Эксперименты со временем

Около двадцати выставок и видеопроектов, работающих в разных точках города, объединил 3–й международный фестиваль современного искусства «Арт– Новосибирск–2004».

Время погасило имевший место два года назад скандал по поводу ликвидации фестиваля «Арт–Новосибирск», как и разговоры о строительстве здания для галереи современного искусства. И время же убеждает, что «Арт–Новосибирск» занял прочное место в художественной жизни города. Фестиваль дает прекрасную возможность проследить тенденции формирования современного искусства в России, а также оценить то, что когда–то было модно за рубежом и вот наконец–то докатилось до нас.
Докатилось эхо видеоарта из Амстердама. Проект «30 лет голландского видеоарта» — большая ретроспективная выставка видео из коллекции амстердамского института «Монтевидео». Чтобы разместить ее и подключить технику, организаторам пришлось решать проблему неприспособленности музейных помещений, спрессовать время так, чтобы за несколько дней проделать месячную работу. Гости сами терпеливо монтировали оборудование, с чисто голландской ответственностью подходя к работе. Она того стоила.
Компьютер со специальной программой, видеокамера и экран понадобились художнику Биллу Спинховену для того, чтобы исследовать категорию времени. Переступая порог полутемного зала, зрители входят в сумрак, попадают из обычной реальности в иное пространство. Тому способствует экран, на котором движущиеся фигуры превращаются в эфирные субстанции, расплываются, подобно дыму, туману, тени: «Все силуэты смягчились, растаяли. Все сквозь серый светофильтр, все сквозь ватные пробки в ушах. Немое черно–белое кино, изыск пресыщенного режиссера». Автор «Ночного дозора», возможно, счел бы происходящее идеальной иллюстрацией сумрака, который не нашел воплощения в фильме. Но Билл Спинховен не читал Сергея Лукьяненко, в своих экспериментах отталкивался не от магии, а от науки, в частности от теории относительности Эйнштейна. Опираясь на то, что время является четвертым измерением, он размышляет о взаимосвязи пространства и времени, пространственно–временной закономерности любых физических процессов. «Каждое тело в процессе движения меняет свою форму, и это происходит со скоростью света. Благодаря спецэффектам на экране скорость света замедлена», — объясняет Билл Спинховен свою идею.
Влияние времени на человека, (не)зависимость его от времени — едва ли не основная тема «Арт–Новосибирска». «Чукотка вне времени» — так называется выставка фотохудожника Александра Сорина, осуществившего путешествие на край света. «Мы убедились, что время на Чукотке практически ничего не значит, а понятие «вовремя» размыто до бесконечности, — сделали вывод участники экспедиции. — Минимальна возможность рассчитать точный маршрут и протяженность экспедиции. Но «Чукотка вне времени» для нас — не просто экспедиция по заранее неизвестному маршруту. Это ощущение свободы жизни вообще, когда время живет по своим неведомым нам законам и очень неохотно подчиняется стрелкам циферблата».
Но человек вынужден подчиняться времени, даже если не успевает понять его. «Секунда за секундой я пишу время», — комментирует Евгения Горчакова из Германии привезенный с собой документальный фильм, где показано, как она работает над своими «Структурами», объединенными в экспозицию «Чтоб утолить ненужную тревогу». Черточка за черточкой, на протяжении долгих часов, она выводит скрупулезный чертеж мироздания, и он убеждает, что все в природе и Космосе разумно и упорядоченно. Даже если и кажется, что время — это хаос и человек в нем — пылинка.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.