ОАО «РЖД»: год в пути

30 сентября президент ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») Геннадий Фадеев провел всероссийскую видеопресс–конференцию, где подвел итоги первого года работы компании и наметил перспективы ее развития.

Верным курсом

Это событие вызвало живой интерес со стороны СМИ, широких слоев общественности. В работе видеопресс–конференции приняли участие свыше семисот представителей средств массовой информации.
По признанию Геннадия Фадеева, первый год реформ был одним из самых сложных и ответственных периодов в истории железнодорожного транспорта России. Инициаторам реформы предстояло не только запустить новые организационные и финансовые механизмы управления всей сетью железных дорог России. «Мы должны были продемонстрировать как руководству страны, так и российскому и мировому бизнес–сообществу, что из федерального министерства мы становимся крупнейшей железнодорожной бизнес–структурой в форме открытого акционерного общества», — заявил Геннадий Фадеев. С поставленными президентом и правительством задачами удалось справиться. Как подчеркнул Геннадий Фадеев, «результаты первого года работы показывают, что мы на правильном пути».
С первых дней работы ОАО «РЖД» удалось создать устойчивую динамику роста производственных и финансовых показателей. Рост грузооборота по сети составил свыше 8%, пассажирооборота — более 6%. Обеспечена устойчивая рентабельная работа по грузоперевозкам. Значительная доля в росте объемов грузовых перевозок принадлежит Западно–Сибирской магистрали, которая к уровню прошлого года увеличила грузооборот на 7,6%. Прирост объемов перевозок достигнут за счет интенсификации производства: производительность труда на ЗСЖД возросла за год на 7,5%(!).
Результаты деятельности компании позволили получить международное признание мировых рейтинговых агентств: для ОАО «РЖД» был установлен самый высокий рейтинг кредитоспособности среди российских компаний — на уровне «Суверенного». Это свидетельствует о высокой степени открытости акционерного общества, прозрачности его финансовых операций, повышает уровень доверия к нему.

Реформа начинается в регионах

На старте реформы Совет директоров компании утвердил Стратегическую программу развития ОАО «РЖД» до 2010 года. Как отметил Геннадий Фадеев, этот документ по сути является «конституцией» компании. Стоимость ее реализации составляет 1,9 трлн рублей. Это в основном собственные средства компании.
Важнейшей составляющей Стратегической программы остается региональная политика ОАО «РЖД». На данный момент компания сотрудничает с 77 из 88 субъектов РФ. Основой партнерских отношений с администрациями субъектов РФ являются соглашения. В настоящее время дороги уже приступили к подписанию документов на 2005 год, регламентирующих совместную работу. В эти соглашения включены обязательства по реализации инвестиционных проектов, направленных не только на развитие дорожной инфраструктуры, но и на обеспечение роста уровня жизни в регионах.
В целях совершенствования взаимодействия с региональными органами власти разработан проект долгосрочного Генерального соглашения между ОАО «РЖД» и субъектами РФ, который одобрен Правлением и Советом директоров компании. В результате проведенной работы от 17 региональных органов власти получено согласие на подписание Генерального соглашения с незначительными коррективами.
Новой тенденцией в корпоративной региональной политике стал также переход от соглашений к заключению договоров по конкретным видам деятельности между ОАО «РЖД», филиалами компании и администрациями субъектов РФ. В качестве показательного примера можно привести крупный региональный проект, который сейчас реализуется в Кузбассе.

Уголь Кузбасса — стране

В октябре 2002 года по итогам проходившего в Междуреченске заседания Президиума Госсовета России с участием президента Владимира Путина была принята «Программа развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002 — 2005 годы». Ее реализация позволила существенно увеличить пропускную способность железнодорожных путей Кузбасского отделения дороги в условиях неуклонного роста грузооборота. Это совместный проект ОАО «РЖД», ее филиала — ЗСЖД, администрации Кемеровской области и крупнейших угольных компаний. Объем инвестиций составил 5,2 млрд рублей, в том числе 1,18 млрд — средства угольных предприятий. Как отметил на видеопресс–конференции Геннадий Фадеев, все договоренности ОАО «РЖД» с частным бизнесом и руководством Кузбасса полностью выполняются. Благодаря успешной реализации решений Госсовета сегодня угольщики Кузбасса вышли почти на 160 млн тонн добычи угля, что превысило рекордные показатели советского периода. При столь взрывном росте грузоперевозок сибирские железнодорожники смогли обеспечить своевременную и стопроцентную отправку грузов из Кузбасса по назначению.
В настоящее время губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и руководители крупнейших угольных и металлургических предприятий Кузбасса готовят новые предложения в рамках реализации долгосрочной программы. ОАО «РЖД» и ЗСЖД, со своей стороны, определяют объем дополнительных инвестиций, и, возможно, уже 1 ноября эти дополнительные соглашения по дальнейшему развитию транспортной и социальной инфраструктуры Кузбасса будут приняты.

Социальная ответственность бизнеса

Кузбасс — ярчайший пример взаимовыгодного сотрудничества ОАО «РЖД» с регионами. Как подчеркнул Геннадий Фадеев, бизнес ОАО «РЖД» — это бизнес социально ответственный. В каждом заключенном контракте компании — будь то производство новых колес, обновление локомотивного и вагонного парка, создание совместных предприятий по перевозкам — заложена социальная составляющая. Это и новые рабочие места, и налоговые отчисления в региональные бюджеты, которые в результате перераспределения трансформируются в программы социальной поддержки населения, развития малого и среднего бизнеса. Это и организация пассажирского сообщения — как пригородного, так и межрегионального. Ведь внутри страны российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях и единственным способом передвижения людей.
На сегодняшний день ОАО «РЖД» остается крупнейшим и наиболее дисциплинированным налогоплательщиком. Филиалы компании являются одними из бюджетообразующих предприятий многих регионов нашей страны. Доля налоговых отчислений, например, в бюджете Читинской области составляет 30%, Амурской области — 25%, Еврейской автономии — 23%, Республики Бурятия — 17%, Иркутской области — 10%. Понимая необходимость финансового укрепления бюджетов всех уровней, в ОАО «РЖД» взят курс на выполнение всех налоговых обязательств в полном объеме, как текущих, так и по реструктуризации налоговой задолженности. Как заявил на пресс–конференции Геннадий Фадеев, руководством компании принято решение о досрочном погашении всей реструктуризированной задолженности по налогам уже в текущем году.

Решить проблему убыточности пассажирских перевозок поможет опыт ЗСЖД

На проблемах реформирования пассажирского хозяйства президент ОАО «РЖД» остановился отдельно.
Пассажирские перевозки традиционно остаются убыточными для дороги в силу существования социально ориентированных тарифов. Геннадий Фадеев заявил: «Мы понимаем, что платежеспособность населения низкая, и не можем за счет кармана налогоплательщика раздувать стоимость билета». Сегодня стоимость железнодорожного билета в пригородном сообщении составляет лишь 20% от себестоимости пассажирских перевозок.
Но решать проблему убыточности пассажирских перевозок необходимо, и как можно скорее. Прежде всего, по мнению президента ОАО «РЖД», следует решить вопрос по монетизации региональных льготников. Если региональные власти предоставляют льготы различным категориям граждан, то они должны их компенсировать. По федеральным льготникам уже приняты необходимы решения. Им будут выдавать проездные документы. На обеспечение этой льготы в федеральном бюджете заложена сумма в объеме 5,8 млрд рублей. В то же время у ОАО «РЖД» нет никакой ясности по региональным льготникам, а их насчитывается 12,5 млн человек.
Сегодня ограниченность бюджетов регионов не позволяет им в полной мере компенсировать убытки от предоставления льгот. Поэтому власти на местах должны договариваться с федеральным центром по поводу выделения субсидий и компенсаций. Урегулирование финансовых отношений бюджетов — это проблема субъектов федерации и федерального центра. Большая часть регионов пока не готова ее решать. В то же время есть регионы, где внимательно относятся к этой проблеме. В качестве положительного примера Геннадий Фадеев назвал успешный опыт взаимодействия администрации Новосибирской области и ЗСЖД. Нужно отметить, что ЗСЖД стала инициатором многих пилотных проектов. Их успешная реализация позволила дороге работать лучше, эффективнее. В числе таких проектов — создание пригородных компаний по перевозке пассажиров. Предварительным итогом их работы стало значительное снижение убыточности пригородных пассажирских перевозок. А новосибирская компания «Экспресс–пригород» за минувший год впервые в истории железных дорог России вышла на безубыточные показатели.
Геннадий Фадеев на видеопресс–конференции рассказал, что недавно встречался с губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским. Президента ОАО «РЖД» удивило, что новосибирский губернатор на память знает количество региональных льготников, размер заложенной в бюджет компенсации, что предусмотренные льготы компенсируются. «Вот почему сегодня в Новосибирской области создана пригородная компания («Экспресс–пригород». — Прим. ред.), которая работает практически рентабельно», — резюмировал Геннадий Фадеев.
Второй путь решения проблемы убыточности пассажирских перевозок, по мнению президента ОАО «РЖД», — это внедрение новых технологий перевозок и развитие дополнительных сервисных услуг. Этим путем сегодня активно следует Западно–Сибирская магистраль, реализовавшая, в частности, проект ввода высокоскоростных поездов повышенной комфортности.
В своей речи Геннадий Фадеев касался многих важных тем, таких как обновление подвижного состава, развитие транспортных коридоров, восстановление экономики Чеченской Республики и т. д. Все эти проблемы сегодня решаются либо близки к разрешению. И поскольку железнодорожный транспорт остается ключевым звеном в экономике страны, успешные результаты реформирования отрасли являются наглядным свидетельством упрочения экономического потенциала страны, его политического единства, улучшения жизни людей.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.