Осень патриарха

В Новосибирске с концертами выступил Александр Городницкий — легенда авторской песни, президент Ассоциации российских бардов, автор более 250 научных работ и такого же количества песен.

«Крокодилы, пальмы, баобабы (бабы, бабы)/ И жена французского посла!» — выкрикивали студенты 70–х, пьянствуя в общаге. Им хотелось свободы и недосягаемого Сенегала. «Тихо по веткам шуршит снегопад,/ Сучья трещат на огне», — задумчиво выводили геологи, докуривая последнюю сигарету. Им хотелось в тепло, домой. «К большой реке я наутро выйду,/ А скоро лето кончится,/ И подавать я не должен виду,/ Что умирать не хочется», — пели туристы, едва обсохнув после сплава. Им хотелось покорить тысячу новых рек. До сих пор люди поют эти песни, совпадающие с общим дыханием. Это вовсе не означает, что сейчас петь больше нечего. Но песни Городницкого пережили то время, когда больше нечего было противопоставить государственной идеологии. «В век «разочарований» и «обманутости» такое обезоруживающее полнодушие — уже на грани вызова», — писал о нем литературовед Лев Аннинский.
Народные барды выходят не из консерваторий, не из литературных вузов. Городницкий окончил Горный институт в Ленинграде. Он не намечтал, не нафантазировал корабль «Крузенштерн», ледоруб Гиссарского хребта, экспедиции в Туруханский край, сциллы и харибды северных рек. Через все это он прошел, прежде чем стать доктором геолого–минералогических наук, профессором–океанологом и... патриархом бардовской песни. «При ярком свете особенно видно, что я принадлежу к недовымершему экзотическому поколению бардов 60–х», — отрекомендовался Городницкий в начале филармонического концерта.
Во всех интервью он не устает повторять, что его поколение обречено на вымирание. Оказывается, происходит регресс жанра авторской песни, новая смена не народилась. Сплошь и рядом — псевдошансон или самодеятельные исполнители, которые спекулируют бардовской песней. Ее задавила масскультура. Директор Первого канал ТV, когда ему предложили программу об авторской песне, отрубил: «ДУХОВНЯК не берем — не кассово!» Кому ж оценивать ситуацию, как не Александру Городницкому, многолетнему председателю жюри Грушинского фестиваля — самого большого в мире фестиваля авторской песни?!
Только вот... Неужели так никого и не разглядел? Какова же тогда цена первого поколения, раз оно не воспитало продолжателей, не дало развития делу авторской песни? Большая цена этому поколению — потомков не счесть. Тогда пели на кухнях, а сейчас — везде. Но тогда пробивалась к свету «свободная песня в несвободной стране», а сейчас размножаются многие ее виды и подвиды. Талантливых авторов не стало меньше, просто они затерялись в огромной поющей массе. Тогда бардам БЫЛО труднее. Их гнали, гнобили, запрещали. А сейчас им СТАЛО труднее. Потому что настоящее существует рядом с псевдоискусством, которому везде у нас дорога. В Новосибирском бард–клубе «Гитара по кругу» происходит то же самое.
Городницкий — легенда. Ему позволено иметь несценический облик: выходить на публику в плохо сидящих брюках, безголосому, без гитары. Аккомпанирует ему художественный руководитель Московского центра авторской песни Александр Костромин, а мэтр всего лишь отбивает рукой ритм. Сегодняшнее поколение бардов, тех, которые выросли в профессиональных артистов, работающих над вокалом, техникой музицирования и созданием образа, бардами себя уже не называет. Для них бард — самодеятельный исполнитель, поющий у костра. Сцена требует большего. Другое дело, чего требует зрительный зал.
Зал на концерте Городницкого в филармонии полон: пожилые люди пришли поностальгировать. Воспоминания о юности прекрасны и томительны. В юность их возвращает человек, который тоже давно с ней расстался. Патриарх, которому перевалило за 70, иронизирует у микрофона над своим возрастом. Цитирует своего друга Губермана: «Время льется, как вино, сразу отовсюду. Но однажды видишь дно — и сдаешь посуду». И все же теперь, как и тогда, «атланты держат небо на каменных руках».
В Новосибирске профессора Городницкого и встречали как профессора. Лидер «Гитары по кругу» Владимир Аникеев, организовавший этот приезд, сообщил, что на днях с благословения и при участии Александра Моисеевича в Новосибирске открылось аж три бардовских клуба: Галич–клуб, бард–клуб в кофейне «Дежа вю» и телевизионная программа об авторской песне. Для кого ж они открылись, если авторская песня вымирает?

Я. К.

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.