неоднозначное, если не хамски–дурацкое. Отцы города и области на полном серьезе подходили к арбитрам, по–партийному прямо прося тех судить правильно, чем даже во времена глухого застоя веселили глубоко социалистические массмедиа. А вот организовать хоккейное хозяйство без разворовывания или идиотизма они никак не могли или не хотели.
Наш ледовый Дворец спорта в начале 70–х не отапливался и имел лишь бетонные основания для сидений. Стекол не было, а мороз и ветер хозяйничали тут, как на улице. Но матчи «Сибири» собирали аншлаги даже тогда, когда она играла в лиге первой, соперничая со СКА МВО и пензенским «Дизелистом». От стояния на бетоне уже в первом периоде ноги даже самого рьяного болельщика начинали леденеть, а сердце принималось ныть, обещая остановиться от переохлаждения. А диктор надрывался, грозя замерзающим фанатам штрафами за распитие горячительных напитков и курение. Но никто (и ничто) не мог испортить людям праздника от общения с настоящим хоккеем в исполнении любимцев из числа своих, местных, выросших на здешних улицах...
Игроки отвечали болельщикам взаимностью — показывали хоккей искренний, вдохновенный. И катались–то они на обычных «канадах» («ледорубов» тогда еще и в проекте не было), и крюки клюшек–то тогда только начали загибать... Но кто из нынешних форвардов способен носиться по полю и финтить так, как Яковлев, Небольсин или Барабанов?! Кто из защитников, до посинения отрабатывающих «стандартные положения», может щелкать по чужим воротам от синей линии так, как Митраков, Новоженин или Перегоедов?! А кто может выдумать в «Сибири» тройку лучше, чем Гутов — Углов — Самохвалов (коим поиграть вместе толком и не удалось)?!. Зато с тренерами во все времена тут было туго.

Коней на переправе...

Коренного новосибирца Виктора Звонарева, воспитавшего чуть ли не всех местных кумиров, оценили и востребовали не вполне. Новосибирец Виталий Стаин, отыграв в московском «Динамо», успешно тренировал даже главную минскую команду. И только в Новосибирске не сложилось... Завершив в «Сибири» карьеру игрока, Владимир Золотухин становился у «руля» родного клуба не раз. Он вывел команду в высшую лигу, где та холодной осенью 75–го начала раскатывать грандов — ЦСКА, «Спартак», «Крылья»... Правда, затем почему–то нелепо сливала матчи главным конкурентам–середнякам, но она играла... И вот тут в чью–то провинциально–властную голову забрела прямо–таки пагубная мысль: среди сезона срочно заменить главного тренера. И Золотухин уступил место Эпштейну. А тот сразу начал менять лихой романтический хоккей в исполнении мастеров–«артистов» (ради коего люди мерзли в ЛДС) на свой «антихоккей», который в СССР ненавидели тогда тем больше, чем больше преуспевали в нем чехи, вымучивавшие игры у советских кудесников.
И очень скоро от «золотой молодежи» (триумфаторов молодежных чемпионатов мира и Европы) в «Сибири» не осталось практически никого. Команда «посыпалась», а на ее «осколках» средь знойных песков Средней Азии вдруг расцвел ташкентский «Бинокор» (каких чудес не бывает!), тренируемый нашим же земляком. На замену им в наш клуб пришли однообразно–серые мужики из дремучих клубов, не склонные к импровизациям, но упрямо шедшие «на таран» и четко исполнявшие установки тренера. Эпштейна из клуба убрали достаточно быстро, но еще лет десять потом люди рассуждали о том, чем было его назначение в «Сибирь» — диверсией или архиглупостью. Версию диверсии объясняли экономически: мол, в высшей лиге мы дальше всех от столицы — к нам москвичам летать долго и накладно. И с тех пор смотреть наш хоккей стало скучно, а после ухода Барабанова (самого молодого из первых, коренных) — невыносимо.
К слову, во вторую (армейскую) команду города в ту пору также приглашались работать сверхзвезды — Александр Рагулин и Игорь Ромишевский. И что? И ничего. Теперь такой команды вообще нет. Но не с них, а именно с Николая Симеоновича (Эпштейна) в местном хоккее взяло отсчет настроение, словно ребята на льду мучаются. Хотя в ту пору отыграть матч со счетом 0:0 казалось немыслимым — разве если без клюшек играть...

«Встреча людей без родины с людьми без совести»

Тем очаровательнее, что в текущем первенстве счет 0:0 у «Сибири» чуть ли не самый популярный (сколько игр так откатали?). Но даже тогда, когда голы забиваются, нередко кажется, будто наши играют без клюшек. Бегают от борта до борта, куда–то с треском врезаясь или под шайбу падая. Ни финтов, ни ложных замахов, ни эффектных бросков. А когда вдруг как–то красиво и результативно выиграли, их пытать начали: с чего, мол, вы сегодня так раздухарились? А герой матча Дударев, накидавший голов–красавцев, возьми да и ответь: дескать, сегодня тренер нас установками не сковывал, а сказал, чтобы мы играли в свою игру...
И после следующего же тоскливого проигрыша Голубович ушел. Как к этому относиться? Так же, как он сам относился к уходу тех, кого любили болельщики «Сибири»? Да, разогнав новосибирцев из новосибирской команды, он еще и разъяснил нам, что не так мы понимаем патриотизм. Что не тот наш патриот, кто родился и вырос рядом. А тот, кто за наш престиж сражается с рвением и тщанием. И добивается результата (очевидно, 0:0 — тот самый результат?!)... И хотя такого результата, как при Голубовиче, мы не видели при Эпштейне, не будем преувеличивать роль личности в истории. Засилием у нас «антихоккея» мы обязаны все же не столько им, сколько общему переходу к рынку, переводу спорта на профессиональные рельсы со взаимным проникновением разных хоккейных школ. В РФ, заметьте, едут преимущественно чехи. И тренировать, и играть. А отечественная «нива» оскудела: с тех пор как игра в шайбу перестала быть удовольствием и стала средством добычи денег, на ней ничего выдающегося не растет. Наши клубы–чемпионы проигрывают кому попало, кому и «Сибирь» ранее не проигрывала. А в сборную и приглашать некого. Уровень «звезд» российского современного хоккея несопоставим с уровнем даже «последних из могикан» сборной СССР — Макарова, Ларионова, Крутова. После ухода которых и в масштабе страны смотреть стало не на что. Исполнителей для хоккея феерического просто нет — остается «антихоккей»?

Согласимся на ничью?

Ладно, не будем размазывать кашу по столу. Что потеряли — уже не вернешь, а того, что было, не повторить уже никогда. И большой хоккей теперь — часть большого бизнеса с отмыванием денег. Потому рассусоливать о патриотизме тут можно чисто условно. А душу рвать в «болении» и вовсе неуместно. Но вот фильм про то, как постоянный претендент на губернаторство Иван Стариков возрождает хоккей в области, — это пропаганда хоккея или наоборот? Нам показывают по сей день, как во время последней предвыборной кампании сей мэн выводил на лед сборную звездных ветеранов СССР (типа Кузькина, Якушева) — играть со стариками «Сибири». Хотя для него самого даже в «Сибири» даже в худшие времена место вряд ли нашлось бы. Понятно, это — фильм–сказка. Но чего от него больше — пользы или вреда? Не оттого ли наш хоккей и пребывает в вечно жалком виде, что им занимается кто попало? И в каких попало целях. А СМИ помогают «слезу вышибать»: дескать, это же все для пацанов, во дворах с клюшками бегающих.
Действующий облглава поднимает хоккей по–другому. Вот открылся второй каток с искусственным льдом. Но второй такой каток у нас уже был — на левом берегу. Там и команда создавалась дочерняя. Где все это? Все прахом пошло. А почему? А потому, что кадры решают все. И пока наш хоккей не возглавят спецы, но не сказочники, любящие хоккей в себе, а не себя в хоккее, бессмысленно строить новые коробки и приглашать амбициозных тренеров. Результат все равно будет 0:0...

Виктор АНТРОПОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.