Ислам и терроризм — вещи несовместимые?

Ислам — самая молодая из мировых религий. Термин «ислам» означает «подчинение» воле Бога, а того, кто подчиняется, называют «муслим» (отсюда «мусульманин»).

В настоящее время ислам распространен на большой территории России среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедуют до 20 млн человек на Северном Кавказе, в Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии и Марийской Республике, Астраханской, Пермской, Нижегородской, Свердловской областях, в Москве, Санкт–Петербурге, в ряде городов Сибири и т. д.
В Новосибирске первая мусульманская религиозная организация появилась не так давно, но на ее базе уже создано десять культурных центров, построена мечеть, и уже имеются планы по строительству новой мечети в Ленинском районе.
Ни для кого не секрет, что в наше тревожное время у многих людей слово «ислам» ассоциируется с понятием чеченского терроризма. А эта проблема стоит в Новосибирске по–прежнему остро. Идеологическая война с неверными перестает быть просто идеологической, и в силу вступает оружие. О сочетании принципов ислама с действиями экстремистов мы попытались выяснить у имам–хатыба городской мечети Накипа Шакирзянова.
— Накип Шакирзянович, ислам часто называют воинствующей религией...
— Сама этимология слова «ислам» обозначает «мир». Ислам просто оказался прикрытием в борьбе противостоящих сил за власть, эта мировая религия превратилась в средство реализации частных интересов. Здесь не обходится без «помощи» СМИ, которые нередко терроризм называют «исламским» или «мусульманским». В Чечне долгое время существовало ошибочное мнение, что только при условии абсолютной независимости республики можно вернуться к основам ислама. Тем не менее исламская идея имела место не только в период российско–чеченских войн, но довольно активно эксплуатируется и сейчас. Эта религия являлась главным средством самоидентификации чеченцев и, к сожалению, приобрела значение оппозиционности современному российскому государству и христианской цивилизации в целом.
— Каким образом разграничиваются понятия «джихад», то есть «священная война», и «газават»?
— Джихад — борьба за ислам — состоит из трех степеней. Первая — самая сложная, это борьба с самим собой, нужно идти против желаний души. Вторая степень — идеологическая борьба за ислам. И третья — газават — война с оружием, но осуществляется она только в том случае, когда нападают на твой дом, идут против твоего государства. Непременным условием веры было ведение священной войны. Современный ислам, за исключением исламских сект, более умерен. Сейчас ведется только идеологическая война.
— Чем можно объяснить возникновение такого явления, как религиозный фанатизм?
— В годы сталинского террора погибло от 30 до 50 тысяч мусульманских священнослужителей — почти вся исламская духовная элита. На их места были поставлены некомпетентные люди, которые неправильно трактовали вероучение ислама — отсюда и возникла проблема религиозного фанатизма.
— Как вам удается поддерживать мусульманскую культуру в нашем городе?
— По воскресеньям в Доме знаний, организованном при мечети, проводятся занятия по изучению татарского и азербайджанского языков. Важно, чтобы люди не забывали свою культуру и язык. При мусульманской организации издается своя газета «Истина Сибири» с тиражом две тысячи экземпляров. Также ведется активная религиозно–просветительская работа среди населения. На радио и телевидении читаются проповеди. В данный момент в городе насчитывается уже около 300 тысяч мусульман, из них более двух тысяч — прихожане этой мечети. По 10 — 12 человек приходят каждый день на молитву, а в пятницу это число достигает 500 — 600 человек.
— В последнее время русские люди довольно активно принимают мусульманство. Каким образом осуществляется переход в эту веру?
— Нужно произнести шахаду. Слово «шахада» означает «свидетельствовать». Во время этого ритуала человек произносит: «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед — пророк его». Искренне произнести шахаду — все, что требуется от человека, чтобы стать мусульманином. Бывали случаи перехода в мусульманскую веру и русских, и украинцев, и армян, и евреев. Но не было случая, чтобы мусульманин перешел в другую религию. Русские при этом крепче соблюдают исламские законы.
— Чувствуете ли вы негативное отношение жителей города к мечети?
— Чеченская война принесла исламу только вред, а ведь это не воинствующая религия. У наших прихожан появились проблемы с правоохранительными органами. Скинхеды иногда кидают в мечеть камни, жители окрестных домов постоянно жалуются на то, что призыв к молитве слишком громкий. Тем не менее у новосибирских мусульманских организаций нет никаких проблем с финансированием. Активно помогает администрация города, существуют и частные спонсоры.
— Что вы делаете со своей стороны, чтобы урегулировать проблему терроризма?
— На проповедях говорится, что ислам не поддерживает терроризм, что нельзя убивать людей...

Мария УСОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.