С бюджетом надо быть на ты

Два уголовных дела по фактам хищений бюджетных средств в администрации Новосибирской области в 2001–2003 годах спокойно ждут своего часа прекращения без нежелательных последствий для слуг народа. Тогда как сумма хищений составляет почти полтора миллиарда рублей, а те самые слуги народа с умным видом заявляют, что текущий (2004) год нам придется не жить, а доживать...

Разумеется, столь прямые и честные слова зазвучали в процессе обсуждения бюджетов области (проекта на 2005 год и исполнения за 2004 год) с депутатами облсовета. Тут–то внезапно вскрылось, что область наша (неединожды орденоносная) уже давно относится к бездотационным регионам, то есть не получает дотаций из федеральной казны. А потому шиковать мы не можем — как говорится, «сколько денег — столько песен». Вот в таких простых и всем понятных фразах главного финансиста области Сергея Аксененко, собственно, и сконцентрирована вся «соль земли» нашей.
Впрочем, примерно такие же по глубине и здравомыслию фразы звучали при обсуждениях бюджетов и год назад, и два, и три. А стоило аудиторам контрольно–счетной палаты (КСП) облсовета провести проверку использования бюджетных средств исполнительной властью, тут же выяснилось: с нарушениями действующего законодательства РФ и законов Новосибирской области «освоен» 1 млрд 437 млн 523 тыс. 900 рублей. Из них 24 млн 260 тыс. 500 руб. — при неэффективном и нерациональном использовании средств; 56 млн 21 тыс. 300 руб. — при экономических потерях бюджета; 1 млрд 336 млн 272 тыс. 700 руб. — при привлечении беспроцентных займов; 20 млн 969 тыс. 400 руб. — при превышении лимита бюджетных обязательств.
Особо примечательно, что все эти «шалости» выявились при проверке отношений обладминистрации с одной только компанией — «Энергокомплект». Способы же хищения бюджетных средств разнообразны: с использованием вексельных схем путем заключения договоров беспроцентных вексельных займов с некредитными организациями; путем поставки ТМЦ по завышенным ценам; путем завышения объемов выполненных работ; путем поручительства за ЗАО «Компания «Энергокомплект» по кредитам коммерческих банков...
Следует начать с того, что Бюджетный кодекс РФ (ст. 95) перечисляет все источники финансирования (наполнения казны), не допуская расширенного толкования. И по закону бюджетные структуры не имеют права брать у некредитных организаций типа «Энергокомплекта» беспроцентные займы. Но администрация области зачем–то берет у данного ЗАО (хотя бы в январе–феврале 2001 года) векселя на 973 млн 575 тыс. руб. Причем по номиналу. Причем не удосуживаясь проверить, действительно ли ЗАО способно гасить свои векселя, не интересуясь их ликвидностью (достаточно ли у него движимости с недвижимостью, чтобы продать, если что).
А берутся займы векселями, чтобы затем ими же рассчитываться с учреждениями (со своими же структурными подразделениями). И те также берут векселя по номиналу, но не все... А так как не все — за 2001–2003 годы образовался убыток на сумму 11 млн руб. Самое же занятное здесь то, что 30 января берут займы–бумажки, а уже 7 февраля отдают за них живые деньги. Пусть в несколько меньшем размере — 721 млн 720 тыс. руб. Но это не дисконт — остальные четверть миллиарда зависают как долг исполнительной власти закрытому акционерному обществу. По сравнению с этим порядком чисел деньги, необходимые для финансирования структурных подразделений обладминистрации, просто смехотворны. Управлению здравоохранения, например, на год требовалось 56 млн руб. (эту сумму предусматривал бюджет 2002 года)...
У любого психически нормального и не испорченного властью гражданина тут должен сам собой вставать вопрос: зачем брать какие–то «фантики» и финансировать ими свои же подразделения, неся при этом кошмарные убытки, если есть деньги?! Ведь кому–то может показаться, что высшая исполнительная власть области финансирует сторонние организации, если не того хуже... К слову, такая же схема повторялась не только с «Энергокомплектом», но и с ВИНАПом, и с топливной компанией «Сибирь», и с нефтебазой «Красный Яр»... У ВИНАПа берут векселя на 20 млн руб., а через день возвращают деньги. У «Сибири» 30 декабря 2002 года берут векселя на 200 млн руб., а 31 декабря возвращают деньги — точно столько же. У нефтебазы 21 мая 2003 года берут «бумажки» на 40 млн руб., а через сутки отдают всю сумму деньгами. И говорят: это хорошо, это хозяйственная деятельность, это нормально...
Примером поставки товарно–материальных ценностей по завышенным ценам следует считать приобретение областной клинической больницей оконных рам, чугунных радиаторов, дверей. Здесь цены завысились на общую сумму 2 млн 111 тыс. руб. Хитрость же сей операции в следующем... По правилам, если сумма поставок товаров (услуг) превышает две с половиной тысячи МРОТ (минимальных размеров оплаты труда), то следует проводить конкурс (аукцион) на право таковых поставок. Причем в Положении сказано: в конкурсе участвуют только производители. «Энергокомплект» же ничего не производит, потому в аукционах (конкурсах) участвовать не может. Но если всю товарную массу разбить на части, каждая из которых в денежном выражении будет меньше 2,5 тыс. МРОТ, то участия в конкурсе на поставку того или иного товара можно избежать. А заодно можно и игнорировать бюллетень цен департамента по строительству и архитектуре, где ежегодно указываются средние цены. Правда, если игнорируешь бюллетень, следует согласовывать цены с названным департаментом, но и этого не делалось...
Пожалуй, нелишне повторить: перечисленные нарушения «нарыли» (обнаружили) не какие–нибудь горлопаны, заинтересованные в компрометации действующей власти. Нарушения выявила ее же (власти) ветвь в лице КСП, главу каковой Юрия Шилина недавно и публично награждали, благодарили... Более того, к обнаруженному КСП добавились материалы проверки сыщиков ОРБ (оперативно–розыскного бюро) Главного управления (ГУ) МВД по СФО (тоже, между прочим, государственного почтенного органа). И уже по результатам проверки оперативниками от лица государства же возбудились уголовные дела N№92536 и N№70554.
Кстати, чтобы определить, есть или нет состав преступления (превышение должностных полномочий или злоупотребление ими) в очерченных действиях последнего, необходимо соотнести их с его должностными инструкциями. Если же у последнего должностных инструкций нет, то распоряжаться деньгами из бюджета области де факто он, как выяснилось, может (и довольно–таки как попало), ни за что де–юре не отвечая. Классно, не правда ли?! И вот как раз должностных инструкций у г–на Аксененко, похоже, не нашлось. Нашлось только положение об управлении финансов, коему требуется экспертиза. Сейчас как будто назначается и судебно–бухгалтерская финансовая экспертиза по делу, пассивное расследование коего длится уже 15 месяцев. И будет длиться еще неизвестно сколько. С чем можно поздравить всех причастных и заинтересованных лиц. А можно и не поздравлять...

Продолжение следует.

Виктор АНТРОПОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.