В вопросе безопасности мы по одну сторону баррикад

Минувший год принес много изменений в нелегкую жизнь российских автомобилистов: обязательную страховку, транспортный налог, изменения в Правилах дорожного движения и т. д. Новый 2004 год также сулит автомобилистам много интересного: ужесточение наказания за неуплату штрафа, возрождение штрафстоянок и эвакуаторов, снятие государственных регистрационных номеров, запрещение парковки на тротуарах и т. д. и т. п.

Насколько все эти меры изменили нашу жизнь в лучшую сторону, и как они влияют на нашу с вами безопасность? О проблемах новосибирских автомобилистов, их взаимоотношениях с ГИБДД мы беседуем с главным госавтоинспектором Новосибирской области, полковником милиции Юрием ЗВЯГИНЦЕВЫМ.

В минувшем году с участием детей произошло 419 происшествий, что на 28,9% больше, чем в предыдущем. В этих авариях погибло 27 детей — рост погибших составил 22,7%, травмы получили 439 детей, что на 36,8% больше уровня 2002 года.

Сухой остаток

— Юрий Кузьмич, с какими результатами ваша служба закончила минувший год?
— Смотря с какой точки зрения оценивать нашу работу. Минувший год был непростым для всех нас: мы имеем рост аварийности практически по всем показателям. В то же время хочу сказать, что наши сотрудники в минувшем году работали в более напряженном ритме как по предупреждению дорожных происшествий, так и в целом по обеспечению безопасности дорожного движения.
Если оценивать поведение участников дорожного движения, то в 2003 году поведение водителей на дорогах было отвратительнейшее. Как итог мы имеем 645 загубленных жизней на дорогах только Новосибирской области. Это результат небрежного отношения к ПДД, к правилам безопасного поведения на дорогах, причем как водителей, так и как пешеходов.
— Суммируя результаты вашей работы, скажите, чего удалось добиться вашей службе в минувшем году, а о чем вы жалеете, что не удалось выполнить из задуманного?
— Главное достижение — мы, по крайней мере, не допустили хаоса на дорогах. Стоит отметить, что в минувшем году рост аварийности и тяжести последствий произошел практически по всей России. И Новосибирская область выглядит неплохо среди других регионов, находясь по показателям аварийности в середине списка.
В целом сотрудники ГИБДД в минувшем году работали лучше, но с учетом поведения водителей и пешеходов результаты статистики оказались хуже в сравнении с предыдущим годом.
К сожалению, нам пока не удалось переломить сложившийся у наших граждан ложный взгляд, что водители и сотрудники ГИБДД находятся по разные стороны баррикад: мы нарушаем, а они нас ловят, штрафуют.
Надо сломать этот стереотип. Мы все находимся по одну сторону баррикад, и наша общая цель — не допустить аварий на дорогах. В конечном итоге это нужно не только ГИБДД, а обществу в целом. И каждый водитель, выехав на дорогу, обязан беспокоиться как о своей безопасности, так и о безопасности окружающих. А для этого требуется немного — быть внимательным и соблюдать ПДД. Мы все должны беспокоиться о своей и общей безопасности.

Корень зла

— Исходя из вашей статистики, последующие три года отмечается неуклонный рост аварийности. В чем причины, и почему вашей службе не удается переломить ситуацию?
— Я могу перечислить множество объективных и субъективных факторов, негативно влияющих на рост аварийности: неуклонный рост транспорта, неразвитая улично–дорожная сеть, неудовлетворительное содержание дорог и т. д. и т. п. Однако это факторы вторичного порядка. Главные причины — это безответственное отношение участников дорожного движения к своей безопасности, пренебрежительное отношение к своей жизни и жизни окружающих, к Правилам дорожного движения, это такие грубейшие нарушения, как пьянство за рулем, нетрезвость пешеходов, превышение скорости, выезды на полосу встречного движения, пренебрежение дорожными и погодными условиями. В этом я и мои коллеги видим корень зла.
— В последние годы отмечается неуклонный рост аварийности, связанный с употреблением участниками движения алкоголя и наркотиков, а также все чаще фиксируются случаи, когда виновники ДТП сбегают, не оказав помощи пострадавшим. Имеются ли у Госавтоинспекции реальные рычаги воздействия на тех, кто привык грубо и беспардонно нарушать закон?

В минувшем году сотрудники ГИБДД зарегистрировали 460 дорожно–транспортных происшествий, где водители скрылись с места аврии. Это на 21,7% больше, чем год назад. В 301 случае (из 460) такие, с позволения сказать, водители были установлены, при этом удельный вес раскрытых происшествий составил 65,4%. То есть практически две трети водителей, удравших с места происшествия, понесли наказание в соответствии с законом.

— Вы совершенно правы: пьяных на дороге стало больше. За минувший год произошло 451 происшествие с участием нетрезвых водителей. Это почти на 40% больше, чем в предыдущем году. А всего инспекторы задержали 28,3 тысячи водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения. Думаю, что, вовремя остановив таких горе–водителей, наши сотрудники спасли не один десяток жизней.
Еще один тревожный факт, который свидетельствует о болезни нашего общества: стало больше водителей, которые скрываются с места происшествия, не оказав помощи пострадавшим. В минувшем году таких происшествий (на языке правоохранителей они называются «неочевидными») было зарегистрировано 460. Обычно скрываются с места происшествия подвыпившие водители, сбившие пешехода: страх перед неизбежным наказанием заглушает последние остатки совести. Причина такого, с позволения сказать, поведения очевидна — это скотское отношение людей друг к другу. Последний случай, получивший широкий резонанс, произошел в конце минувшего года на улице Титова. Водитель джипа «Чероки» сбил насмерть трех женщин и даже не остановился. Машину и виновника наши сотрудники нашли, сейчас идет следствие, и я уверен, что суд воздаст виновнику по заслугам. С моральной точки зрения — это серьезный урок для тех, кто привык нарушать писаные и неписаные законы.

Как отмечают сотрудники ГИБДД, главной причиной дорожных аварий по–прежнему остается грубое игнорирование водителями и пешеходами Правил дорожного движения. Как свидетельствует неумолимая статистика, недисциплинированные водители попадают в аварии по следующим причинам:
— превышение скорости либо несоответствие скорости дорожным условиям — 988 происшествий (+52,7%);
— выезд на полосу встречного движения — 367 происшествий (+9,2%);
— управление транспортом в состоянии опьянения — 451 происшествие (+39,6%), что составляет 13,3% от общего числа дорожных происшествий или 19,7% от числа ДТП по вине водителей;
— несоблюдение очередности проезда — 224 происшествия (+17,9%).
Из–за неудовлетворительных дорожных условий было совершено 927 происшествия, что практически на четверть (24,4%) больше, чем было годом ранее.


Я думаю, что последние изменения административного законодательства позволят нам восстановить ранее утраченный механизм воздействия на тех, кто привык грубо и беззастенчиво попирать закон, разнузданно вести себя на дорогах, употреблять спиртное. Они почувствуют на себе адекватность мер воздействия, и принцип неотвратимости наказания будет восстановлен.

Безопасность — проблема общая

— Как никогда прежде, сейчас инспекторы ДПС стали обращать внимание на нарушение ПДД пешеходами. С чем связано столь повышенное внимание к пешим участникам движениям?
— Горожане, вероятно, заметили, что инспекторы ДПС на закрепленных участках активно работали с пешеходами: пресекали переходы улиц в неустановленных местах, вели профилактические беседы. Работа с пешеходами сегодня — острейшая необходимость и вызвана ростом ДТП с их участием. В Новосибирске 77% от всего числа ДТП — это наезды на пешеходов. Причем количество аварий с участием пешеходов из года в год растет. Причины такого поведения я назвал выше — пешеходы путают проезжую часть с тротуарами.
— Как складывается ситуация с детским дорожным травматизмом, и насколько адекватны меры, предпринимаемые властями по решению этой проблемы?
— Среди участников дорожного движения дети и старики — самые беззащитные категории. И в необъявленной войне на дорогах они страдают в первую очередь. В минувшем году в дорожных авариях мы потеряли 27 детей. Их гибель полностью лежит на совести взрослых. Ребятишек либо вовремя не остановили, либо не научили поведению на дороге.

Всего за минувший год инспекторами ДПС на линии было выявлено и пресечено 757,6 тысячи нарушений Правил дорожного движения, из них 73,2% нарушений относятся к грубым. То есть это те нарушения, которые обычно приводят к дорожным авариям, а именно:
— 190817 фактов превышения скорости;
— 28336 водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения;
— 93584 факта нарушений ПДД пешеходами.


Обращаюсь ко взрослым: прошу вас, правильно оценивайте свое поведение, когда вы берете детей в дорогу.
У нас нередко случается, когда мамаша садится на переднее сиденье и берет на руки годовалого ребенка. Она почему–то не может или не хочет понять, что при экстренном торможении она своим телом спокойно может задавить ребенка о переднюю панель автомобиля. Бывает, что и папаша садится пьяный за руль и берет с собой в дорогу маленького сынишку. Чего тут ожидать, если родители, чей долг любить и защищать своих чад, сами же подвергают детей неоправданному риску?
Обучение и воспитание детей — проблема общая. Здесь задействованы семья, школа, органы власти. Конечно, хотелось бы, чтобы профилактике дорожной безопасности уделялось больше внимания. Однако этот вопрос зависит от финансирования. Надо отдать должное и сказать «спасибо» администрации Новосибирской области, лично губернатору Виктору Толоконскому в том и за то, что в прошлом году у нас в Новосибирске было открыто уникальное учебное заведение — Детский автогородок. В нем созданы прекрасные условия, чтобы дети обучались безопасному поведению на дорогах, изучали ПДД. За первое полугодие в нем побывали ученики 167 школ как города, так и районов области. Кроме того, в этом учебном центре обучаются преподаватели дошкольных и школьных учебных заведений, с тем чтобы они, получив знания, преподавали основы поведения на дорогах на профессиональном уровне.
— Юрий Кузьмич, планируются ли карательные санкции в отношении водителей, не застраховавших автогражданскую ответственность?
— Административные санкции по «автогражданке» действует с 1 января, и мы обязаны соблюдать закон. Мы будем останавливать каждого нарушителя ПДД и штрафовать за неимение полиса «автогражданки». Ко всем остальным категориям граждан будем проявлять снисходительность, то есть без причины, только чтобы проверить наличие полиса, останавливать не будем. Никаких специальных акций по выявлению незастрахованных автовладельцев мы не планируем.

Беседовал Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.