Анна Покидченко открывает сезон

Новосибирский академический театр «Красный факел» 7 октября открыл сезон премьерой спектакля «Дорогая Памела». Главный режиссер театра Валерий Гришко поставил его специально для народной артистки СССР Анны Покидченко.

Старая пьеса Джона Патрика пользуется огромной популярностью в России. Старшее поколение актрис возлагает на нее особые надежды. Ведь эта мелодрама отдаляет осень жизни, предоставляя шанс проявить себя во всем величии сценического опыта. По рейтингу с ней может сравниться разве что «Ретро» Александра Галина. Но та пьеса написана для целой плеяды старейших актеров. А «Дорогая Памела» — триумф одной актрисы. И хотя драматург выстроил в пьесе отличный ансамбль, режиссеры чаще всего используют ее как идеальный материал именно для бенефиса «живой легенды театра».
Главный режиссер театра «Красный факел» Валерий Гришко пояснил, что ставил спектакль специально на Анну Покидченко, и напомнил о ее необыкновенных качествах:
— Во время репетиций Анна Яковлевна поразила меня мужеством и собранностью. С ней очень интересно работать. Она чутка ко всем режиссерским замечаниям. Например, я стремился уйти от пафоса и сентиментальности во время разговоры Памелы с Богом. Был готов к длительной работе над этим монологом. Но вдруг она все сделала с места, мигом нашла нужную интонацию и произнесла монолог совершенно иначе. Говорю молодым актерам: учитесь этой гибкости. У каждого мастера есть твердые, наработанные вещи, от которых не хочется отказываться. Особенно это заметно среди оперных артистов. Но в нашем случае артистка, достигшая высот в профессии, умеет слушать режиссера и готова перестроить сцену во благо спектакля.
Джон Патрик написал историю 80–летней старушки, которая живет в заброшенном доме, промышляет собирательством на свалках, но не ропщет на нищету и одиночество. Каждый, кто попадает в ее дом, становится желанным гостем. Она привечает троих мошенников и категорически отказывается верить в их злые умыслы. Жизненное кредо Памелы — возлюбить ближнего как самого себя. Она понимает, что любовь — тяжкий труд, но убеждена, что любви достоин каждый. В силу чего трое проходимцев перевоспитываются на глазах у зрителя.
Более десяти лет не сходит со сцены «Красного факела» спектакль «Гарольд и Мод» с Анной Покидченко в главной роли. С «Дорогой Памелой» возникла своеобразная дилогия о великом женском сердце — о любви и прощении. Когда заходит речь о столь высоких материях, становишься к театру снисходительным. И, может быть, совсем не важно, что реалии пьесы Джона Патрика безнадежно устарели, как и ее посыл. Что режиссеру пришлось бы прыгнуть выше головы, чтобы перевести ее на язык театра ХХI века. Что ансамбля в этом спектакле нет, что актеры на удивление необаятельны (нельзя отвлекать внимание от примы). Что нравственные ценности, исповедуемые Памелой, сегодняшняя действительность подвергает корректировке. Главное не это. Главное — то, что «в наш жестокий век» некоторые нравственные ценности все–таки остаются незыблемыми. И одна из них — умение сберечь то, на чем театр держится, сохранить почтение к театральным традициям и людям, которые их зарождали.
Режиссер ушел от притягательного для публики названия спектакля «Как пришить старушку», под которым он значится на многих афишах страны. Зрители подвержены другому притяжению. Имя Анны Покидченко — культовое и для старшего, и для младшего поколений. Она олицетворяет все лучшее, что накопилось в коллекции «сибирского МХАТа» за всю его историю. В труппе театра работает с 1958 года. Все это время была верна своей главной теме — поиску нравственного начала в человеке. «Эта прекрасная актриса выражает всю душу вашего народа», — написал о ней польский обозреватель. Анна Яковлевна — почетный житель Новосибирска, первый в нашем городе лауреат премии «Человек года» в области театрального искусства и единственный новосибирец, удостоенный титула «Национальное достояние». Когда в финале спектакля «Дорогая Памела» в струящемся сиреневом платье она выходит на поклон, зрители поднимаются и хлопают стоя не столько конкретной премьере, сколько театру вообще — Театру с большой буквы, в который театралу хочется верить так же бездумно и безоглядно, как Памеле — в чистоту человеческих помыслов.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.