На перепутье городских маршрутов

С началом нового года ожидаются большие перемены в работе городского общественного транспорта, которые могут серьезным образом изменить правила игры на рынке пассажирских перевозок.
Как эти изменения скажутся на участниках перевозочного процесса, и прежде всего на пассажирах?

Уже сегодня некоторые участники перевозочного процесса из числа частных перевозчиков предрекают скорую гибель муниципальных транспортных предприятий, резкое удорожание стоимости проезда — до 10–12 рублей за поездку, а также чехарду и неразбериху на рынке пассажирских перевозок. Представители власти более сдержанны в оценках предстоящих перемен, а руководители ПАТП, трамвайных и троллейбусных депо надеются в новых условиях даже увеличить доходы и поправить положение своих предприятий.
С 1 января 2005 года по всей стране грядет монетизация льгот. Это означает, что бесплатный проезд будет отменен и муниципальный транспорт избавится от бремени перевозить многотысячную армию пассажиров–льготников. Только в Новосибирске сегодня 65 категорий граждан пользуются бесплатным проездом — это полмиллиона человек! Но одновременно с отменой натуральной льготы муниципальный транспорт лишится весомой поддержи из городского бюджета в виде компенсации за перевозку льготников. Кроме того, с ликвидацией натуральных льгот муниципальный транспорт лишится особого статуса основного перевозчика, выполняющего социально значимую функцию. А следовательно, будет вынужден работать на равных с конкурентами. Сумеют ли муниципальные транспортные предприятия, имеющие большой износ парка, сохранить своего пассажира в борьбе с частными перевозчиками — большой вопрос. Во всяком случае, руководство города предвидит большие сложности, с которыми столкнутся муниципальные перевозчики. Они признают, что устаревший автобусный парк не позволяет вести на равных конкурентную борьбу с частниками. Придется муниципалам расстаться с нерационально используемыми производственными площадями, возможно, продолжится дальнейшее укрупнение и слияние муниципальных предприятий. Такой путь дальнейшего развития мэр Новосибирска Владимир Городецкий считает вполне оправданным, поскольку нерациональные расходы не должны оплачиваться из городского бюджета. «Момент истины» для муниципальных транспортников наступит совсем скоро.

Крик души

— Нас всегда обвиняют, что мы зарабатываем много, поэтому надо нас давить налогами, штрафами. А сегодня я говорю транспортному начальству города: встаньте на наше место, поработайте в тех условиях, которые вы создали для нас. Посмотрите, что такое повышенный налог, что такое бардак на маршрутах, милицейский рэкет, перенасыщенность автобусами. Умудритесь зарабатывать те деньги, которые мы зарабатываем.

Вот говорят: муниципальный транспорт. Да для горожанина не важно, чей автобус, частный или муниципальный, его везет. Для него важны три составляющие: цена, комфорт и безопасность.
Конкурс — это половинчатое решение. Вот провели конкурс, и что? Стало хорошо? На конкурс выставили далеко не лучшие маршруты, поэтому и желающих оказалось меньше, чем требовалось. Я глубоко сомневаюсь, что прибыльные маршруты когда–нибудь попадут на конкурс.
Закон о пассажирских перевозках ясно говорит, что все без исключения маршруты должны выставляться на конкурс. Наши же городские власти придумали разделение на коммерческие и муниципальные маршруты. И выставляют на конкурс только коммерческие. Это прямое нарушение закона. Так почему власти требуют от нас соблюдения законов, если сами же их нарушают?
Раньше тоже проводили конкурсы. Люди участвовали, проходили, деньги платили. А затем выяснялось, что на маршруте помимо двадцати прошедших конкурс работают десять левых. Копни, чьи это машины, — то зять прокурора, то жена налогового инспектора, то ГИБДД, то ФСБ. У меня нет уверенности, что сегодня не будет того же.
Сегодня с нас требуют большие автобусы. Но это очередная глупость, потому что при существующих тарифах окупить новый автобус большой вместимости просто нереально. Он развалится, прежде чем себя окупит. «Бэушный» импортный сегодня не возьмешь — спасибо правительству за таможенные пошлины!
Вот уже много лет власти ходят вокруг да около, но не решают главного — наведения элементарного порядка на маршрутной сети. А потом кричат: почему это водители устраивают гонки за пассажиром?! Почему по Красному проспекту ходят разбитые ПАЗики?! Уже давно замечено: чем старее и раздолбаннее автобус, тем круче у него «крыша». Да уберите лишние автобусы, сделайте систему прозрачной, введите единые правила для всех, не пускайте левых на линию. Но беда в том, что делать это должны те, кто и крышует «серых» перевозчиков.

Частный перевозчик, отказавшийся назвать свое имя по понятным причинам

Монетизация ударит по карману активных пенсионеров

Замена натуральных льгот денежной компенсацией вызвала широкий резонанс в обществе. Это и понятно: в стране, где чуть ли не каждый второй официально признан социально нуждающимся, по–иному и быть не могло.

На государственных телеканалах постоянно крутятся агитационные ролики с показом ветеранов и сельских жителей, которые обещанных государством льгот либо в глаза не видели, либо пользоваться ими уже не в состоянии. Цель пропагандистских телесюжетов — доказать преимущества монетизации. Ну зачем, скажите, парализованному нужен льготный проезд на общественном транспорте, если он и в инвалидной коляске уже передвигаться не может?
Для большей части новосибирских пенсионеров вполне очевидно, что отмена бесплатного проезда бьет их по карману. Как бы плохо ни работал городской транспорт, воспользоваться услугами муниципального автобуса, трамвая, троллейбуса и уж тем более метро мог каждый льготник. И действительно, муниципальный транспорт до сегодняшнего дня выполнял важную социальную функцию. Как известно, пенсионеры пользуются муниципальным транспортом для поездок на рынки, в отдаленные торговые центры, где продукты и товары значительно дешевле. Таким образом, бесплатная поездка на рынок позволяла людям старшего поколения сэкономить хоть немного средств из своей скудной пенсии. Если бы размер пенсии обеспечивал достойный уровень жизни, никому и в голову не пришло бы ехать за продуктами в другой конец города. С отменой бесплатного проезда люди старшего поколения лишатся возможности экономить таким образом.
Взамен им обещают денежную компенсацию. Но каков будет ее размер, пока точно не известно. Речь предварительно идет о ежемесячной компенсации в 500 рублей по всем льготам, в том числе около ста рублей — на проезд. Председатель комиссии по социальной политике горсовета Андрей Андрейченко уверен, что для городских пенсионеров эта сумма будет явно недостаточной, поскольку именно городские пенсионеры — наиболее мобильная группа населения. По итогам интерактивного опроса две трети горожан высказались против монетизации льгот.
Кроме того, Андрей Андрейченко опасается, что со временем федеральные власти могут переложить бремя реформы на местные и территориальные бюджеты, а последние не справятся с дополнительной финансовой нагрузкой. Прежде государство декларировало льготы многим категориям граждан (закон о ветеранах войны и труда, об инвалидах) и зачастую их финансово не обеспечивало. Такая же картина может повториться и с выплатой денежных компенсаций льготникам.
Власти на местах понимают, что трудностей при реализации нового федерального закона не избежать. Администрация области и мэрия сегодня вырабатывают совместное решение по этому вопросу. Губернатор Виктор Толоконский и мэр Владимир Городецкий заявляют, что существующие льготы отменены не будут, в том числе и льготный проезд на пассажирском транспорте. Только с нового года пенсионеры будут получать денежную компенсацию за это, и люди не пострадают.
Как заявил в понедельник Владимир Городецкий, представляя депутатам городского Совета бюджетное послание на 2005 год, уже в ближайшее время им будет подписано распоряжение, касающееся механизма предоставления этих льгот. И тогда горожане получат ясное представление о том, каким образом новый закон будет реализовываться в Новосибирске.

Хорошая новость: дошкольники смогут ездить бесплатно

На последней сессии городского Совета депутаты внесли изменения в правила пользования наземным муниципальным транспортом.

Согласно этим правилам, действующим с 1999 года, пассажир имел право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до семи лет включительно. Теперь с учетом внесенных изменений пассажир имеет право бесплатно провозить всех следующих с ним детей в возрасте до семи лет. Правила распространяются на весь наземный муниципальный транспорт — автобусы, троллейбусы, трамваи. Кроме того, внесены изменения, касающиеся провоза ручной клади. Пассажир теперь имеет право провозить бесплатно сумку–тележку с диаметром колеса не более 25 см и длиной оси не более 50 см.

Частных перевозчиков пропустят через конкурс

Наряду с монетизацией льгот улучшить ситуацию на рынке призвано введение конкурсов на право выполнения пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети.

В начале октября в Новосибирске состоялся первый конкурс по новым правилам, которые были приняты еще в 2003 году. Длительная задержка с проведением конкурса была вызвана тяжбой муниципалитета и антимонопольного управления. Последнее считало, что некоторые положения конкурса ущемляют интересы перевозчиков, поскольку предоставляют преимущество крупным автопредприятиям, имеющим развитую техническую базу и оснащенным парком автобусов большой вместимости. Однако муниципалитет отстоял в суде предложенные условия конкурса. В соответствии с ними участники конкурса для победы должны набрать как можно больше баллов в виде положительных отзывов от Госавтоинспекции, Российской транспортной инспекции, Центра управления городским автоэлектротранспортом (ЦУГАЭТ) и т. д.
Перевозчики и городские власти, по–разному оценивая Положение о конкурсе, считают, что с его помощью удастся улучшить качество обслуживания горожан, а также упорядочить движение частных «маршруток» и автобусов. По мнению председателя конкурсной комиссии Владимира Меняйлова, конкурсная система — оптимальный механизм для привлечения перевозчиков. Она позволяет решать вопросы постановки транспорта на маршруты не келейно, как это было прежде, а гласно, комиссионно, с участием депутатов городского Совета. Кроме того, балльная система позволяет отсеивать недобросовестных перевозчиков и в то же время стимулирует перевозчиков работать на цивилизованной основе. Это очень важно, поскольку рынок сегодня переполнен и на многих маршрутах предвидится сокращение подвижного состава. К тому же после долгого моратория на конкурсы многие перевозчики перестали опасаться остаться без работы и снизили качество обслуживания пассажиров. Количество жалоб горожан на хамство кондукторов и водителей заметно увеличилось. С возобновлением конкурсов перевозчики будут более дружелюбны к пассажирам, поскольку поступающие жалобы не прибавят им шансов на победу.
Система конкурсного отбора будет стимулировать частников приобретать автобусы большой вместимости, с тем чтобы постепенно сократить количество ПАЗиков и ГАЗелей в городе.
Конкурсы также помогут департаменту транспорта оптимизировать сеть в целом и переполненные маршруты в частности. Например, на первый конкурс были выставлены четыре маршрута. На один из них заявок не поступило вообще. Это говорит о том, что маршрут либо нерентабельный (тогда его следует передать муниципальному транспорту), либо не востребованный пассажирами (тогда его следует закрыть).
Этим летом департамент транспорта мэрии с участием привлеченных из Москвы специалистов провел исследование пассажиропотоков на маршрутной сети Новосибирска. Данные пока обрабатываются. На основе этого анализа департамент планирует подготовить новый реестр маршрутов с указанием необходимого количества подвижного состава. Со временем этот реестр будет корректироваться. Будут совершенствоваться и условия конкурса. Предприниматели уже высказали ряд претензий к балльной системе. Департамент транспорта совместно с депутатами горсовета будет работать над Положением, чтобы сделать условия конкурса более объективными и понятными для участников перевозочного процесса.
Как заверил Владимир Меняйлов, конкурсная комиссия гарантирует, что «лишние» автобусы на маршрутах, где прошел конкурс, не появятся. Что касается муниципальных маршрутов, вопрос об их выставлении на конкурс пока не решен. Однако к концу года ситуация, возможно, прояснится.

Справка

Стоит отметить, что большинство частных перевозчиков приветствуют введение конкурсов, причем как довольно крупные предприятия, имеющие на балансе по 50–100 машин, так и частные предприниматели с небольшим парком автобусов.
Принципиальные разногласия по условиям конкурса между перевозчиками и мэрией остались прежними. Во–первых, конкурс должна проводить независимая служба единого заказчика, как это записано в законе о пассажирских перевозках. Сейчас конкурсы проводят депутаты горсовета с участием представителей департамента транспорта мэрии, в чье подчинение входит управление пассажирских перевозок. Поэтому неравенство между частными и муниципальными перевозчиками по–прежнему сохраняется.
Во–вторых, на конкурс должны выставляться все маршруты, как коммерческие, так и муниципальные. Этого требует закон. К тому же муниципальный транспорт по милости правительства лишился социального заказа на перевозку льготников.
Так же единодушно частные перевозчики приветствуют монетизацию льгот. «Она позволит системе пассажироперевозок соответствовать реалиям сегодняшнего дня и стать прозрачной», — заявил Николай Самойлов, директор ПАТП–15 и ПАТП–19. Аналогичной позиции придерживается и Светлана Кастомарова, председатель некоммерческого партнерства «Экспресс–Мотор». Они расценивают ситуацию на муниципальном транспорте как очень непростую, и в то же время частные перевозчики уверяют, что не желают развала муниципальных предприятий. «Если им будет плохо, то в этом цейтноте окажемся и мы», — заявил Николай Самойлов.

Муниципалы сохранят социальную функцию городского транспорта

Даже с прекращением бесплатной перевозки льготников муниципальные транспортные предприятия не намерены терять статус социально ориентированного перевозчика.

Возможно, это позволит им претендовать хоть на какие–то дотации из бюджета города.
Например, муниципальный транспорт будет обслуживать нерентабельные маршруты с малым пассажиропотоком, куда частник вряд ли пойдет. Даже в городе есть маршруты, которые нужны для пассажиров, но не нужны для перевозчиков. Впрочем, здесь могут быть разные варианты решения, в том числе с помощью частников. Например, предлагается выставлять на конкурс пакет маршрутов с условием, что крупный перевозчик «в нагрузку» к выгодному маршруту возьмет нерентабельный маршрут. Чтобы эта схема заработала, необходимо внести изменения в условия конкурса.
Еще один довод в пользу муниципалов: муниципальный транспорт будет мощным фактором по сдерживанию цен. Поскольку тарифы на муниципальном транспорте регулируемые, это позволит городским властям сдерживать рост цен на городских пассажирских перевозках. Это утверждение весьма спорное с учетом технического и финансового состояния муниципальных предприятий.
Наконец, с муниципальными ПАТП будет проще решать вопросы по выполнению задач МЧС и ГО в чрезвычайных ситуациях в целях обеспечения общественной безопасности.
Так что будет ли муниципальный транспорт на равных условиях участвовать в конкурсах — большой вопрос. Но уже сегодня наши транспортные руководители заявляют, что добиться прибыльности от муниципального транспорта нереально, ссылаясь при этом на мировой опыт.

Материалы подготовлены Юрием Голиковым. Фото Владимира Полякова. Рисунки Игоря Елистратова

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.