Новая система регистрации усложнит жизнь автомобилистам

Примерно через полгода изменится порядок регистрации автомобилей в Госавтоинспекции. Аналитики предрекают: новая система доставит немало хлопот автомобилистам. Покупателю и продавцу придется тратить на сделку намного больше времени. Но особенно усложнится перепродажа машин между разными регионами.

За регистрацией — во Владик!

Основное изменение процедуры заключается в том, что оформлять продажу автомобиля будет необходимо до снятия его с регистрации в ГИБДД, то есть после прекращения права собственности на имущество.
Сейчас продать автомобиль можно несколькими способами. Самый популярный — переоформление через комиссионный магазин, который выдает новому владельцу справку–счет. Второй вариант: продавец с покупателем составляют письменный договор купли–продажи. По Гражданскому кодексу эта бумага составляется в свободной форме, после чего покупатель становится собственником автомобиля и может совершать с ним любые регистрационные действия в ГАИ. Но, как правило, при предъявлении рукописного договора гаишники требуют личного присутствия продавца. Поэтому такие бумаги чаще составляются прямо в ГАИ при регистрации машины. Третий способ — составление договора купли–продажи у нотариуса — практически не используется из–за сложности процедуры и большого количества необходимых документов. Но первым условием для переоформления автомобиля является снятие его продавцом с учета в ГАИ.
Как сообщает «Газета.Ru», сейчас специалисты ГИБДД готовят ведомственные инструкции для своих подчиненных и проект приказа министра внутренних дел, который введет их в действие. Новый порядок регистрации будет выглядеть следующим образом. После посещения комиссионного магазина или оформления договора купли–продажи продавец автомобиля должен снять его с учета в ГИБДД. Для этого ему нужно будет предъявить договор купли–продажи или справку–счет из комиссионного магазина. Постановка автомобиля на учет новым владельцем будет происходить точно так же, как сейчас.
Самым простым следствием нового порядка станет неразбериха с моментом передачи денег за проданный автомобиль. Если покупатель сделает это при заключении договора, у старого владельца не будет стимула снимать автомобиль с учета, и, если участники сделки чужие друг другу люди, покупателю придется брать процедуру снятия с учета на себя или ехать в ГИБДД вместе с продавцом. Если же деньги будут передаваться после снятия с регистрации, возникнет странная ситуация, при которой машина уже продана, но деньги продавец не получил. Случись что по дороге из комиссионного магазина в ГИБДД — непонятно, кому за это отвечать. К тому же машина на какое–то время окажется зарегистрированной на человека, который ею юридически не владеет.
Еще сложнее будет проводить сделки с машинами из других регионов. Касается это, в первую очередь, пригнанных на продажу машин. Сейчас после заключения сделки на авторынке в Новосибирске покупателю достаточно поехать в Госавтоинспекцию и зарегистрировать машину на себя. По новым правилам получится, что продавцу машины, прошедшей таможню и стоящей на учете, допустим, во Владивостоке или Калининграде, придется после продажи в Новосибирске ехать в эти города, чтобы аннулировать регистрацию автомобиля. При этом в паспорте транспортного средства будет записан уже новый владелец. То есть для покупки машины, стоящей на учете в другом городе, покупателю придется ехать туда с деньгами и разбираться с перегоном своими силами. Представляете, что теперь каждый покупатель беспробежного «японца» будет обязан ехать во Владик, чтобы снять купленный автомобиль с учета?!
В результате новая норма, вроде как нацеленная на защиту прав граждан (изменения вносятся на основании решения Верховного суда), серьезно усложняет жизнь всем участникам процесса.

Кто ответит за аварию?

После ряда публикаций в прессе на эту тему Главное управление ГИБДД РФ пересмотрело свое толкование документа и постаралось повторно разъяснить суть готовящихся ведомственных инструкций. Теперь представители ГИБДД заявляют, что не собираются заставлять хозяина машины снимать ее с учета исключительно после продажи. Продать стоящий на учете в ГАИ автомобиль будет все–таки можно, но покупатель с ним потом хлопот не оберется.
По словам заместителя начальника управления надзора ГУ ГИБДД РФ Юрия Шакирова, существенных изменений в правилах продажи автомобилей не произойдет. По его словам, ГАИ не будет требовать от владельца снимать автомобиль с учета исключительно после его продажи, а только позволит ему выбрать между снятием с учета до или после оформления купчей.
С тем, как действовать «до», все понятно, здесь ничего не меняется. А вот для того, чтобы не возникало юридических проблем при снятии с учета уже переоформленной на другого владельца машины, обязанность снимать с регистрации автомобиль прописали не за собственником автомобиля, как сейчас, а за тем человеком, на чье имя он зарегистрирован (в документах слово «собственник» заменили на «лицо, за которым зарегистрирован автомобиль»). Шакиров поясняет, что после продажи машины «на номерах» продавец перестает быть собственником, но остается лицом, на которое автомобиль зарегистрирован. Его теперь и обязали снимать автомобиль с учета.
Получается, если регистрационным подразделениям ГАИ будут даны именно такие инструкции, существенного влияния на перепродажу автомобилей и деятельность автомобильных рынков новые правила регистрации не окажут. Причем Юрий Шакиров считает, что комиссионные магазины и нотариальные конторы, через которые оформляется подавляющее большинство сделок, будут и после введения нового порядка работать только со снятыми с учета автомобилями. С ним не согласен юрист Максим Демин, который утверждает, что, если нотариусы и комиссионки не изменят правила игры, на них можно будет подать в суд за нарушение правил регистрации и положений Гражданского кодекса. Нотариусам, скорее всего, придется перестроиться, а вот комиссионные магазины могут легко отказаться переоформить автомобиль, придумав формальную причину отказа — вроде низкой цены автомобиля.
То есть получится, что продаваться не снятые с учета машины будут только по рукописным договорам купли–продажи. Как убеждают в ГАИ, у владельцев таких машин будет возникать больше проблем, чем удобств. Кроме опасности приобрести краденый автомобиль новый владелец попадает в зависимость от продавца: зарегистрировать автомобиль на себя он сможет только после того, как ее снимет с учета прежний владелец. А у бывшего хозяина машины не будет особых стимулов отсиживать очередь в ГИБДД, чтобы выполнить эту формальность. Тем более что никаких «обязательных сроков снятия с учета после продажи» ГАИ назначать не собирается, как и наказаний за владение автомобилем, зарегистрированным на другого человека. Получается, новому владельцу также не будет особого смысла регистрировать автомобиль на себя.
Таким образом, может появиться значительное количество автомобилей, зарегистрированных на одного человека, а принадлежащих другому. В принципе такая ситуация не противоречит закону и не должна доставить неприятностей ни продавцу, ни покупателю. По мнению адвоката Валерия Ястребова, проблема возникнет, только если не прошедшая перерегистрацию машина совершит ДТП, а водитель скроется с места происшествия. Тогда ГАИ будет искать машину по номерам и придет к старому владельцу. Если тот сможет доказать, что продал машину, с него взятки гладки. Если же у него не окажется договора купли–продажи (потерял или просто не оставил себе второго экземпляра), отвечать в суде за ДТП придется бывшему владельцу, то есть тому, за кем машина записана в базе ГАИ.

По материалам «Газета.Ру»

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.