Это вам не игрушки

Экспозиция «Игрушки», открывшаяся в прошлую субботу в рамках фестиваля «Арт–Новосибирск», развлекла охочую до тусовок публику. Это уже третья на площадке ДК им. Заволокина масштабная выставка современного искусства под руководством Константина Скотникова. Он инициировал создание произведений под девизом «Игра не ради игры, а ради искусства!».s

ДК им. Заволокина выглядит так же, как и в бытность его Домом культуры им. Кирова во времена бабушек и дедушек. Впрочем, актуальное искусство не вписалось бы в сияющие залы. Диссонансом выглядели бы в них все эти обрывки газет, мотки проволоки, расколотые орехи, банки, железки, деревяшки — в общем, предметы, не представляющие эстетической или материальной ценности. Однако важно, как такой предмет подать, какую философию под него подложить. Часто смысл инсталляции не прочитывается, она не самодостаточна, вне текста не работает. Но, когда основоположники современного искусства в Новосибирске формулируют ее концепцию или посыл, хочется вступать с ними в диалог.
Константин Скотников начал диалог с долговязой стремянки, олицетворяющей хронический ремонт. Он напомнил, что без него ничего бы здесь не стояло, а также добавил, без кого еще не стояло бы. Конечно же, в первых строках значился его сподвижник, тоже высокий интеллектуал, Слава Мизин, у которого всегда стоит. С высот деревянной лестницы хорошо было обозревать, как оно там стоит и каким образом на это реагирует напрочь лишенная целомудрия публика.
Она не прошла мимо раскачивающихся на веревочке (аккурат на уровне лица) продолговатых либо округлых предметов неряшливого вида. Чтобы ни у кого не осталось сомнений на сей счет, к ним приложены характерные для радикальных художников этикетки: «оргазмирующая редька», «хрен под дождем», «хрен подмаргивающий». Вообще, телесного вида, как и полагается актуальным художникам, продемонстрировано выше крыши, вернее, этой самой стремянки. Для любителей жанра психологического портрета тоже найдется развлечение. Неустанный Мизин представлен на фото и в профиль, и анфас, то с пирамидой огурцов на носу, то с карандашом, проткнувшим этот жизненно важный орган, и в прочих ужасающих ракурсах. Но нельзя думать, что «Игрушки» — это сплошной эпатаж. Все очень сбалансировано. Нежная девушка в оранжевой шубе из плюша пускает гигантские мыльные пузыри, а неподалеку раскачивается того же вызывающего цвета узел из надувных шаров. Тут сразу же переключаешься на воспоминания о детсадовском возрасте, когда главным занятием жизни была игра. Но чем взрослые хуже? В анонсе выставки были обещаны компьютерные, театральные, развлекательные, обучающие, деловые игры. Так оно и оказалось. Александр Вапилов придумал политический хоккей, чуть модернизировав обычную настольную игру. Полем там служит карта России, а игроками — фигурки с лицами первых политиков страны. С ними же можно поиграть и в шашки. А вот в шахматы сразиться не получится: доска разделена зеркалом, переставлять фигуры некуда.
Можно отыскать и по–настоящему остроумные вещи. Пресловутый «Черный квадрат» представлен в виде популярной настольной игры. На коробке надпись: «Kasimir Malevich. Puzzle. 600». Магия «Квадрата» разрушена. Он разъят на детали. Собрать панно из черных и белых фигурок сумеет даже ребенок. Возможно, эта вещь, разоблачая выставку «Игрушки», стала образом актуального искусства. Опасность его в обманчивом посыле, что художником может быть каждый, совсем не обязательно наличие таланта. С тех пор как «Черный квадрат» Малевича поглотил прежние представления об искусстве, рисовать кисточкой стало не модно. Актуальные художники и живописцы до сих пор не находят общего языка друг с другом. Каждый считает, что оппонент занимается ерундой. Консенсус не достигается. Однако выставка «Игрушки» — глубоко философское мероприятие. Темы, предлагаемые для размышления, индивид со средним интеллектом вряд ли осилит: «Вовлеченность взрослых в игру как проблема социокультурного инфантилизма» или «Проблема соотношения «игрового» и «бытийственного» в обществе и культуре». По замыслу куратора, художник и зритель должны встретиться для разговора об актуальности игрового начала в современном искусстве. Однако дискуссии все больше разворачивались вокруг того, считать ли современное искусство Искусством в традиционном понимании этого слова. Впрочем, это не мешало с интересом отнестись к «Игрушкам» таким серьезным людям, как консул Германии, руководитель областной культурой или фотохудожник, занесенный в энциклопедию Новосибирска. А куратор «Арт–Новосибирска» Владимир Назанский подытожил: «По сравнению с «Игрушками» у нас на фестивале — академическое искусство».

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.