Льготные перевозки пассажиров остаются в сфере ответственности Российских железных дорог

С 1 января вступит в силу закон о монетизации льгот. Как эта реформа скажется на россиянах, пользующихся льготами на железнодорожном транспорте? Этот вопрос далеко не праздный, поскольку затрагивает интересы многомиллионной армии пассажиров, преимущественно социально незащищенные категории граждан. Для многих из них только железная дорога дает возможность хоть изредка встречаться с близкими людьми и родственниками, живущими в дальних регионах нашей необъятной страны. Только железная дорога в летний сезон обеспечивает доступный проезд для пенсионеров–дачников на их загородные фазенды. Неудивительно поэтому, что намерение правительства заменить натуральные льготы денежными компенсациями вызвало тревогу у многих россиян.

Спешим успокоить новосибирцев: в новом году на жителях Новосибирска и области, пользующихся льготами на железнодорожном транспорте, эта реформа практически не скажется. Наши льготники — как федеральные, так и местные — будут пользоваться льготным проездом на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении с небольшими изменениями. Однако во многих регионах, в том числе и соседних с Новосибирской областью, ситуация с льготным проездом на железнодорожном транспорте кардинально изменится. Там региональные льготники будут покупать билет на электричку за полную стоимость, взамен получая ежемесячную компенсацию. Сохранить натуральную льготу на проезд или раздать небольшие деньги людям — это решение принимали вовсе не железнодорожники (они как перевозчики льготы не предоставляют и не запрещают). Решение принимают субъекты федерации. Но, чтобы не возникло путаницы и сбоев в системе предоставления льгот, сегодня ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) совместно с федеральными и региональными органами власти ведут серьезную организационную и разъяснительную работу.

Федералы ездят по–старому

ОАО «Российские железные дороги» готово к реализации закона о монетизации льгот в части, касающейся железнодорожного транспорта. Сегодня в компании «РЖД» разработана и введена четкая технология организации перевозок пассажиров–льготников. В частности, разработан порядок предоставления льготного проезда, а также система контроля и учета льготных пассажирских перевозок.
Об этом заявил в минувший четверг первый вице–президент ОАО «РЖД» Хасян Зябиров на селекторной видеопресс–конференции в Москве. Пресс–конференция, в которой приняли участие более пятисот региональных журналистов от Хабаровска до Калининграда, была посвящена монетизации льгот в субъектах РФ для пользователей социальных услуг на железнодорожном транспорте.
С 1 января железнодорожники готовы возить всех федеральных льготников на прежних условиях. В соответствии с законом нескольким категориям граждан в составе набора социальных услуг (так называемого социального пакета) предоставлено право бесплатного проезда по санаторно–курортным путевкам к месту лечения и обратно, а также проезда в пригородном железнодорожном сообщении. В следующем году этими льготами воспользуются более 14 млн человек, проживающих на территории Российской Федерации. С этой целью между ОАО «РЖД» и Федеральным агентством РФ по здравоохранению и социальному развитию заключено соглашение на 2005 год. Согласно договору, федеральные льготники будут пользоваться правом бесплатного проезда в пригородных поездах без ограничения числа поездок и маршрутов. «Технология оформления льготных проездных документов максимально упрощена и приближена к действующему порядку, — пояснил первый вице–президент ОАО «РЖД». — Для оформления проездного документа в дальнем сообщении льготнику достаточно предъявить в кассу документы, удостоверяющие его личность и право на льготы, а также талон для оформления проезда к месту лечения, выдаваемый органами социальной защиты вместе с бесплатной путевкой на лечение».
Из федерального бюджета будет выделено 5,888 млрд рублей, которые пойдут на оплату безвозмездного проезда всех федеральных льготников. Деньги распределят между филиалами ОАО «РЖД» в соответствии с числом льготников, проживающих на их территории. Так, Западно–Сибирская железная дорога (ЗСЖД) получит 88,8 млн рублей на перевозку 184,4 тыс. льготников федерального уровня, проживающих на территории Новосибирской области.
Эти средства будут направлены на покрытие расходов РЖД на перевозку льготных категорий граждан. При этом пассажирские перевозки как в пригородном, так и в дальнем сообщении на сегодняшний момент остаются «планово–убыточными». Так, по итогам 2004 года ОАО «РЖД» ожидает убытки только от пригородных перевозок в размере 30 млрд рублей. Поэтому часть невосполнимых затрат на перевозку льготников железнодорожники возьмут на себя. Так что федеральные льготники могут быть спокойны: проблем с льготным проездом по железной дороге им ждать не приходится.

Регионы выбирают

Однако Хасян Зябиров заявил: «Серьезное опасение вызывает готовность субъектов РФ к принятию нормативных актов по монетизации льгот граждан, а ведь в их компетенции находится наиболее значительная часть льготников». На сегодняшний день региональные бюджеты «отвечают» за более чем 20 млн граждан, пользующихся правом льготного проезда. Регионы вправе сделать выбор. Они могут заключать договоры на перевозку льготных пассажиров с региональными филиалами ОАО «РЖД», а могут компенсировать льготникам затраты на проезд из регионального бюджета.
По словам Хасяна Зябирова, РЖД осуществляют пассажирские перевозки в 74 субъектах РФ. Но на сегодняшний день только двадцать регионов согласились заключить договоры на компенсацию проезда региональных льготников с 1 января 2005 года. Среди подписавших соглашение — Москва, Новгородская, Новосибирская области. «Если договоры с остальными субъектами РФ не будут подписаны, то проживающие в них региональные льготники должны будут с 1 января 2005 года приобретать билеты за полную стоимость», — предупредил первый вице–президент ОАО «РЖД».
Сегодня каждый регион сам решает, как ему заботиться о льготниках. Это приведет к тому, что с 1 января способы предоставления льгот по всем субъектам РФ будут различаться. Так, например, Москва предоставляет льготный проезд социально незащищенным москвичам, заключив договор с Московской железной дорогой, а Московская область выдает денежные компенсации к пенсиям. Это означает, что за столичными пенсионерами сохранен бесплатный проезд, а пенсионеры Московской области должны получить от органов соцзащиты на руки деньги и уже с ними идти в кассы за билетами.
Аналогичная ситуация складывается и в Западно–Сибирском регионе. Администрации Новосибирской и Кемеровской областей заключили соглашения с ЗСЖД о предоставлении компенсации за перевозку льготных пассажиров на 2005 год. В то же время руководство Томской, Омской областей и Алтайского края приняло решение о выплате денежной компенсации региональным льготникам.
Это означает, что новосибирский пенсионер, решив съездить в Томск, туда поедет бесплатно, а обратно — за полную стоимость. Впрочем, наш пенсионер сможет избежать оплаты, если предусмотрительно возьмет льготный билет «туда и обратно». Так что некоторое неудобство у региональных льготников может возникнуть, но только на межобластных маршрутах. На территории Новосибирской области наши льготники будут ездить без каких–либо ограничений как по количеству поездок, так и по направлению маршрутов. Всего в Новосибирске и области льготами на железнодорожный транспорт, предоставляемыми местным и областным бюджетами, пользуются 400 тысяч человек.
Пока не все вопросы с бесплатным проездом по ряду категорий льготников решены окончательно. Так, льготы для Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда сохранены, однако как будет компенсироваться их обслуживание железной дорогой, «пока документами не прописано», отметили представители органов соцзащиты. Неясно также, как будет компенсироваться проезд сотрудников силовых ведомств: в ряде случаев закон сохраняет за ними право на бесплатный проезд, но ни в федеральном, ни в региональном перечне этих льготников нет, и непонятно, кто будет расплачиваться за них. Такая же ситуация с детьми–сиротами, ликвидаторами и жертвами «атомных аварий». Впрочем, время для решения этих вопросов еще есть. Как уверяют руководители ОАО «РЖД», в случае возникновения каких–либо проблем и неурядиц решение будет приниматься в пользу льготника. В настоящее время сотрудники РЖД проходят специальное обучение с целью разъяснения льготникам их прав. Кроме того, для льготников действуют специальные «горячие линии», по которым они могут проконсультироваться со специалистами.

Оформить проезд льготнику не просто, а оЧень просто!

Для оформления проездного документа в дальнем сообщении льготнику достаточно предъявить в кассу документы, удостоверяющие его личность и право на льготы, а также талон для оформления проезда к месту лечения, выдаваемый органами социальной защиты вместе с бесплатной путевкой на лечение.
Оформление бесплатного проезда в пригородном сообщении производится на основании устной заявки по предъявлении документа, удостоверяющего право на бесплатный проезд, с последующей выдачей льготных проездных документов — билетов в билетных кассах или разъездными билетными кассирами.
Льготники, которые часто пользуются электричками, могут избежать ежедневного оформления билетов в кассе. Кроме разовых «бесплатных» билетов в обращение вводятся и абонементы на один, два и три месяца. А на тех железных дорогах, где есть системы автоматического контроля проезда, льготникам станут выдавать под залог смарт–карты.
Даже имея право на бесплатный проезд в пригородных электричках, каждый льготник, прежде чем занять место в вагоне, должен получить в кассе билет.


Свои вопросы о замене льгот денежными компенсациями можно задать специалистам Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию по телефону: 8–800–200–01–22.
Телефон горячей линии ОАО «РЖД»: (8–095)–262–50–50.
На ЗСЖД также начали работу телефоны горячей линии.
В дальнем сообщении:
— справочная: 005;
— горячая линия: 29–23–85.
Пригородные перевозки:
— справочная: 050;
— горячая линия «Экспресс–пригород»: 29–25–67.
Все телефоны работают круглосуточно. Звонки из любой точки страны бесплатные.
Кроме того, на вокзале Новосибирск–Главный работают специалисты ЗСЖД, которые отвечают на вопросы граждан по теме монетизации льгот с 9 до 18 часов.


Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.