Западно–Сибирская магистраль: направление реформы выбрано верно

С началом 2004 года компания «Российские железные дороги» (РЖД) вошла в новый этап масштабной реформы. Первые итоги процесса реформирования обнадеживают: на месте государственного предприятия было создано самостоятельное акционерное общество — ОАО «РЖД», не обремененное государственными функциями и работающее по законам об акционерных обществах.

Успешные производственные и финансовые показатели за минувший год свидетельствуют, что реформа на железнодорожном транспорте идет в правильном направлении.
На минувшей неделе в новосибирском пресс–клубе начальник Западно–Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Александр Целько подвел итоги работы компании за минувший год и рассказал о планах на год текущий.


Этапы большого пути

С окончанием 2003 года на железной дороге был завершен первый этап реформ. С 1 октября минувшего года Западно–Сибирская магистраль работает в новом формате — в рамках ОАО «РЖД». Этот этап дорога прошла вполне успешно, каких–либо трудностей пользователи услуг ЗСЖД — грузоотправители и пассажиры — не ощутили. В своей работе «железка» четко придерживается триединого принципа — это безопасность, доступность, сервис.
В настоящее время наступил второй этап реформы. Он заключается в юридическом оформлении собственности ЗСЖД. Несмотря на кажущуюся внешне формальность поставленной задачи, новый этап, по словам Александра Целько, очень ответственный и более сложный. Специалистам ЗСЖД предстоит в сжатые сроки — до конца первого квартала — произвести полную инвентаризацию всего имущества дороги. Это десятки тысяч объектов: земля, здания, сооружения и т. д. На каждый объект предстоит оформить право собственности в органах юстиции. Это гигантская работа, однако, по словам начальника железной дороги, есть все основания полагать, что работа будет завершена в срок.

Итоги и перспективы

Производственные и финансовые показатели на Западно–Сибирской магистрали за минувший год превзошли самые оптимистичные прогнозы специалистов: отправление грузов увеличено на 7,4% — это 15 млн тонн дополнительной погрузки, грузооборот возрос на 15,5%. Производственные успехи позволили руководству ЗСЖД полностью выполнить условия Коллективного договора и увеличить зарплату железнодорожникам на 30%, что вдвое превышает темпы инфляции. Причем рост доходов на дороге достигнут не за счет кармана потребителей, а благодаря росту производительности труда, снижению собственных издержек и оптимизации перевозок. Минувший год был рекордным по многим параметрам, в частности производительность труда на дороге возросла сразу на 20% — это небывалый результат! Таких показателей нет ни в одной отрасли. Благодаря оптимизации труда наши железнодорожники удержали себестоимость производства на предельно низком уровне. При официальном уровне инфляции 12,4% в стране на ЗСЖД себестоимость перевозок возросла всего на 3,7%.
Западно–Сибирская магистраль остается самым крупным и дисциплинированным налогоплательщиком в регионе. В минувшем году «железка» внесла более 12 млн рублей платежей в бюджеты всех уровней. В течение трех лет ЗСЖД четко выполняет условия реструктуризации прежней задолженности. В минувшем году по программе реструктуризации дорога внесла 1,2 млрд рублей.
Минувший год ЗСЖД сработала безубыточно, в сегодняшних планах дороги как акционерного общества — завершить год с прибылью. Как отметил Александр Целько, компания «РЖД» защитила в правительстве свой бюджет, в том числе по инвестиционным программам. Он обеспечивает дальнейшее усиление мощностей и обновление основных фондов.

По словам Александра Целько, дорога намерена сократить убыточность пригородных пассажирских перевозок. В качестве примера будет использован пятилетний опыт работы новосибирской компании пригородных пассажирских перевозок «Экспресс–пригород», которая в минувшем году впервые в истории железных дорог России вышла на безубыточные показатели.

В текущем году в целях увеличения объема перевозок и обеспечения безопасности будет направлено 4,5 млрд рублей на обновление путевого хозяйства.
Второе важное направление деятельности дороги — обновление подвижного состава. В текущем году железнодорожники должны отремонтировать 38 тысяч полувагонов. Как отметил Александр Целько, компании «РЖД» нужны новые вагоны. Те вагоны, которые сегодня выпускают наши заводы, не эффективны. При собственном весе 21 тонна такой вагон везет 65 тонн. Лучшие мировые образцы имеют совсем иные параметры: при весе 16 тонн вагон везет до 100 тонн. Такой вагон нужен нашим железнодорожникам. Именно поэтому ЗСЖД выступила инициатором нового проекта по выпуску вагонов на оборонных предприятиях Сибирского региона. Помимо твердого заказа на десятки лет вперед на приобретение вагонов железнодорожники намерены оказать поддержку промышленности в проектировании нового подвижного состава в кооперации с предприятиями транспортного машиностроения.
Не менее важным направлением для компании «РЖД» является обновление локомотивного парка. Ремонт локомотивов вынесен в отдельную инвестиционную программу. По словам Александра Целько, реализация этих программ позволит выполнить взятые объемы перевозок, а также обеспечить нормальное функционирование дороги.

Лицом к пассажиру

В текущем году руководству ЗСЖД придется решать одну из наиболее болезненных проблем железной дороги — сокращение убыточности пригородных пассажирских перевозок.
По словам Александра Целько, дорога намерена сократить убыточность пригородных пассажирских перевозок. В качестве примера будет использован пятилетний опыт работы новосибирской компании пригородных пассажирских перевозок «Экспресс–пригород», которая в минувшем году впервые в истории железных дорог России вышла на безубыточные показатели.
Однако в целом по ЗСЖД пассажирские перевозки остаются убыточными, несмотря на создание в минувшем году самостоятельных компаний во всех региональных отделениях дороги. В 2003 году убытки ЗСЖД от пригородных перевозок пассажиров в Кемеровской, Томской и Омской областях и Алтайском крае превысили в сумме 1 млрд рублей.
По словам Александра Целько, в этом году ЗСЖД намерена вдвое уменьшить убыточность пригородных перевозок, а в последующем вывести региональные компании на безубыточность. Для этого будет создана региональная управляющая компания, которая объединит все пригородные в рамках Западно–Сибирской железной дороги. Ее учредителями выступят ОАО «РЖД», администрации пяти субъектов Западной Сибири, муниципалитеты крупных сибирских городов. Не исключено, что в ее создании примут участие крупные коммерческие структуры. Как отметил Александр Целько, железная дорога не намерена решать проблему убыточности пригородных перевозок за счет банального роста тарифов. По мнению начальника дороги, это тупиковый путь. Повысить доходность можно за счет предоставления более качественных услуг пассажирам и расширения сервиса.
В частности, для сокращения убытков в прошлом году на ЗСЖД были ведены ускоренные поезда повышенной комфортности, соединившие в единую сеть крупные сибирские города — Омск, Томск, Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово и Барнаул. Как отметил Александр Целько, сегодня эти поезда успешно конкурируют с автомобильным транспортом. К тому же они позволяют дороге зарабатывать средства, поскольку все маршруты рентабельны. Поэтому проект будет развиваться и дальше. В 2004 году будут введены два дополнительных маршрута до Омска, а также сокращено время движения электропоездов: на омском направлении — до 6 часов, на барнаульском — до 3,2 часа. С введением в эксплуатацию поездов повышенной комфортности появилась достойная альтернатива автомобильному транспорту.
Что касается тарифной политики, то Александр Целько твердо заверил, что нового повышения тарифов в текущем году не будет. Постановлением правительства тарифы на железнодорожном транспорте были увеличены с января в среднем на 12%, а на пригородных перевозках — на 10%, что ниже уровня инфляции. В то же время, у железной дороги серьезно возросли затраты на использование электроэнергии — энерготарифы для дороги подскочили сразу на 48%! Тем не менее железнодорожники не намерены переносить эти затраты на плечи своих клиентов — грузоотправителей и пассажиров.
«Мы соблюдаем правила игры, определенные правительством, и поднимать вопрос о повышении тарифов на железнодорожные перевозки не будем», — заявил Александр Целько.

В 2003 году Западно–Сибирская железная дорога отгрузила свыше 227 млн тонн грузов, что на 1,77 млн тонн больше плана и на 15,5 млн тонн больше аналогичного показателя 2002 года. Грузооборот составил 209,7 млрд тџкм, пассажирооборот — 11,45 млрд пџкм. Согласно плану ЗСЖД в 2004 году грузооборот должен вырасти на 4,7%, пассажирооборот — на 1,8%.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.