Новая архитектура в новом пространстве

Региональный форум DIA 2005, проходивший в прошлую пятницу в клубе «Golden Gate», стал для новосибирцев стартом общероссийского конкурса дизайнеров и архитекторов в номинациях «Архитектура», «Промышленный дизайн» и «Графический дизайн». Независимое международное жюри определит победителей в июне следующего года.

Премия в 10 тысяч долларов, учрежденная в 2003 году Фондом современного дизайна, должна привлечь профессионалов, стремящихся к новым формам творчества в области архитектуры и дизайна. В советские годы ничего подобного не наблюдалось, слова «креатив» вообще не существовало в природе. Облик Новосибирска составляли унылые панельные «хрущобы». Однажды руководитель отсталого государства Никита Сергеич нанес визит в Академгородок и настойчиво посоветовал строителям отказаться от возведения высотных домов. Мол, советские люди не должны поддаваться тлетворному влиянию гнилого Запада. Сейчас архитектурные веяния приходят к нам с того самого Запада. То, что нам кажется новым, для «них» — пройденный этап. Многие идеи выглядят инновационными лишь в российском пространстве. Куратор премии в номинации «Графический дизайн» Андрей Логвин, приехавший на форум из столицы, призвал потенциальных участников не стесняться выдвигать на премию самые «сумасшедшие» работы. Если не удается убедить клиента в целесообразности «бредовых», на его консервативный взгляд, идей, то жюри конкурса, состоящее из новаторов жанра, напротив, именно такие идеи и поддерживает. Критерии оценок — инновационность и креативность. Лекция Андрея Логвина «Инновации, которые изменили мир» сориентировала аудиторию, в каком направлении ей следует двигаться. Лектор продемонстрировал видеоколлекцию работ от успешных творческих групп, следующих самым передовым тенденциям в области архитектуры и дизайна. Никита Сергеич грохнулся бы в обморок от таких картинок.
«Суперинновационной идеей в чистом виде» Логвин назвал, например, пентограмму для шоколада «Таблерон». Когда у производителей появилось ощущение, что продажи их продукта упали, они обратились к дизайнерам с заказом освежить приевшуюся упаковку. В результате появилась специальная праздничная обертка, внутри которой угадывалась прежняя. Потребитель клюнул на этот фокус. Грамотный потребитель вообще любит клевать не столько на сам товар, сколько на фокус, с которым тот преподносится.
Выдумщиком фокусов, автором эффективных находок признан приглашенный на форум special guest star Евгений Райцес — главный дизайнер «Первого Канала». До этого времени он являлся арт–директором журналов «Птюч» и «Harper’s Bazaar», выполнял частные полиграфические заказы. Мастер продемонстрировал видео своих работ, среди которых был календарь одной солидной корпорации, которая хотела увидеть в нем все богатство современной полиграфии. И увидела: четыре понтона, тиснение матовым серебром, тиснение глянцевым серебром... Эта корпорация поддерживала фонд диких зверей и в следующем году заказала нечто, которое реализовало бы идею соединения живого и неживо-
го, искусственного и естественного. Райцес предложил оригинальный букет живых цветов, в которые были вставлены бутоны из фольги. Впрочем, такая идея гораздо раньше появилась у Набокова, который иронично описывал в романе «Ада, или Радости страсти» магазин художественных изделий, где герой пристально рассматривал изысканные композиции: «Он удостоверился в искусственности цветов и подумал о том, как странно, что такие подделки всегда норовят потрафить исключительно глазу, даже не пробуя передать заодно и ощущение влажной весомости листьев и лепестков... Мимоходом он тронул полураскрытую розу, и пальцы его обнаружили, что ожидание мертвой материи их обмануло, ибо взамен нее прохладная жизнь поцеловала их надутыми губками. «Дочка, — сказала госпожа Тапирова, приметившая его удивление, — всегда вставляет между подделок несколько всамделишных цветов».
Идеи витают в воздухе, но нужно уметь их ловить. И оказаться при этом единственным и не-
повторимым ловцом. Фантазия собравшихся на форум новосибирских специалистов получила существенную подпитку. К тому же им были подарены диски с роликами работ — финалистов прошлогоднего конкурса. Многие из этих проектов показались интересными и западным коллегам. Например, активно обсуждали объект москвича Ильи Вознесенского «Леса в лесах», превратившего стилистический каламбур в архитектурный. Летом 2002 года в березовой роще на берегу Клязьминского водохранилища в рамках фестиваля «Мелиорация» он заключил березовый островок в настоящие строительные леса. А на следующее лето объект оброс туристами благодаря тому, что на всех уровнях лесов появились ковры, циновки, гамаки, шезлонги, столы с креслами. Эксперт конкурса Роберт Шеффер нашел интересными эксперименты с открытым пространством и высотой, использование хорошо известных элементов в новом контексте, а также интервенцию в природу без ее разрушения.
Возможно, найдет широкое применение разработка москвича Вадима Кабардина (финалиста конкурса в номинации «Дизайн городской среды») — маскировочная одежда для города Urban Tour. Проект основан на аналогии с одеждой хаки, позволяющей маскироваться в природной среде, и на мысли, что город — среда агрессивная, в которой человек не хочет быть замеченным. Urban Tour помогает ему стать «невидимкой» среди шумных улиц и огромных зданий. Рисунок ткани для футболок и комбинезонов составлен из фрагментов городских образов, из осколков той самой среды, в которой житель мегаполиса хочет раствориться: светофор, часть уличного асфальта, газетного стенда или стены здания. Эксперт Роберт Шеффер назвал эту одежду высокотехничной и отметил, что ее достоинство заключается в постоянном контакте с городом. Победителем предыдущего конкурса является и редкий представитель «провинции» — новосибирец Константин Рогозин, добившийся успеха аж в двух проектах в номинации «Веб–дизайн». Его идея — создание сайта магазина футболок, где были бы смещены временные границы. То есть сайт должен быть таким, каким бы он мог быть в начале прошлого века. Цель — не просто скопировать дизайн той эпохи, но создать временной парадокс.
Организаторы конкурса считают, что в нем должно участвовать как можно больше специалистов из регионов. Именно поэтому они провели креативные форумы в Питере, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске. В марте эксперты конкурса осуществят выезды в эти города с лекциями, а в июле там состоятся публичные защиты конкурсных работ. Предполагаются жаркие дискуссии, профессиональное общение. Устроители конкурса, как заявлено в его концепции, «надеются создать реальные связи между российскими дизайнерами и промышленниками, что сможет дать новый импульс развитию этих областей в России».

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.