Сибирские леса обречены на топор

Проект нового Лесного кодекса вызывает у новосибирских экологов опасения за будущее Сибири, которые они выразили за круглым столом, состоявшимся на прошлой неделе по инициативе Сибирского экологического центра. Итогом встречи стало коллективное письмо правительству.

«Об остроте проблемы можно судить по реакции чиновников, — сказал руководитель пресс–службы Сибирского экологического центра Вадим Журавлев. — Люди, привыкшие вести себя осторожно и сдержанно, в шоке от проекта. Давно не видел такого единодушного отношения к проблеме».
Участники круглого стола пришли к выводу, что новый лесной закон представляет серьезную угрозу для России, особенно для огромных лесных массивов Сибири. «В том виде, в каком проект существует, он не должен быть принят на заседании правительства», — выразил общую мысль эксперт экологической организации «Гринпис Россия» Михаил Крейндлин.
Наибольшую опасность специалисты по лесному хозяйству увидели в главной идее кодекса — приватизации лесов. В законе не прописаны четкие правила и определенные обязательства собственника по отношению к лесу и местному населению. Регионы лишаются права распоряжаться лесным фондом. Это может привести к разрушению всей системы управления лесами в стране. Поэтому, пока еще можно предотвратить введение в действие данного варианта лесного законодательства, специалисты направили коллективное письмо президенту России Владимиру Путину и председателю правительства Михаилу Фрадкову.
Новосибирский круглый стол был назначен на 17 марта — канун рассмотрения проекта Лесного кодекса в правительстве. Последний вариант кодекса «Гринпис» получил вечером 16–го, а утром следующего дня Михаил Крейндлин прибыл в Новосибирск для участия в круглом столе. Для того чтобы это мероприятие получилось весомым, пресс– служба Сибирского экологического центра разослала приглашения представителям новосибирских государственных структур, экологическим организациям и прессе. Круглый стол собрался в конференц–зале Сибирского кадрового центра. С основным докладом выступил Михаил Крейндлин, его поддержали около двух десятков участников обсуждения и журналисты. За предложенный им текст письма проголосовали единогласно.
Михаил Крейндлин считает, что несовершенство проекта объясняется тем, что он «готовился узким кругом чиновников без широкого общественного обсуждения. Российские специалисты–практики лесного хозяйства, признанные в мире, не были вовлечены в этот процесс и даже отстранены». Круглый стол был собран с целью выработать жесткое отношение к ситуации и повлиять на нее.
Первый заместитель председателя исполкома межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Владимир Аксенов считает, что введение нового документа отразится именно на сибирских регионах, где сосредоточен основной массив лесов страны. Начальник отдела лесопользования по Новосибирской области Николай Сальников уточнил, что Лесной кодекс если и приемлем, то для условий европейской части, — там, где преобладает колчечная система лесов, то есть леса расположены небольшими участками. Но в Сибири сложился особый режим ведения лесного хозяйства, который нельзя нарушать. «Если запустить арендаторов, то произойдет хищническое истребление лесов, — сказал он корреспонденту «НН». — Через 15–20 лет от Сибири останутся голые поля. Появятся молодняки, но они не будут давать ценный товар — древесину».
Арендатору будут не нужны лесхозы, формировавшиеся десятилетиями. В Новосибирской области их 27. Здесь и в других областях они дают сельскому населению основную работу. Тогда 120 тысяч работников лесного хозяйства Сибири ее потеряют. Частный собственник сможет распоряжаться приобретенной территорией как ему вздумается, стремясь извлекать максимальную для себя прибыль. Его решение запретить населению посещение леса приведет к массовому недовольству. Лес веками был кормильцем крестьян: тайга давала пушнину, ягоды, грибы, шишки. Да и горожане зависят от леса: грибники, туристы, лыжники. Путешествие в лес — главная возможность отвлечься от загазованного города.
Специалисты предсказывают: следствием вырубки лесов станет неминуемая экологическая катастрофа. Обречены на вымирание флора и фауна. Ухудшится качество воздуха. Произойдет разрушение береговой полосы Оби. Начнется смывание чернозема с полей. Неизбежно образование балок и оврагов.
Вадим Журавлев, как и все в Сибирском экологическом центре, воспринимает ситуацию пессимистично: «Не понимаю, зачем правительству нужен колоссальный рост социальной напряженности в деревне. Развяжется гражданская война: по одну сторону — сердитые мужики с берданками, по другую — люди в черном с автоматами. Грядет революция не меньшая, чем приватизация промышленности. Второй раз наступаем на одни и те же грабли? Скоро общество воскликнет: что мы наделали! — но будет уже поздно. И опять революционные судороги и экономические займы».
На следующий день после круглого стола, 18 марта, письмо из Новосибирска, как и письма из других регионов России, легло на стол правительства. Природоохранительные организации России собрали более четырех тысяч подписей с просьбой рассмотреть предложения и поправки и учесть их в новом документе. Михаил Фрадков поручил Минэкономразвития и Минприроды в течение месяца доработать документ. МАСС отслеживает работу по принятию закона о лесе в Москве. В наблюдательную группу входят крупнейшие специалисты и ученые. По сообщению информационного центра МАСС, 29 марта пройдут парламентские слушания по вопросам совершенствования лесного законодательства. Позицию сибирских регионов озвучит председатель Законодательного собрания Иркутской области Геннадий Истомин.
В «Гринпис» накопился большой опыт по решению экологических проблем, вплоть до рассмотрения судебных споров. «Три раза мы проигрывали дела по экологии, — сказал Михаил Крейндлин. — Но 22 января отметили большую победу. В этот день было оглашено решение московского суда по отмене части постановления правительства по изъятию земель Сочинского национального парка под охотничьи угодья. Это было незаконное постановление. Нам повезло, что суд и Генеральная прокуратура жестко встали на сторону закона».
Победы «Гринпис», других специалистов и общественности в вопросе нового Лесного кодекса ждут многие люди. В том числе Николай Кабалин, проработавший 60 лет в лесном хозяйстве Новосибирской области. Начинал он как лесник, а на заслуженный отдых ушел с поста начальника управления лесного хозяйства. Под его руководством было посажено 37 гектаров полезащитных полос и более 350 тысяч гектаров леса. Николай Иванович, на днях отметивший свое 85–летие, выразил свое возмущение корреспонденту «НН»:
— На Руси Великой лес всегда был государственной собственностью, а значит, всенародной. Принятие нового лесного закона — это роковая ошибка для России. Это преступление перед Родиной.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.