Народная физкультура

Наверное, вы знаете, что в школе уроки физической культуры именуют пренебрежительным словцом «физра». «Пойдешь на «физру?» — Не–а, лучше в «футболян» погоняем.» Абсурдный диалог? Нет. Действительно трудно гореть желанием посещать уроки предмета, который и называется–то так противно: «физра».

Как же так случилось, что немногие часы, отведенные в школе на совершенствование тела, превратились в необязательный, нудный и обременительный как для педагогов, так и для учеников довесок к «настоящим» предметам — гуманитарным и точным наукам? Осмелюсь предположить, что иначе произойти и не могло, ибо сам стиль, смысл и методика преподавания физкультуры в школе отвращают от нее большинство ребят и девчонок. Между тем, отсутствие физической культуры дает о себе знать уже через четыре–пять лет после окончания школы. Еще более жесткий по сравнению со школой ритм обучения в институте или нагрузки производства делают свое дело и... Большинство хронических болячек, мучающих нас всю жизнь, мы приобретаем еще в юности; старательно закладываем основы своих недугов, хотя могли бы заниматься прямо противоположным — созиданием фундамента телесного здоровья и долголетия.
За год учебы дети должны научиться быстрее бегать, дальше прыгать, больше подтягиваться и т. д. И вот наступает конец года. И снова нужно сдавать нормативы, демонстрируя свои спортивные успехи. Но чудо! После года занятий ученики, как правило, показывают результаты худшие по сравнению с началом года. Изнанку это «чудо» имеет простую. За три месяца летних каникул дети успевают вволю отдохнуть, передраться, набегаться, набеситься (тем более что многие уезжают на природу — на дачу и в деревни). К первому сентября ребята приходят в неплохой физической форме. При сдаче осенних нормативов их тела выплескивают энергию, накопленную за лето. А дальше — дальше за время учебного года, проведенного в согбенном виде за учебниками и телевизором, они полностью теряют контакт со своим телом, со своими детскими мышцами и сухожилиями. И никакая «физра» не спасает от гиподинамии.
Не следует забывать и о том, что физическая культура — один из немногих предметов, традиционно преподаваемых мужчинами (хотя я знаю и прекрасных учителей физкультуры — женщин). Это особенно важно, ибо подтянутый, интеллигентный (да–да, в понятие подлинной спортивности входит и интеллигентность в лучшем значении этого слова), способный многое продемонстрировать на личном примере учитель может послужить ролевой моделью для мальчиков и сформировать образ настоящего мужчины у девочек. Именно мужчина–учитель должен стать авторитетом и защитником для таких детей, именно он должен привить им вкус к справедливой силе. К сожалению, в сознании многих из нас — родителей или собирающихся стать таковыми, живет пренебрежительное отношение к культу телесного совершенства. Мы считаем само собой разумеющимся приоритет духовного над физическим, и в мыслях не допуская, что это грубое «физическое» не только может, но и должно быть в тонкой гармонии с этим подчас весьма смутно понимаемым «духовным». Отсюда и поговорочки типа: «Были у отца три сына, двое умных, а третий — спортсмен». Для меня такой образ мыслей — один из самых отвратительных вариантов обывательщины и косности. Спорт превозносили и практиковали величайшие сыны человечества. От философа и борца Платона до поражавшего однополчан в годы крымской войны недюжинной силой Льва Толстого. А что теперь? Откройте газеты — трем четвертям юношей призывного возраста медкомиссии ставят диагноз: «дефицит общей массы тела». Это значит — дистрофия, отсутствие мышц. Это, в свою очередь, означает резкое снижение сопротивляемости болезням, ослабленную выносливость, неспособность к полноценному труду. Прибавьте к этому, что все подростки выпивают и каждый третий пробовал наркотики. Картина рисуется просто чудовищная.
Вопросы, горькие вопросы... Одним из ответов на них может послужить создание подлинно массового движения к здоровью в стране. Движения, которое можно будет назвать «Народная физкультура». К делу пропаганды физической активности необходимо привлечь большое число спортсменов, людей, наделенных в равной мере талантом и честолюбием. Если обратиться к удачному опыту других, то хочу напомнить о заслугах на этом поприще Арнольда Шварценеггера. В 1990 году г–н Шварценеггер стал Председателем Президентского Совета по физической культуре в администрации Джорджа Буша. Фактически министром спорта США. На этом посту он добился очень многого. В своем первом выступлении он заявил: «Около 55 процентов девочек от шести до семнадцати лет и 25 процентов мальчиков от шести до двенадцати лет не могут подтянуться. Когда я рос в Австрии, все школьники ежедневно один час занимались физической подготовкой. Один философ как–то сказал: «Пусть мир станет лучше, и пусть это начнется с меня». Подумайте об этом. Отношение каждого из нас должно помочь всем юным стать физически здоровее. Если ребенок растет в семье, где толстая мать, толстый отец, и все они сидят перед телевизором и просто жуют гамбургеры и жареную картошку, этот ребенок вырастет и будет делать то же самое».
Он произвел реформу школьного преподавания физкультуры — отныне каждый ребенок может сам выбирать, каким видом физической активности ему заниматься. Захочет — будет бегать, захочет — будет плавать в бассейне или тренироваться с гантелями. Естественно, все эти занятия проходят под контролем учителя–тренера. Также Шварценеггер подчеркивает большую социальную роль массового спорта.
Вот что он сказал в интервью журналу «Black Belt»: «Мы начали свою деятельность с Лос–Анджелеса, назвав это Inner– City Games. Inner–City Games — спортивные соревнования для городских детей, которые не могут себе позволить записаться в платную секцию. Inner–City Games огромны — это более ста тысяч детей в одном Лос–Анджелесе. Теперь мы организовали это в пяти других городах, а в следующем году планируем охватить еще пять. Это быстро развивающаяся вещь. Если им нечего делать — они шатаются по улицам. Там они продают наркотики и занимаются другой ерундой вроде этого. ICG дает им шанс заняться спортом. Это — движитель, c помощью которого можно вернуть детей назад и помочь им стать конструктивной, а не разрушительной частью общества».
Все верно. Единственное горькое отличие: наши дети в основном страдают не от ожирения, как юные американцы, но от дистрофии.
Многие родители (особенно это касается «гуманитарных» семей) боятся подвергать своих чад физическим нагрузкам, полагая, что юные гуманитарии слишком нежны и ранимы для таких «грубых» занятий, как спорт и физкультура. Они также часто полагают, что физические упражнения притупляют чувственное восприятие мира (помните презрительное: «...а третий сын — спортсмен»). Не могу отчасти не согласиться с этим. Да, когда жизнь проходит под знаком постоянного улучшения навыков прыгания или битья груши, это в определенной степени отупляет. Для того чтобы этого не происходило, необходимо сделать физкультуру подлинно культурной дисциплиной, соединив в рамках школьного курса практические занятия (с возможностью выбора вида спорта) с курсом истории Олимпиад, истории русского спорта. Автор этих строк специализируется на изучении русского атлетизма, и право, какие яркие и интереснейшие личности составляют его историю. Как интересно можно об этом рассказывать детям!
В заключение хочу напомнить слова Тацита из «Разговора об ораторах»: «Не быть больным — этого еще мало: мне по душе человек крепкий, веселый, бодрый; недалеко ушел от слабосилия тот, в ком хвалят лишь его здоровье».

Занятия физкультурой снижают детскую заболеваемость на 10–15 процентов

Об этом на конференции «Здоровый образ жизни школьников» заявила главный врач физкультурного диспансера Виктория Данилова–Перлей. По ее словам, «ребенок развивается, когда получает достаточное количество движений, а у нас в стране идет тенденция к детской адинамии».

Г–жа Данилова–Перлей отметила, что в школах занятия физкультурой стали подменяться другими предметами. «Детей проще освободить от физкультуры, чем с ними заниматься», — подчеркнула врач. По ее мнению, в каждой школе должен быть врач, который бы знал свой контингент детей, чтобы не было ненужных освобождений. При этом физкультуру должны преподавать два педагога: один — в группе со здоровыми детьми, другой — у детей с ослабленным здоровьем, сообщает ИА «Росбалт».
5баллов.ru

Лазером — по успеваемости

В пятидесяти образовательных учреждениях Москвы начался эксперимент по физиологическому нормированию школьников.
К началу второй четверти 50 столичных школ оснастили спецтехникой для постоянного контроля за здоровьем детей. Если эксперимент окажется удачным, а тонкое оборудование — достаточно надежным, чтобы оправдать миллионные затраты на его производство и установку, школьные врачи будут независимо от педагогов давать рекомендации родителям и контролировать успеваемость каждого ребенка. Специалисты главной методологической структуры столичного департамента образования — Московского института открытого образования (МИОО) — решили доказать, что школа не так опасна для здоровья, как принято считать.
Суть эксперимента заключается в оснащении школьных медпунктов специальными медицинскими аппаратами. Лазерный корреляционный спектрометр (ЛКС) биологических жидкостей исследует пробы ротоглоточных смывов, мочи, легочного конденсата; артериокардиоритмограф (АКР) выводит кардиограмму, измеряет артериальное давление и вегетативную регуляцию сердечной мышцы; компьютерный измеритель движения (КИД) регистрирует функцию центральной нервной системы, двигательную активность и моторику руки, что тесно связано с такими психологическими показателями, как внимание, память и интеллект. Аппараты просты в управлении и довольно компактны, поэтому легко помещаются в медицинском кабинете, так что школы могут постоянно держать руку на пульсе учеников.
— Мы одними из первых стали проводить саногенетический мониторинг. Сначала вместе с родителями и психологами составляли индивидуальные программы здоровья детей, потом закупили ЛКС, АКР и КИД. За время проведения саногенетического мониторинга общее число заболеваний снизилось на 30%, — рассказала «Известиям» директор школы N№1240 Татьяна Щипкова.
В школе N№1240 у каждого ученика есть свой паспорт здоровья. К аппаратам школьников приглашают в зависимости от того, что медики и учителя хотят проследить. Если, например, необходимо посмотреть развитие ребенка в данном классе и в данный момент, то делаются весенний и осенний мониторинги.
— Приборы отражают объективную реальность, по результатам которой можно давать конкретные физиологические рекомендации. Будь то фитотерапия, плавание, дыхательные упражнения, — прокомментировала методику физиолог школы N№1240 Анастасия Боголюбова. — Аппараты также показывают, испытывает ли ребенок в ходе образовательного процесса перегрузку или, наоборот, он явно недогружен. А это куда опаснее.
Как правило, педагоги замечают либо хулиганов, либо отличников. С середнячками сложнее. На тех, кто учится на четыре, особо не шалит, не всегда обращают внимание. Но может оказаться так, что у неприметного хорошиста есть огромный потенциал, и чтобы его развить, необходим толчок.
Из пятидесяти школ, пожелавших участвовать в эксперименте по саногенетическому мониторингу, десять не оснащены специальными медицинскими аппаратами. В остальных техника закуплена на средства самих школ (считай — родителей). О госфинансировании проекта разработчики пока только мечтают — цена комплекта лазерных диагностических аппаратов зашкаливает за $10 тысяч.
— А теперь разделите эту сумму на количество детей в школе и объем работы, которую выполняют аппараты, и получится, что это всего 50–70 рублей с человека в год, — подсчитал соавтор проекта по физиологическому нормированию школьников, проректор по научной работе Московского института открытого образования Валентин Носкин. — Если таких приборов будет не 10, а 100, то и стоить они будут соответственно около 100 долларов.
Сейчас МИОО пытается расширить рамки эксперимента и выдвинуть его на общероссийский уровень. Впрочем, пока создатели медтехники проигрывают борьбу за бюджетные заказы. Если московские чиновники на эксперимент по внедрению лазерной диагностики пошли легко, то в регионах не настолько любят московских ученых, чтобы с их помощью заботиться о здоровье своих детей.

Известия науки

Надо быть сильным

Младший школьный возраст — наиболее благоприятный для занятия многими видами спорта. Именно в этом возрасте легче всего привить ребенку любовь пусть и не к спорту как таковому, но к физкультуре. Ребенок, увлекшийся физкультурой, спортом, в дальнейшем будет развиваться более гармонично, чем его сверстники, в том числе и интеллектуально. Мало кому известно, что еще во времена СССР ученые проводили исследования среди спортсменов–боксеров, результаты которых показали, что юные боксеры учатся лучше своих сверстников из контрольной группы, что, возможно, связано с более высокой дисциплинированностью, которую, как известно, неплохо развивает спорт.
В то же время во многих семьях, в которых физическая культура занимает далеко не последнее место, дети не ходят в спортивные секции, однако под руководством родителей активно занимаются физкультурой: бегают трусцой, подтягиваются на перекладине, отжимаются от пола и так далее. Активно — значит каждый день или через день — не реже. При этом по времени занятия физкультурой длятся у них, как минимум, один час. По мнению многих отечественных ученых, в частности, доктора педагогических наук, профессора В. Г. Никитушкина и кандидата педагогических наук, доцента В. М. Коняхина, такая форма занятий способствует наилучшему укреплению здоровья, воспитанию физических качеств, позволяет проводить четкую спортивную ориентацию на конкретные виды спорта.

Данила ДУБШИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.