Ночной дозор
С наступлением зимы новосибирская Госавтоинспекция проводит серию рейдов с участием
сотрудников городского отдела и областного управления ГИБДД. Инспекторы тщательно проверяют автомобили без государственных регистрационных знаков. Со «штабистами» из областного управления ГИБДД нес службу на дороге и корреспондент «НН» Юрий Голиков. Вечерний развод
Вторник, 18.00. Рабочий день у нормальных людей уже закончился. Небольшой конференц–зал областного управления ГИБДД заполнен до отказа. В свете иллюминации блестят золотом звездочки на погонах: майоры, подполковники, полковники — практически все сотрудники городского отдела и областного управления ГИБДД в сборе. Вечерний развод проводит главный госинспектор области Юрий Звягинцев. Спокойно и неспешно Юрий Кузьмич ставит задачи подчиненным. На дорогах города появилось большое количество автомобилей без государственных номеров. Кто–то ездит с просроченными «транзитниками», кто–то лишился номера по причине непройденного в срок техосмотра. Преступные элементы при совершении преступлений все чаще используют автотранспорт без опознавательных знаков. А потому весь личный состав городского отдела и облуправления выходит в вечерний рейд в помощь экипажам ДПС. «Чтобы ни один автомобиль без госномера не остался без вашего внимания», — ставит основную задачу Юрий Звягинцев. После развода наш экипаж в составе сотрудников отдела дорожной инспекции и организации движения областного УГИБДД Александра Ковалева и Александра Осипова отправляется на дежурство. Место нашей дислокации — площадь Горская. По дороге выясняется, что Александр Осипов участвовал в реконструкции транспортной развязки на этой площади. Тогда он работал в городском отделе организации движения. Со строительством кольца на Горской, а точнее «капли», новосибирские автомобилисты вздохнули свободнее — развязка получилась очень удачной, и пробок на подъезде с Октябрьского моста стало значительно меньше. По пути купили по хот–догу в придорожном киоске — все–таки конец рабочего дня, пора ужинать. А у нас только начало дежурства. — Что пить будем? Может, пивка? Ребята мою шутку оценили, но взяли «полторашку» лимонада. На Горской припарковали автомобиль в створ «капли», чтобы не мешать движению, и встали на площадку, разделяющую транспортные потоки. С площади открылась прекрасная панорама Оби и правобережья, залитого вечерними огнями. Было интересно наблюдать, как мощный автомобильный поток бесконечной вереницей поднимается с моста и разделяется на два рукава — по направлению проспекта Маркса и улицы Немировича– Данченко. Наш рейд пришелся на последний слякотный день запоздалой осени, хотя к вечеру заметно подмерзло. А потому автовладельцы еще не успели привести машины в порядок. Сумерки и застывшая грязь сделали свое черное дело: инспекторы стали останавливать автомобили, на которых отсутствовали номера. При ближайшем рассмотрении выяснялось, что номера есть, но так заляпаны грязью, что как будто их и нет. Водители сокрушенно качали головой — мол, «извини, командир, забыл с утра протереть». Некоторые сознавались, что уже неделю к номеру не подходили. После проверки документов инспекторы просили протереть номер и отпускали водителей с миром. — А почему не штрафуем? — поинтересовался я. — Ведь за нечитаемый номер полагается штраф 50 рублей, — похвастался я познаниями в Административном кодексе. — Штрафовать, конечно, надо. Но ты же сам видишь: сегодня еще слякоть. Мы же все понимаем. Вот подморозит окончательно, и тогда будем наказывать, — пояснил Александр Ковалев. Выходило, что в нашем экипаже водительской крови жаждал только я(!), такой же водитель– автолюбитель с семилетним стажем. Впрочем, одного автовладельца с грязными номерами мы штрафанули. И вполне заслуженно — сам напросился. А дело было так. Грязный номер Останавливает Александр Осипов серебристую «Тойоту–Чайзер», на каких обычно ездят коммерсанты средней руки. Из машины выходит холеный мужчина лет сорока без верхней одежды, зато в теплой кофте и джинсах. Инспектор, как положено, представился, проверил документы и, указав на грязный номер, вежливо попросил: «Устраните нарушение на месте». Хотя на официальном языке это называется «законное требование сотрудника милиции, находящегося при исполнении служебных обязанностей». Что бы после этого сделал нормальный водитель? Правильно, взял бы в салоне щетку или тряпочку и протер номер. Чего проще? Так делали абсолютно все водители. Наш «клиент» почему–то встал в боевую стойку и понес околесицу примерно следующего содержания: — Это кто тут правила нарушает? Я нарушаю? А вы еще больше нарушаете — вся милиция катается без страховки. Я работаю в областной администрации у самого (тут последовала фамилия крупного чиновника). Вы хотите проблем? Тогда оформляйте протокол! Я буду звонить (тут последовала фамилия крупного милицейского чина). Что за экипаж? (В раже он даже не заметил, что перед ним стоят два майора милиции.) Назовите фамилии! И все в том же духе. Ребята пожали плечами — мол, увольняйте нас на здоровье — и назвали номера своих жетонов. Александр Ковалев принялся оформлять протокол о правонарушении. Дело это небыстрое. Чтобы выписать мало–мальский штраф, нужно оформить кучу бумажек. Минимум полчаса на это уходит, если не больше. Инспектор отвлекается от несения службы, и водитель вынужден ждать. Зато торжествует законность! При этом оба с ностальгией вспоминают о прежних временах, когда штраф оплачивался на месте в пять минут. Пусть не так демократично, зато удобно и без волокиты. Побурчав еще для порядка и поговорив с кем–то по телефону о случившемся инциденте (либо сделал вид, что говорит с кем–то?), наш «клиент» как–то сник. Было видно, что он уже жалеет о случившемся. Минут через десять, продрогнув на морозном ветру, он уже жалобно просил: — Ну поскорее, что ли... На что майор благодушно ответствовал: — Сейчас–сейчас, еще немного осталось, а вы пока в своей машине погрейтесь. В этот момент мне стало жалко неврастеничного земляка. Я вышел к нему и спросил: — Зачем вы заварили эту кашу? Ведь нужно было только протереть номер. А теперь стоите, мерзнете... Водитель напрягся и начал, что называется, «отмазываться»: — А меня никто не просил об этом. А что они по пустякам придираются? Тоже мне нарушение — грязный номер! И пусть инспектор не врет, я не грозился его уволить. Тут уже я пожал плечами. Либо он меня просто не заметил, когда закатил истерику, либо... клиника. Чтобы как–то его успокоить, я рассказал о рейде, о его целях и задачах. Мне даже показалось, что «клиент» проникся идеей борьбы с грязными номерами. (Возможно, во мне умер неплохой психолог.) Получив копию протокола на руки, наш неврастеник уже вполне спокойно сел за руль. С его отъездом сразу полегчало на душе. Ну и как земля носит таких энергетических вампиров?! — И часто приходится сталкиваться с таким контингентом? — Да бывает. Каждый инспектор может рассказать, как его обещали уволить, засудить, создать проблемы. Люди ведь разные. Кто–то начинает ныть, как маленький ребенок: «Простите. Не наказывайте. Больше не буду», кто–то перечисляет фамилии начальников, кто–то пальцы гнет: «Я крутой. У меня крыша». Не по–мужски все это. Раз нарушил — не ной и не канючь, веди себя достойно и умей отвечать за свои поступки. Настоящих мужиков на дороге все–таки больше. Такая служба... Тут судьба улыбнулась нам. Следующий нарушитель оказался прямой противоположностью недавнего скандалиста — молодой предприниматель, владелец небольшой фирмы Николай. Добродушный и разговорчивый, о которых говорят «свой в доску парень», это был тот нарушитель, ради которого и затевался рейд. Николай с лета ездит на своем подержанном «Ниссане» без номеров и регистрации. Как объясняет сам Николай, у него несколько машин. «Ниссан» он решил продать, снял с учета, но машина «зависла», и теперь он чуть ли не каждый день платит штрафы за просрочку регистрации. Причем на инспекторов Николай не в обиде. Понимает, что виноват, и уже как родной садится в салон инспекторской машины оформлять протокол. — А почему бы тебе вновь не поставить машину на учет? — задаю я вопрос. Мы с Николаем легко перешли на «ты». — Да как–то времени все нет. И к тому же зарегистрированную машину труднее продать. Покупатель не хочет ждать, когда ее с учета снимешь. — А штрафы не обременяют? — Ох! Я за эту машину уже «штуки» две на штрафы выложил. Хорошо, что жена ходит в кассу оплачивать, а то бы из ГАИ не вылазил. — Не в обиде на гаишников? — А чего обижаться, сам виноват. А у инспектора служба такая. — У тебя есть предложение, как решить проблему с подобными нарушениями? — Думаю, нужно разрешить продление временной регистрации автотранспорта в ГАИ для всех желающих. Тогда продавцы машин не будут ездить с просроченными «транзитниками», а просто продлят срок их действия... Статистика выявленных нарушителей показала, что основная масса водителей, ездящих на автомобилях без номеров, — это как раз продавцы. Во всяком случае, они объясняли отсутствие регистрации желанием продать машину. Попался нам и покупатель, который приобрел автомобиль, но с постановкой его на учет затянул по причине утери паспорта. Уже после рейда я обратился к специалистам из УГИБДД за комментарием — как решить проблему безномерных машин? — и получил неутешительный для автомобильных коммерсантов ответ: выход один — регистрировать автомобиль в установленном законом порядке.
|
технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека |
По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите
администратору. © 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены. |