IT в банковской сфере

На следующей неделе в Hовосибирске состоится семинар «Информационные и телекоммуникационные технологии городов России».

Hа семинаре будет рассмотрен опыт реализации программ информационно–коммуникационного развития городов Сибири («Электронный город»), в том числе на примере целевой программы «Электронный Hовосибирск на 2001 — 2006 годы».
Участники семинара обсудят вопросы построения городских (в том числе мультисервисных) сетей, практического применения электронной коммерции в системе государственных закупок, оплаты коммунальных услуг, внедрения телемедицины и других технологий.
Это уже второе мероприятие подобного рода, проводимое некоммерческим партнерством «Информация и технологии». Первым был летний семинар 2003 года на тему «Инфокоммуникационные технологии России и Сибири», собравший более 150 участников — представителей российских компаний. Этот семинар помог понять, как развивается рынок телекоммуникаций, какие задачи невозможно решить без сотрудничества компаний–операторов рынка.
Hекоммерческое партнерство «Информация и технологии» создано в 2002 году. Участниками партнерства выступили ведущие операторы рынка телекоммуникаций Сибири, компании–системные интеграторы, сибирские представительства крупных банков и зарубежных компаний. Семинар «Информационные и телекоммуникационные технологии городов России» состоится 12–14 февраля.

Банковский бизнес нуждается в IT–продукте

Общепризнанно, что Новосибирск является весьма высокотехнологичным в банковской сфере городом. Информационные технологии в банковской сфере стремительно развиваются. «Банки» и «высокие технологии» — эти два понятия неразрывно связаны между собой. Легко формализуемые финансовые операции — идеальная почва для использования информационных систем. Не случайно, что финансисты первыми испытывают новейшие разработки, появляющиеся на рынке. Очевидно, что предела в совершенствовании технологической инфраструктуры банка не существует.
При этом службе автоматизации современного банка приходится решать комплекс задач — это совершенствование автоматизированной банковской системы, развитие интернет–услуг и платежных систем, модернизация телекоммуникационной инфраструктуры, поддержание надежной защиты информации.
Как отмечают специалисты, в настоящее время банковский сектор в целом вступает в период прямой зависимости успешности и эффективности бизнеса от качества используемых информационных технологий. Рынок становится все более открытым, требуется оперативное и эффективное управление ресурсами, глубокая аналитика, высокое качество клиентских услуг.
С течением времени отношения «банк — клиент» все больше будут переходить на уровень обмена безопасными электронными сообщениями, что позволит заметно увеличить количество различных сервисов, разработанных на основе информационных технологий.
К тому же число пользователей интернет–ресурсом, мобильной связью из года в год растет, что расширяет новые возможности для банков, которые активно используют информационные технологии в своем бизнесе. Это особенно заметно на примере развития систем электронных платежей. Причем для банковского мира Новосибирск, точнее Академгородок, известен как один из ведущих производителей автоматизированных банковских систем и систем электронных платежей. Не случайно многие IT–продукты, работающие на рынке, разрабатывались и внедрялись в нашем городе и после «обкатки» запускались в коммерческую эксплуатацию в других регионах.
Если на первом этапе развития электронных расчетов с клиентами преобладали электронные карты с использованием банкоматов, то затем получили развитие системы расчетов через Интернет, мобильные платежи.

Сеть электронных платежей накрыла город

Стремительное развитие в Новосибирске получила система «Город» — единая автоматизированная городская сеть приема коммунальных и других платежей от населения. Общее количество платежей, принятых через эту систему за прошедший год, составило 19,3 млн — это на 43% больше, чем в 2002 году.
Одной из важнейших составляющих успеха системы «Город» стало расширение сети поставщиков услуг и пунктов приема платежей. Общее число пунктов приема платежей превысило 250, появились пункты оплаты услуг по системе «Город» в городах области. К системе присоединилось более двадцати новых поставщиков услуг: новосибирцы получили возможность оплачивать по системе «Город» междугородную и международную связь и Интернет в кредит (8–180), услуги Интернет–провайдеров, ГИБДД и других поставщиков.
Кроме того, успешно развивался уникальный для жилищно–коммунального хозяйства проект — Центр начислений, реализуемый совместно с МУП РКЦ Новосибирска. Сейчас 64 ЖЭУ города работают в режиме он–лайн по технологии Центра финансовых технологий.
Однако главным качественным прорывом этого года можно признать развитие системы безналичных платежей и интеграцию с новыми платежными системами. В настоящее время оплатить различные услуги по системе «Город» с помощью карточек «Золотая корона» можно более чем в 70 банкоматах (в 2002 году таких банкоматов было только двадцать). Оплатить услуги горожане могут в Сибирском банке Сбербанка РФ, в отделениях новосибирского телеграфа, новосибирского почтамта, практически во всех коммерческих банках Новосибирска. Растет число интернет–платежей по карточкам международных платежных систем (VISA и MasterCard).

Платежи по мобиле — впервые в России

Не менее успешно в Новосибирске развивается система мобильных платежей, хотя с момента ее запуска прошло менее года.
Официальный старт первой межбанковской системы мобильных платежей SimMP состоялся 2 апреля минувшего года. Почти год работы нового для России проекта показал устойчивую динамику развития и растущий интерес со стороны банков и операторов сотовой связи к сервису «Мобильные платежи SimMP».
Система SimMP впервые объединила банки, сотовых операторов и торгово– сервисные предприятия в единую инфраструктуру обслуживания мобильных платежей.
Сегодня участниками системы являются более 70 банков и 15 операторов сотовой связи России.
В систему входят подразделения семи из десяти крупнейших операторов (GSM — МТС, Уралсвязьинформ, СМАРТС и другие) и такие банки, как «УралСиб» (Уфа), «Газбанк» (Самара), «Уралтрансбанк» (Екатеринбург), «Челябинвестбанк» (Челябинск), «Сибакадембанк» (Новосибирск), «Далькомбанк» (Хабаровск) и другие. Филиальные сети банков–участников, а также региональные представительства сотовых операторов охватывают почти все регионы России. Партнерами Системы SimMP стали такие ведущие производители–поставщики sim–карт, как GEMPLUS, Axalto, Giesecke&Devrient и ORGA–Зеленоград.
Принципиально новая форма удаленного управления средствами на банковском счете, которую предложила система SimMP, — с мобильного телефона — позволила банкам выйти на новый уровень работы с клиентами. По словам Алексея Кистанова, начальника отдела пластиковых карт ОАО КБ «Солидарность», «возможность использования мобильного телефона в качестве платежного инструмента — один из наиболее привлекательных ресурсов в работе с частными клиентами».
Менее чем за год работы к Системе SimMP подключилось более сотни поставщиков товаров и услуг, в числе которых операторы сотовой связи, интернет–провайдеры, городские телефонные и коммунальные службы, АЗС, такси, рестораны, гостиницы, кинотеатры и т. д. «Чем больше сеть приема мобильных платежей, — комментирует Василий Курдаков, начальник отдела новых услуг и технологий ООО «Южно–Уральский сотовый телефон», — тем лучше и банкам, и нам. Судя по тому, какими темпами развивается проект, можно ожидать хороших результатов».
По первым итогам работы можно констатировать, что количество транзакций по SimMP на одного клиента в месяц превышает подобный показатель по пластиковым картам в два–четыре раза. А средний ежемесячный оборот в системе составляет более 2000 рублей на одного клиента. Статистика показывает, что сервис SimMP способствует росту безналичных платежей от частных лиц и увеличивает остатки средств на банковских счетах клиентов.
Олег Скворцов, председатель Правления «Юниаструм–Банка»: «Наряду с интернет–банкингом телефонный банкинг также стремительно набирает обороты. В современном динамичном обществе особую актуальность приобретает возможность осуществления мобильных платежей, что выгодно и удобно как для банка, так и для клиента».
Система успешно развивается в Новосибирске и Челябинске. Новосибирцы могут гордиться: платить по счетам в любое время и из любой точки зоны обслуживания оператора мобильной связи — аналогов такого сервиса для плательщиков нет даже в Москве! Впрочем, в текущем году систему планируется запустить в коммерческую эксплуатацию еще в нескольких регионах России, в том числе в обоих столицах.

Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ (по материалам Интернет–сайтов)

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.