Утоли жажду, заработай... диабет!

«Мама, я хочу вырасти, купи мне «Растишку»!». Подобные просьбы нередко вызывают улыбку у взрослых — забавно, что дети так легковерны, принимают рекламу «за чистую монету». И мы покупаем малышу заветную яркую упаковочку. При этом многие из нас отгоняют от себя мысль, что обычный свежий творожок с кусочками фруктов — а не с химическим красителем и ароматизатором — был бы и полезнее и вкуснее.

Если взрослый человек способен рассуждать о реальной полезности и необходимости тех или иных продуктов, то ребенок по сути своей лишен такого здравого скептицизма. Он видит лишь яркую картинку, слышит слова о возможности воплощения своей самой заветной мечты — поскорее вырасти! И верит. А у нас нередко не хватает духа переубедить его. Нет слов, чтобы рассказать малышу о том, что за рекламой стоит не реальная забота о его здоровье, а лишь желание сбыть товар. Но если мы не найдем силы и слова, то за нас этого никто не сделает и здоровье ребенка окажется в опасности.
Все больше исследователей занимается сегодня вопросами питания, изучением причин тотального ожирения и омоложения многих болезней. Так, в США, стране, откуда, собственно, и пошла волна «промывания мозгов» населению при помощи рекламы, недавно было проведено восьмилетнее исследование.
Ученые решили изучить, как влияет длительное употребление безалкогольных напитков, таких как «Кока–Кола», «Пепси» и т. д., на организм человека. Исследование показало, что употребление подобных напитков не только способствует ожирению, но и является причиной национальной эпидемии диабета второго типа. Такой диагноз поставлен почти 17 миллионам американцев — 90,9% всех болеющих диабетом в США.
Исследователи сравнивали состояние здоровья медицинских сестер, которые пили не более одной стандартной банки или бутылки напитка в месяц, со здоровьем тех медсестер, которые потребляли одну или больше ежедневно. Во второй группе заболевших диабетом было достоверно больше.
Производители сладких газировок, и в первую очередь компании «Кока–кола» и «Пепси–кола», сразу же ополчились на гарвардское исследование. Американская ассоциация напитков заявила: «Просто необъяснимо, почему авторы исследования взяли на прицел исключительно сладкие безалкогольные напитки».
Однако результаты исследований подтверждаются неоспоримым фактом: потребление газировок — высококалорийных, но лишенных каких–либо важных питательных элементов, является одной из основных причин того, что Америка толстеет. (Другие причины — «автомобильная культура», то есть недостаток физической активности и питание в системах фаст–фуд). Исследователи напоминают, что одна банка кока–колы или пепси (0,33 литра) содержит 140–150 килокалорий, что эквивалентно 10 чайным ложкам сахара. Средний американец выпивает в год 52,3 галлона — около 198,7 литра — газировки.
Легко подсчитать, какое количество сахара в них содержится. Для сравнения: тот же средний янки пьет в год 20,3 галлона (77,1 литра) молока и 16,6 галлона (63 литра) бутилированной питьевой воды. Производители сладких напитков еще задолго до публикации доклада об итогах исследования, пытаясь ослабить критику в свой адрес, стали выпускать питьевую воду, апельсиновый сок. Но изменить привычки американцев не так просто.
Выводы гарвардского исследования совпадают с данными о риске заболевания диабетом по всем категориям населения. На большом статистическом материале оно показывает, что для женщин, ежедневно пьющих сладкую газировку, риск заболеть диабетом второго типа на 83% больше, чем для тех, кто ее не употребляет.
Недавно организация «Гринпис» опубликовала потребительский список экологически грязных продуктов, среди которых оказалась продукция многих известных всему миру компаний. Некоторых ученых сегодня также настораживает использование генетически модифицированных компонентов, особенно в производстве продуктов, употребляемых детьми. В списке таких компаний–производителей — Coca–Cola (напитки Coca– Cola, Sprite), Pepsi–cola (напитки Pepsi, 7Up), компания Nestle (шоколадный напиток Nesquik, детское питание), Abbot Labs (детское питание Similac), Mars (рис Uncle Bens), сухие завтраки Kellog’s, приправы к салату Hellman’s, компании Hershey’s, Cadbury (шоколад Fruit&Nut), Mars (шоколадные продукты M&M’s, Snickers, Twix, Milky Way).
Слава богу, что сегодня появляется все больше информации, дающей нам понимание того, что представляет собой тот или иной продукт. Ведь, как известно, здоровое питание — это фундамент нашего здоровья.
Однако и компании–производители, не желающие упускать свою долю выгоды, принимают меры — появляется все больше агрессивной рекламы, рассчитанной именно на детей, на подростков. Цель — на подсознательном уровне, пока у ребенка не сформировались собственные убеждения, «встроить» в них нужную культуру питания.
Именно поэтому наша цель как родителей должна быть в том, чтобы с раннего детства объяснить ребенку, какие продукты помогут ему вырасти здоровым и сильным, а какие доставят лишь минутное удовольствие и не принесут организму ничего, кроме вреда.
Чтобы ребенок САМ научился делать правильный выбор — вместо жирных сладких хлопьев с раскрашенным молоком — ароматная каша; вместо творожной массы, напичканной химией, — свежий творог; вместо раскрашенной газировки — чистая вода, морс, компот; вместо гамбургера — бабушкин пирожок.
И тогда — расти на здоровье!

В. В. ИВАНОВА, врач–педиатр

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.