Сверхкороткая жизнь

В новосибирском театре «Глобус» открылась выставка «Мы помним» — живопись, акварель, short films (сверхкороткие фильмы) Максима Зонова. Экспозиция посвящена его памяти.

«Он был настоящий художник. Он жил здесь и одновременно — в каком–то параллельном мире, в который пускал немногих. Он совершал революции, но они были такие ласковые и добрые, что никто их не замечал. Просто в мире что–то менялось к лучшему», — написал в некрологе о Максиме Зонове его друг — архитектор Александр Ложкин.
— Незадолго до смерти Максим подарил друзьям кассету «SONE #1». В ней собраны снятые им видеофильмы, которые вошли в программу «Ночная смена» Дмитрия Диброва. Их мы будем показывать в течение того времени, пока будет работать выставка, — сказал ее организатор Денис Гусев. — Интерес к творчеству этого художника возник у меня благодаря программе Диброва. Но познакомиться с Максимом лично я не успел. Еще год назад захотелось провести его выставку. Но не получилось по техническим причинам. Сложно оказалось найти его картины. Неожиданностью для меня стало то, что не так просто отследить творчество человека, который везде прославился. Никто не систематизировал его творчество, не составлял каталогов. Картины разошлись по частным коллекциям. Его друзья Настя Казаринова и Алексей Казаринов предоставили пять работ из последней коллекции Максима «Настроение». Всего в ней было 30 работ, но где остальные, мы не знаем. Искусствовед картинной галереи Владимир Назанский хранит две работы Максима и тоже согласился включить их в экспозицию...
Десяток картин, разместившихся в малом фойе «Глобуса», Максим написал в 90–е. Они разные — то добрые, простодушные, словно рисовал ребенок, то тяжелые и мрачные. Руководитель галереи современного искусства «Черная вдова» (в ее проектах участвовал Максим) Настя Казаринова рассказала, что однажды одну из работ приобрел бизнесмен для своего офиса. Но вскоре принес назад: «Деньги можете не возвращать, только заберите картину. Не могу находиться с этим рядом: давит, мешает».
На этом багрово–коричневом полотне проступают очертания лица — искореженного, страшного. О чем думал, в каком настроении должен был находиться человек, написавший это? Говорят, так видят мир люди, которые предчувствуют скорую смерть. Она пришла к Максиму, когда ему было 36 лет.
Два года назад, 1 марта, друзья и коллеги Алексей Поливанов, Игорь Давлетшин и Максим Зонов мчались по Чуйскому тракту. Их малолитражный автомобильчик занесло, и в него врезалась встречная «десятка». «Мы были с ними в этой поездке, но ехали впереди на другой машине, — вспоминает Настя Казаринова. — В зеркало заднего вида увидели страшную картину и выскочили на дорогу. Сразу поняли, что Игорь и Леша погибли. Кости торчали в разные стороны. Все разбито в хлам. Максима мы увезли в больницу. Он прожил еще сутки».
Галерея «Черная вдова» организовала и провела вечер памяти, на который собралась тогда тьма народу. Через год выставку «Прощай, молодость!», посвященную погибшим художникам, устроила галерея «LeVall». Теперь эстафету принял театр «Глобус». Пришло два десятка человек. Со временем редеет количество людей, которые действительно могут сказать: «Мы помним». Они не только помнят — они напомнят. Среди них Яна Глембоцкая — директор Фонда Кондратюка, с которым сотрудничал Максим Зонов:
— Многие проекты, начинания и предприятия Максима имеют продолжение. Например, летом этого года в городе Канске Красноярского края снова будет проходить видеофестиваль сверхкороткого фильма. Он очень популярен, потому что участие в нем не требует особых навыков и специального образования, а нужно лишь наличие фантазии, воображения и желания снимать кино.
Радикальный художник Константин Скотников тоже хорошо знал Максима:
— Он не вписывался в традиционное культурное пространство, ненавидел официоз и делал то, что на дух не переваривалось профессиональным сообществом, которое определялось как Союз художников. Я жду, что хоть кто–нибудь из искусствоведов перестанет дуться на радикальное искусство, обратит внимание на то, что происходит в мире. Максим был одной из самых ярких творческих личностей в Новосибирске. На московской студии «Вест–Ист» режиссер Дмитрий Аврорин делает анимационный фильм о нем. Там оживают персонажи его картин: то рыбка поплывет, то птичка вспорхнет. Автор просил нас помочь собрать и отцифровать творческое наследие Максима. Этим мы сейчас занимаемся. И необходимо наконец написать монографию о нем.
— Ты и должен написать, — говорят ему.
— Конечно, я. Получается, кроме меня, некому...

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.