Фотографии, у которых нет негатива

Что такое метатеатр? Позвоните в Париж Валентину Тилю Вальгреку Самарину, спросите. Он ответит пространно и витиевато, вы ничего не поймете. Приходите в картинную галерею — там открылась его фотовыставка «Метатеатр». Спросите специалистов, что это значит, они объяснят. Только вы все равно ничего не поймете. И правильно сделаете.

Во время открытия «Метатеатра» в выставочном зале НКГ вдруг зазвонил телефон. «Это Валентин из Парижа», — сказал куратор выставки Владимир Назанский, и не пошутил. К телефону приставили микрофон, и за тысячи километров отсюда автор долго объяснял народу научную концепцию своего творчества. Затем к телефону по очереди подходили местные фотохудожники и выражали мэтру свое почтение.
У его работ три основные темы: Ленинград с его тенями и призраками, балет как пластический театр и творчество великих. Образ родины тревожен, несет отпечаток настроения автора, когда он там жил. В театральной серии отразились хореографические миниатюры Леонида Якобсона, балет Бориса Эйфмана, Мориса Бежара. Вальгрек снимает картины Дали, Пикассо, Шагала, Кандинского, но подчеркивает, что это вовсе даже не репродукции, а «невидимые сигналы бытия». Фотохудожникам, пристрастно изучающим экспозицию, есть о чем порассуждать, а заодно блеснуть знанием терминологии и предмета в целом.
Владимир Назанский привез эту выставку из Питера, получив ее из рук друга автора — художника Вальрана, который и посодействовал телефонному знакомству сибиряка и парижанина. «После разговора с ним у меня обострилось ощущение уникальности жизни, — поделился впечатлением Владимир Назанский. — Мы существуем в этом пространстве всего один раз. И у нас только один шанс себя проявить. Но жизнь такова: только воспаришь — а тебя в тину. А он погружен в это небытовое состояние, он в нем живет».
Полуцветные изображения одновременно и текучие, и застывшие. Они клубятся, превращаются в засасывающую пропасть, или наоборот: выталкивают тебя на поверхность клокочущей лавы. Помните сны Бананана в фильме «Асса»? Вполне возможно, что автор заснял их на пленку. Хотя рассказывают, что все было вот как. Он внезапно появлялся среди приличных людей в красном шейном платке, вздымал над головой фотоаппарат, щелкал кнопкой. Говорил пару резких нелепых фраз, отвечал невпопад, исчезал. Дома, в ванной, печатал фотографии.
За 30 лет он сделал пять тысяч фотографий. Многие несут следы времени: потрепаны на уголках и даже, кажется, чуть выцвели. Напечатать точно такую же коллекцию невозможно. Автор никогда не пускал свои творения в тираж. Каждое фото Тиля Вальгрека уникально потому, что не имеет дублей. Даже если бы вы раздобыли негативы, то ничего бы не воспроизвели. Потому что главные процессы происходили с отпечатком в кювете, наполненной окрашивающими растворами. Что получится в итоге, даже автор не мог предсказать. Но был убежден, что магия каждого мгновения неповторима. А если его расспрашивали, пускался в пространные объяснения о разных измерениях, зафиксированных на бумаге.
Не каждый желал слушать философа от фотографии. И вообще, в то время как лучшие художники отечества боролись за искусство соцреализма, этот неблагонадежный тип вещал об экспериментах в андеграунде. Добрые люди пустили слух, что он не в себе. Это было на руку КГБ. Валентина Самарина арестовывали, допрашивали, держали в психушке на Арсенальной, а в 81–м выслали из Москвы в Париж. В этом благословенном месте он пребывает по сей день под красивым именем Тиль Вальгрек и продолжает с помощью фотографии размышлять о метафизических глубинах бытия.
Чтобы помочь зрителю сконцентрировать внимание, сотрудникам НКГ пришлось славно потрудиться. Художник–оформитель Евгений Юсов потратил неделю на оформление экспозиции. В отличие от московских выставок, где работы «не дышали», потому что были забраны в рамки, он подобрал серые просторные паспарту. Но это еще полдела. «Важно продумать композицию выставки. То есть скомпоновать каждую стену так, чтобы работы не мешали одна другой, а то ведь среди них есть конфликтные, они как ежики друг с другом. Одна картинка должна работать как акцент, другая — ее поддерживать. В общем, я размещал выставку, следуя законам восприятия. Зрителю должно быть легко», — поясняет Евгений.
И все же зрителю не так уж легко. Потому что такие выставки требуют культурологического багажа и напряжения мозгов. Или не требуют — если отнестись как к холодному экспериментаторству.

Я. К.

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.